Файл: Программа переподготовки Государственное и муниципальное управление.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Программа переподготовки «Государственное и муниципальное управление»
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«Социально-политические механизмы предупреждения коррупции в муниципальном образовании»
| | ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА слушатель группы № 111-ГМУ ___________________________ (подпись) |
| | |
| | Научный руководитель: РОМАН КОНСТАНТИНОВИЧ, доцент, д.соц.н. ________________________________ (подпись) |
РОСТОВ-НА-ДОНУ, 2021г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования феномена коррупции………………………………………………………………………..7
1.1.Понятие и виды коррупции, ее сущностные характеристики и основные подходы к исследованию………………………………………..........................7
1.2. Коррупция в современном мире: отечественный и зарубежный опыт противодействия коррупции…………………………………..……………....18
Глава 2. Направления совершенствования механизмов предупреждения коррупции в муниципальном образовании…………………..……............24
2.1. Социальные и политические механизмы предупреждения коррупции: современные муниципальные практики (социологический анализ)…………………………………………………………………………...24
Заключение…………………………………………………………………......40
Библиографический список………………………………………………….43
Приложение 1………………………………………………………………......49
Введение
Среди глобальных проблем современности, от решения которых зависит дальнейшее развитие мирового сообщества в новом столетии, одной из самых острых является проблема коррупции. Являясь серьезнейшим противоречием глобализации, одним из вызовов мировому развитию коррупция приобрела новое качество, которое выражается в ее транснациональных формах.
Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в России остается высоким. Коррупционность должностных лиц и государственных структур является препятствием на пути развития рыночной экономики, создания и функционирования демократических институтов в стране. И следствием этого происходит снижение доверия международной общественности и граждан к государственному аппарату, а также замедление демократических преобразований страны. Многочисленные исследования показывают, что в той или иной степени коррупцией поражены все системы социального управления, причем не только в публичной, но и в негосударственной сфере.
Особо острым для Российской Федерации является вопрос о выработке и претворении в жизнь эффективной антикоррупционной стратегии, которая включала бы в себя не только меры уголовной репрессии, но и меры по предупреждению коррупции. Основополагающим законом по предупреждению и противодействию коррупции у нас в стране является федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008года №273 ФЗ «О противодействии коррупции».
Опираясь на международную практику, регуляция борьбы с коррупционными проявлениями и управление ею только лишь законом о противодействии коррупции не принесет нужных результатов. Учитывая многообразие коррупционных правонарушений, условий и причин, которые способствуют ее совершению, антикоррупционная программа должна включать весь комплекс законодательный актов, которые бы охватывали различные сферы ее проявления, а проводимые мероприятия должны стать системными, реальными, непрерывными, а главное недорогостоящими.
Эффективность мер антикоррупционного предупреждения со стороны государственных структур и институтов гражданского общества на сегодняшний день оставляет желать лучшего, так как система мер является недостаточно совершенной, сложной и дорогостоящей в реализации, неадекватной масштабам этого явления и потребностям общества.
Для продвижения процесса предупреждения коррупции необходимы разработка и осуществление целого комплекса разнообразных и последовательных мер административно-правового и организационного характера, направленных на предупреждение и пресечение коррупции с учетом специфики сфер распространения коррупции. Предпринимаемые меры должны иметь под собой научную основу, учитывать, как отечественную практику, так и опыт зарубежных государств в противостоянии коррупции.
Основные аспекты предупреждения и противодействия коррупции были освещены в работах как российских, так и зарубежных авторов по социологии, политологии, криминологии, международному и уголовному праву: Г.Дж. Бермана, З.Г. Зинченко, Р.К. Овчаренко, А.А. Буданова, Л.Д. Гаухмана, С.А. Воронцова, А.В. Понеделкова, А.И. Кирпичникова, Н. Симония, и других.1
Распространенность коррупции, негативные последствия, к которым она приводит, недостижение целей минимизации коррупционных проявлений на современном этапе свидетельствуют об актуальности исследуемой темы и проблем предупреждения коррупции и их научного обоснования.
Объектом исследования являются общественные явления коррупции на уровне муниципального образования.
