Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Специальная дошкольная педагогика Студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 317

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
19

Итак, на данный момент психологи придумали множество определений агрессии, агрессивного поведения и агрессии, но следует отметить, что единого и общепринятого определения нет. Было предложено значительное количество классификаций, которые не только не согласуются по своим ключевым моментам, но и часто противоречат друг другу. Кроме того, это явление характерно как для зарубежной, так и для отечественной психологической теории. На данный момент мы можем сказать, что агрессивное поведение - это поведение, направленное на нападение на объекты, которыми могут быть живые существа или неодушевленные предметы.

1.2 Особенности агрессивного поведения младших школьников


Агрессия школьного возраста - одна из самых серьезных проблем современности.

На протяжении десятилетий ученые предлагают множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть полным и широко используемым. Многие условия влияют на психологическое здоровье ученика. Однако одним из общих и основных патогенетических факторов является недостаточный учет современной школой и обществом в целом глубоких закономерностей и потребностей этапов формирования личности, а также игнорирование индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей детей, стандартизованных требований к организации учебного процесса.

В этот период увеличивается подвижность нервных процессов, преобладают процессы возбуждения, что определяет повышенную эмоциональную возбудимость и неугомонность младших школьников. К 7 годам лобные отделы полушарий головного мозга морфологически созревают, что создает основу для большей гармонии, по сравнению с дошкольниками, процессов возбуждения и торможения, необходимой для развития сознательного волевого поведения. Развитие мышц и средства управления им не синхронизированы, у детей этого возраста есть особенности в организации движений.

Крупные мышцы развиваются быстрее, чем маленькие, поэтому дети более склонны выполнять сильные и быстрые движения, чем маленькие, требующие точности (например, при письме). При этом повышение физической выносливости, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом повышенная утомляемость и нервно-психическая уязвимость остаются характерными для детей. У младших школьников работоспособность обычно резко падает через 25-30 минут после начала уроков и после второго урока. Дети устают от продленных групп, а также от повышенной эмоциональной насыщенности занятий и занятий.20

Физиологические преобразования вызывают большие изменения в душевной жизни ребенка. Обучение произволу (планирование, выполнение программ действий и осуществление контроля) выдвигается в центр умственного развития. Происходит улучшение когнитивных процессов (восприятие, память, внимание), формирование высших психических функций (речь, письмо, чтение, счет), что позволяет ребенку младшего школьного возраста выполнять операции уже более сложные, чем дошкольник.



Именно в этом возрасте ребенок впервые начинает четко осознавать взаимоотношения между ним и его окружением, понимать моральные оценки, значение конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

С приходом в школу эмоциональная сфера ребенка меняется. В возрасте 7 лет начинается процесс различения внешних и внутренних сторон личности ребенка, который порождает множество переживаний. По мнению Л. С. Выготского, в опыте младших школьников можно выделить несколько важных характеристик.21

1. Переживания приобретают смысл, т.е. ребенок начинает понимать, что это значит: «Я счастлив», «Я злюсь», «Я злюсь», «Я добрый», имеет значительную ориентацию в своих переживаниях.

2. Происходит обобщение переживаний или логика чувств.

3. Понимание переживаний может вызвать между ними острую борьбу.

Наиболее существенное влияние на детей оказывают острая психическая травма и хронические психотравматические эффекты.

Осмысленная ориентация в своих переживаниях, их обобщение постепенно формирует уровень потребностей ребенка в себе, в своих успехах и в своем положении. Достигнув успеха или потерпев поражение, он может, образно выражаясь В.С. Мухиной, чтобы попасть в «ловушку сопутствующих негативных образований», испытывая зависть или чувство непохожести по отношению к другим. В то же время развитие способности идентифицировать себя с другими помогает ослабить давление негативных образований и выработать общепринятые позитивные формы общения.22

Феномену человеческой агрессии посвящено большое количество исследований в отечественной и зарубежной науке. Это связано с обострением проблемы агрессии в различных социальных группах (в семье, в дружеских компаниях, среди учебных заведений). Вызывает тревогу явно возрастающий уровень агрессивного поведения уже в школьном возрасте. Этот период онтогенеза многие авторы характеризуют как кризисный, сопровождающийся нестабильностью настроения, поведения и новообразованиями, связанными с поступлением в школу.

