Файл: Название, месторасположение, структура предприятия, природно климатические условия зоны расположения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Обработка отверстий.
Обработка отверстий – это целый ряд технологических операций, целью которых является доведение геометрических параметров, а также степени шероховатости внутренней поверхности предварительно выполненных отверстий до требуемых значений. Отверстия, которые обрабатываются при помощи таких технологических операций, могут быть предварительно получены в сплошном материале не только при помощи сверления, но также методом литья, продавливания и другими способами.
Обработка высверленного отверстия цилиндрическим зенкером
Конкретный способ и инструмент для обработки отверстий выбираются в соответствии с характеристиками необходимого результата. Различают три способа обработки отверстий – сверление, развертывание и зенкерование. В свою очередь эти методы подразделяются на дополнительные технологические операции, к которым относятся рассверливание, цекование и зенкование.
Чтобы понять особенности каждого из вышеперечисленных способов, стоит рассмотреть их подробнее.
Сверление
Чтобы обрабатывать отверстия, их необходимо предварительно получить, для чего можно использовать различные технологии. Наиболее распространенной из таких технологий является сверление, выполняемое с использованием режущего инструмента, который называется сверлом.
Основные части спирального сверла
При помощи сверл, устанавливаемых в специальных приспособлениях или оборудовании, в сплошном материале можно получать как сквозные, так и глухие отверстия. В зависимости от используемых приспособлений и оборудования сверление может быть:
-
ручным, выполняемым посредством механических сверлильных устройств или электро- и пневмодрелей; -
станочным, осуществляемым на специализированном сверлильном оборудовании.
Использование ручных сверлильных устройств является целесообразным в тех случаях, когда отверстия, диаметр которых не превышает 12 мм, необходимо получить в заготовках из материалов небольшой и средней твердости. К таким материалам, в частности, относятся:
-
конструкционные стали; -
цветные металлы и сплавы; -
сплавы из полимерных материалов.
Если в обрабатываемой детали необходимо выполнить отверстие большего диаметра, а также добиться высокой производительности данного процесса, лучше всего использовать специальные сверлильные станки, которые могут быть настольными и стационарными. Последние в свою очередь подразделяются на вертикально- и радиально-сверлильные.
Рассверливание – тип сверлильной операции – выполняется для того, чтобы увеличить диаметр отверстия, сделанного в обрабатываемой детали ранее. Рассверливание также выполняется при помощи сверл, диаметр которых соответствует требуемым характеристикам готового отверстия.
Физика рассверливания отверстий
Такой способ обработки отверстий нежелательно применять для тех из них, которые были созданы методом литья или посредством пластической деформации материала. Связано это с тем, что участки их внутренней поверхности характеризуются различной твердостью, что является причиной неравномерного распределения нагрузок на ось сверла и, соответственно, приводит к его смещению. Формирование слоя окалины на внутренней поверхности отверстия, созданного с помощью литья, а также концентрация внутренних напряжений в структуре детали, изготовленной методом ковки или штамповки, может стать причиной того, что при рассверливании таких заготовок сверло не только сместится с требуемой траектории, но и сломается.
ЗАДАНИЕ № 2 ПК 7.2
Описать порядок разборки и сборки коробки передач автомобиля КАМАЗ – 5320
отсоедините делитель 4 (см. рис. 136) или картер сцепления 38 (см. рис. 128) от коробки передач;
разберите основную коробку передач в следующем порядке: выверните болты крепления верхней крышки 18 коробки передач и, вворачивая два болта в специальные резьбовые отверстия в крышке (предварительно вывернув из них пробки), снимите ее; отверните гайку 26 крепления фланца карданного вала и снимите фланец 27, снимите передние и задние крышки подшипников ведущего 1, ведомого 35 и промежуточного 33 валов, вворачивая болты крепления в специальные отверстия в крышках (при снятии крышек обращайте внимание на сохранность прокладок); снимите стопорное кольцо 21 подшипника: расстопорите и выверните два болта крепления упорной шайбы 31 заднего подшипника промежуточного вала; съемниками И801.30.000 снимите задний подшипник 22 ведомого вала, для этого используйте захват И801.30.100 (рис. 148). Установите захват 8 на проточку подшипника и стяните гайками 1. Вворачивая винт 4 в траверсу 6 и упираясь наконечником 3 в торец вала, снимите подшипник.