Предметом исследования являются социально-политические механизмы предупреждения коррупции в муниципальном образовании.
Цель выпускной работы состоит в рассмотрении теоретико-методологических основ изучения феномена коррупции и разработке научно обоснованных мер по совершенствованию механизмов предупреждения коррупции в муниципальном образовании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
-
анализ различных подходов к определению понятия коррупции, коррупционных правонарушений и видов, описание и анализ аспектов коррупции, упорядочение понятийного аппарата и теоретических положений; -
изучение генезиса коррупции, а также истории формирования и совершенствования российского и международного антикоррупционного законодательства; -
выявление и описание причинности коррупции на основе социологического анализа данных социологического опроса населения; -
разработка комплекса рекомендаций по совершенствованию механизмов предупреждения коррупции в муниципальном образовании.
Методами исследования служат основополагающие общефилософские методы познания, системный и структурный подходы к исследованию. Разработка темы диплома потребовала применения многопрофильной методики. Использовались общенаучные (анализ, синтез, абстрагирование, дедукция и индукция) и частно-научные методы, в том числе исторический, социологический (анализ документов, анкетный опрос), формально-юридический, описательно-аналитический, системно структурный, статистический методы анализа и объяснения социальных и правовых явлений.
Для определения основных направлений в совершенствовании механизмов предупреждения коррупции в рамках настоящей квалификационной работы была разработана и реализована в апреле 2021 года в качестве пилотного проекта авторская программа социологического исследования: «Отношение населения муниципального образования к проблеме коррупции».
Теоретическая и практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы при разработке методических пособий для социологических и политологических курсов повышения квалификации, для курсов государственных и муниципальных служащих.
Структура работы: выпускная работа бакалавра состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе выпускной работы, посвящённой теоретико-методологическим основам исследования феномена коррупции, рассматриваются понятие, виды, сущностные характеристики и основные подходы к исследованию.
Во второй главе выпускной работы, рассматриваются социальные и политические механизмы предупреждения коррупции, а также приоритетные направления совершенствования социально-политических механизмов предупреждения коррупции.
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования феномена коррупции
1.1.Понятие и виды коррупции, ее сущностные характеристики и основные подходы к исследованию
Первое упоминание в системе управления государством о коррупции, нашло отражение в древнейшем из известных человечеству памятников государственности - архивах Древнего Вавилона и относится ко второй половине XXIV в. до н. э. В эпоху семитовишумеров ЦарьЛагаша (древнего города - государства в Шумере на территории современного Ирака) Урукагина провел реформу государственного управления с целью пресечения злоупотреблений своих судей и чиновников, а также снижения вымогательства незаконных вознаграждений у храмового персонала со стороны царской администрации, уменьшения и упорядочения платежей за обряды. О коррупции чиновников упоминается во всех знаменитых законах Хаммурапи.2
С давних времен коррупция известна, как разновидность отклоняющегося поведения. Самым общим образом в римском праве трактовалось определение «corrumpere» и означало разрушать, ломать, повреждать, подкупать и осуществлять противоправные действия. Данное понятие состоит из сочетания латинских слов «correi», что значит несколько участников одной стороны по поводу единственного предмета, и «rumpere», что значит повреждать и ломать. Исходя из этого, образовался термин, предполагающий деятельность нескольких (но не менее двух) лиц, цель которых заключалась в порче, либо повреждении процесса управления общественными делами.3
В качестве средства воздействия при зарождении первых общественных организационных форм был использован подкуп. С течением времени во все значимые государственные образования стало проникать взяточничество. Даже к гибели отдельных государств приводило масштабное распространение коррупции. До наших дней дошло выражение короля Македонии Филиппа II о том, что не существует таких высоких крепостных стен, через которые бы невозможно было перебраться ослу, нагруженному золотом.
Более расширенно термин «коррупция» употребил Аристотель в системе категорий применительно к политике и определил тиранию, как коррумпированную форму монархии. Сущность коррупции, по его мнению, заключается в том, что возникает она только тогда, когда в конфликт вступают общественные и частные интересы. В коррупционном действии присутствуют всегда две составляющие. Первая составляющая –это возможности и ресурсы,