Различные формы агрессии младших школьников, особенно ее немотивированные и иррациональные проявления, сбивают с толку их родных и близких. Наиболее важные движущие силы патологической агрессии - это колебания эмоций. Родители отмечают у своих детей появление депрессивных расстройств, которые находят отражение в поведении, а также фиксируют проявления: сначала в виде единичных случаев, затем более частых действий. Во многих случаях характер действий объясняется конфликтами в семье, школе и других социальных группах.


Именно в младшем школьном возрасте социальные условия развития ребенка приобретают важнейшее значение. В этом возрасте социальная среда, социальная ситуация развития во многом определяют социальные установки, нравственные представления и личностную ориентацию младшего школьника. При неблагоприятных условиях развития, неадекватных условиях процессы роста и самосознания могут искажаться и приводить к асоциальным, деструктивным, дезадаптивным и агрессивным формам поведения.

Изменение социального статуса, принятие новой роли и в целом изменение образа жизни может привести к нарушению поведения младших школьников. Одно из таких поведенческих расстройств - агрессия.

Формирование агрессии в детстве обусловлено множеством факторов:

  1. - массовая демонстрация сцен насилия;

  2. - стиль воспитания в семье ребенка (гипер- и гипо-уход);

  3. - индивидуальные особенности ребенка (низкий уровень активного торможения, пониженная произвольность и др.);

  4. - нестабильная социально-экономическая ситуация в стране;

  5. - социально-культурный статус семьи и др23.

Семейное окружение и воспитание играют решающую роль в развитии агрессивного поведения ребенка. Характер эмоциональных отношений, утвержденные формы поведения, пределы допустимых, типичные реакции на определенные действия и действия - вот параметры, которые психолог должен обнаружить в процессе работы с агрессивным ребенком. Если его родители ведут себя агрессивно (словесно, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то, наверняка, эти проявления будут в нем повсеместными и станут его чертой характера.24

Кроме того, агрессия тесно связана с проявлением чувства ревности, ненависти, зависти, негодования, гнева, страха, гнева; Особенно это заметно в рассматриваемом нами возрасте (7–8 лет), когда эмоциональная сфера еще не устойчива.

Одной из причин проявления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка своим статусом в группе сверстников, особенно если он хочет лидерства. У детей статус определяется несколькими факторами:

- широта перспективы;

- владение красивыми и популярными школьными материалами;

- внешняя привлекательность, чистота, чистота;

- организационные навыки;

- положительная самооценка взрослого и т. д.

Взаимодействие со сверстниками играет важную роль в формировании у ребенка представлений о возможных способах проявления агрессии, о нормах и пределах ее использования, в том числе ответной реакции.


Просмотр детских телепередач и видеороликов, наполненных сценами насилия и жестокости, оказывает скорее отрицательное, чем положительное влияние на поведение и личность ребенка, имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего, ребенок осваивает новые, неизвестные формы агрессивного поведения. Кроме того, ослабляются силы, сдерживающие агрессию.

Также следует отметить, что многие современные юные школьники любят агрессивные по содержанию компьютерные игры. В отличие от фильмов, игры дают возможность стать участником процесса, ребенок в них может реализовать себя, тем самым заявив о себе.

Еще одной причиной появления агрессивности у детей может быть чувство страха и боязнь нападения. Это стимулируется тем, что, скорее всего, ребенок неоднократно подвергался телесным наказаниям, унижениям и оскорблениям25

Иногда агрессивность - это способ привлечь внимание других людей. Причина его использования - неудовлетворенная потребность в общении и любви. Чаще всего агрессивное поведение наблюдается у ребенка в критические периоды возраста.

Агрессивность ребенка может быть реакцией на развод родителей. При этом способы реагирования на ситуацию различаются в зависимости от пола и возраста ребенка.

Агрессивность может выступать и в форме протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например, потребности в движении, в активной деятельности. А пребывание в школе как раз и ведет к ограничению движений. Первоклассники не могут длительно заниматься одним делом, активность в них заложена физиологически.

Агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию – функцию самосохранения как физического, так и эмоционального26

В сфере «ребенок - взрослый», помимо отношений «ребенок - родитель», возникают новые отношения «ребенок - учитель», поднимающие ребенка до уровня социальных требований его поведения. Кроме того, в личности учителя нормативные требования могут быть воплощены к ребенку с большей определенностью, чем в семье, так как в первичных условиях общения ребенку довольно сложно не только отличить, но и различить. оценить характер его поведения. В связи с этим только учитель, который жестко предъявляет требования к своим ученикам, оценивая их поведение, создает определенные условия для социализации поведения учеников.