Рис. 148. Снятие заднего подшипника ведомого вала: 1 - гайка; 2 - тяга; 3 - наконечник; 4 - винт; 5 - ось; 6 - траверса; 7 - подшипник; 8 - захват
Снимите стакан 28 (см. рис. 128) заднего подшипника вместе с подшипником 30 промежуточного вала. Для снятия подшипника промежуточного вала, упираясь упором 3 (
рис. 149) в стенку картера коробки передач, вверните в резьбовое отверстие стакана подшипника до упора два болта 7. Упираясь наконечником 4 в торец вала, вверните винт 6 в плиту 5 до полного снятия подшипника со стаканом.
Рис. 149. Приспособление для снятия заднего подшипника промежуточного вала: 1 - стакан; 2 - подшипник; 3 - упор; 4 - наконечник; 5 - плита; 6 - винт; 7,8 - болты
При снятии из картера коробки передач стакана заднего подшипника промежуточного вала установите технологическую упорную шайбу между венцом шестерни 2-й передачи промежуточного вала и венцом блока шестерни заднего хода (во избежание поломки зубьев венца 2-й передачи). Выньте ведущий 1 (см. рис. 128), ведомый 35 и промежуточный 33 валы коробки передач. Съемником И801.32.000 спрессуйте ось 12 блока шестерен заднего хода. Для этого рукоятку 2 (рис. 150) установите в крайнее правое положение, ключом вверните винт 1 в ось блока шестерен; затем заверните рукоятку 2 на винте 1 до полного снятия оси блока шестерен.
Рис. 150. Съемник оси блока шестерен заднего хода И801.32.000: 1 - винт; 2 - рукоятка
Выньте блок 14 шестерен (см. рис. 128), подшипники 15 с проставочным кольцом и упорные шайбы 13.
Для разборки делителя передач: снимите крышку 6 смотрового люка (см. рис. 137), крышки подшипников ведущего и промежуточного валов делителя; выньте ведущий вал 2 делителя, предварительно развернув его лыской на конусном кольце синхронизатора вниз к шестерне привода промежуточного вала, выньте синхронизатор, расстопорите и выверните болты крепления упорной шайбой подшипника 12; выпрессуйте промежуточный вал 11 делителя из подшипника, выньте подшипник 12 из корпуса; выверните поданные болты крепления стакана заднего подшипника 10 промежуточного вала и снимите его вместе с подшипником; выньте промежуточный вал 11 делителя; расстопорите и выверните два болта крепления вилки переключения передач; выньте валик 13 с рычагом 16 и извлеките вилку 14 из картера делителя.
Для разборки ведомого вала коробки передач снимите стопорное кольцо 1 (см. рис. 132) и передний подшипник 2 ведомого вала, для этого используйте захват И801.30.200, установите его на подшипник и стяните гайками 2 (
рис. 151). Ввертывая винт 3 в траверсу 4 и упираясь наконечником 5 в торец вала, снимите подшипник, затем синхронизатор четвертой, пятой передач, упорное кольцо 4 (см. рис. 132) шестерни четвертой передачи. Для этого необходимо вывести замковую шпонку 21 из паза шайбы и повернуть ее до совпадения шлиц шайбы и вала; снимите шестерню 18 четвертой передачи с роликами 5 насыпных подшипников; спрессуйте втулку 6 четвертой передачи, извлеките замковую шпонку 21 с пружиной 19; снимите шестерню 7 и подшипник 8 третьей передачи, синхронизатор 9 второй и третьей передач; снимите упорную шайбу 15, шестерню 14 и подшипник первой передачи, муфту 12 включения первой передачи и передачи заднего хода, спрессуйте шлицевую втулку 13 первой передачи, снимите шестерню 11 и подшипник передачи заднего хода, спрессуйте втулку 17 передачи заднего хода; снимите шестерню и подшипник второй передачи.
Рис. 151. Снятие переднего подшипника ведомого вала: 1 - захват И801.30.200; 2 - гайка; 3 - винт; 4 - траверса; 5 - наконечник; 6 - подшипник
Для разборки верхней крышки коробки передач: отверните гайки и снимите опоры рычага переключения передач, выньте стаканы 2 (см. рис 134), пружины 3 и шарики 5 фиксаторов; расшплинтуйте и выверните, установочные, винты 4 (см. рис. 133) крепления вилок и головок штоков, выбейте три заглушки 1, выньте штоки переключения передач, выбейте заглушки замка штоков, выньте шарики 1 (см. рис. 134) из крышки и штифт 4 замкового устройства из среднего штока; отверните стакан пружины и выньте пружину 1 (см. рис. 135), предохранитель 2 и втулку предохранителя.