Файл: Эти и иные актуальные вопросы подтверждают актуальность исследования в данной работе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
В складывающихся условиях остро проявляется потребность в обновлении правового поля современной региональной политики, законодательном урегулировании ее базовых основ. Законодательство должно создавать условия, чтобы ресурсный и хозяйственный потенциал каждого региона был использован для целей социально-экономического роста, обеспечения достойного уровня и качества жизни граждан.
Созданные в Российской Федерации механизмы регионального развития, в том числе перераспределение полномочий, инструменты межбюджетного выравнивания, долгосрочные целевые программы в отсутствие единого правового поля осуществляются разрозненно и не в полной мере решают стоящие перед ними задачи, не стимулируют регионы к использованию собственного потенциала в целях социально-экономического развития, повышения благосостояния населения территорий и в целом страны.
Эти и иные актуальные вопросы подтверждают актуальность исследования в данной работе.
Цель данной работы заключается в исследовании системы законодательного регулирования региональной политики Камчатского края.
Поставленная цель предопределило необходимость решения следующих задач:
- исследовать теоретические аспекты законодательного регулирования развития регионов в РФ;
- исследовать процесс законодательного регулирования региональной политики в Камчатском крае;
- определить пути оптимизации процесса законодательного регулирования социально-экономического развития Камчатского края.
Объект исследования - законодательное регулирование региональной политики Камчатского края.
Предметом исследования является механизм законодательного регулирования регионального развития Камчатского края.
Теоретической основой исследования явились труды отечественных ученых, законодательные и нормативные акты, регламентирующие социально-экономическое развитие регионов. Особенности законодательного регулирования развития в регионах в России исследованы с помощью работ ученых-экономистов В.И. Васильева, К.А. Ишекова, Ю.Р. Поповой, Ю. Тарасова и др.
В процессе исследования применялись методы сравнительного и структурного анализа, комплексного, системного подходов.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что в работе исследован мероприятия по оптимизации механизма законодательного регулирования регионального развития в Камчатском крае, который применим и к другим дальневосточным регионам России.
1 Теоретические аспекты законодательного регулирования региональной политики субъектов РФ
1.1 Общая характеристика и содержание законодательного регулирования региональной политики субъектов РФ
Регион - определенная часть социального, природного, экономического, инфраструктурного, культурно-исторического и собственно пространственного потенциалов государства, которая находится в юрисдикции органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления [18, С. 41].
Политика региона (региональная политика) это самостоятельное направление государственной политики по регулированию регионального развития в соответствии с федеральными приоритетами [16, С.151].
По сути, государственная региональная политика является более широким понятием региональной политики. Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.
Главный объект исследования государственной региональной политики - отношения между центром (государством в целом) и регионами (территориями).
Государственная региональная политика имеет своей целью реализацию конституционно установленных принципов федеративных отношений в Российской Федерации, и обеспечение целостности и неразрывности России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.
Реализация государственной региональной политики начинается после принятия соответствующего нормативного акта, но еще в процессе разработки политики важно предусмотреть наличие правового обеспечения готовящихся государственных решений. Качество системы правового регулирования государственной политики относят к факторам ее эффективности. Выделяют несколько уровней правового регулирования политики [15, С. 19]:
1) Конституция, где определены принципы построения системы власти и принципы формирования государственной политики;
2) федеральные конституционные законы, правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, положения о государственных органах, отражающие приоритеты, цели, функции в определенной сфере;
3) видовые федеральные законы, постановления Правительства РФ о целевых программах;
4) подзаконные акты, нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, отражающие вопросы регулирования деятельности по реализации политики в конкретной сфере;
5) государственные контракты, заключенные на предмет разработки и реализации государственных программ, в которых отражены требования к качеству исполнения и результатам деятельности;
6) распоряжения органов государственного управления (административного и оперативного характера), судебные решения.
Важными элементами политического цикла являются контроль, мониторинг, оценка реализации государственной политики. Контроль государственной политики проводится уже на ранних стадиях ее реализации в целях выявления отклонений от принятых норм и принятия мер по их устранению [15, С. 20].
Стоит отметить, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Федеральный центр диктует условия федерального бюджетирования, налогообложения и регионального развития. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и пр.
В соответствии с федеральными законами по предметам государственной региональной политики органы власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы субъектов Российской Федерации. Иные нормативные правовые акты по предметам государственной региональной политики могут приниматься только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации [12, С. 280].
В государственной региональной политике можно выделить политический, социальный и экономический аспекты. Ее содержание сводится к созданию эффективной властной вертикали и системы разделения полномочий между центром и регионами (подобное в том или ином виде существует во всех странах - и унитарных, и федеративных).
Экономический аспект предполагает дифференцированное развитие регионов, повышение эффективности региональных экономик и государственное регулирование финансовых потоков между территориями и центром.
Сюда можно отнести федеральные целевые программы, направленные на выравнивание экономического пространства в регионе, такие, как: программа развития Калининградской области на период до 2020 года, ФЦП «Развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2018 года», программа «Юг России (2014-2020 годы)». Суть их в повышении уровня жизни в регионах за счет финансирования здравоохранения, промышленности и пр. [19, С. 63]
Изучение сферы отношений между центром и регионами основывается на результатах анализа региональной структуры государства, которая отличается большей или меньшей сложностью. Урезание политических прав территорий почти всегда сочетается с ограничением их экономических возможностей.
Как правило, работают две модели экономического аспекта государственной политики для регионов - перераспределительная (распределение средств госбюджета по схеме "регион - центр - регион" через систему трансфертов, дотаций, субвенций, грантов) и структурная (целевое финансирование территорий и создание благоприятного инвестиционного климата) [19, С. 64]. Государство по установленным критериям выделяет районы развития и ареалы помощи, обеспечивая привлечение в них дополнительных средств; составляет региональные хозяйственные программы; создает корпорации развития территорий обеспечивает введение в регионах особого экономического (обычно льготного) налогового или таможенного режима по типу зон свободной торговли, свободных экономических и даже внутренних оффшорных зон.
Анализ ситуации в современной России показывает, что в ней в принципе реализуется как перераспределительная, так и структурная модели экономического аспекта государственной региональной политики, хотя с явным упором на трансфертное перераспределение. Тяжелая экономическая ситуация не позволяет государству осуществлять многообразные региональные программы и предоставлять территориям особый экономический статус. Политика 1990-х годов, которая ознаменовалась подписанием множества программ регионального развития, созданием особых экономических зон и внутренних оффшоров на базе субъектов Федерации и закрытых административно-территориальных образований, постепенно заменяется политикой максимальной централизации финансов и скудного выделения средств по трансфертам [17, С. 5].
Социальный аспект государственной региональной политики направлен на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды.
К нему относятся программы по поддержке незащищенных слоев населения. Здесь можно озвучить предоставление субсидии на постройку и покупку жилья малоимущим гражданам - «Жилище» на 2016-2020 годы, поднятие культурного уровня в субъектах РФ – «Культура России» (2012-2018 годы) , здравоохранение и взращивание здоровой нации – «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2012-2018» годы, а также «Социальная поддержка населения на 2015-2020 годы». Социальный аспект государственной региональной политики может быть рассмотрен с двух сторон: организационной и содержательной [19, С. 64].
С организационной - системность социального аспекта выражается во взаимодействии субъекта и объекта в целях упорядочения последнего, сохранения его качественной определенности и целенаправленного развития. Объект (управляемая подсистема) и субъект (управляющая подсистема) образуют основу социального аспекта политики, а связи между ними - его структуру.
Объектом социального аспекта государственной региональной политики являются отдельные индивиды, социальные общности и общество в целом, с одной стороны, и социальные отношения, складывающиеся между социальными общностями и отдельными индивидами в рамках той или иной социальной общности, с другой [13, С. 50].
В качестве субъекта выступают органы государственной власти и управления. Главной задачей субъекта является согласование, гармонизация интересов социальных общностей, отдельных индивидов в процессе осуществления их жизнедеятельности в обществе, реализация их общего интереса с целью обеспечения развития каждого из них и общества в целом.