ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2021
Просмотров: 1124
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: «Государственное устройство России»
РАЗДЕЛ 1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Тема 4. Идеалы, нормы и ценности науки
Тема: «Хабаровский край» (32 часа).
Тема: «Экологические проблемы» (32 часа).
а) не более 5000 ед.; б) 500 ед.; в) 6000 ед.;
2 часа
Цель - выяснить причины суверенизации России, введения института президентства, отмены советской системы управления; уяснить сущность современной модернизации, политики децентрализации управления экономикой, социальной сферой.
Ключевые слова и понятия: референдум, Федеральное собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, либерализация цен, децентрализация, рыночная экономика, «шоковая терапия», предпринимательство, приватизация, концепция «консервативного либерализма».
План проведения занятия
1. Проблемы становления новой российской государственности.
2. Альтернативы экономических преобразований: трудности, противоречия.
3. Общественно-политическая жизнь современной России.
4. Внешняя политика Российской Федерации.
Учебные задания
Задание 1. Охарактеризуйте российскую государственную систему в 1992 – 1993 годах.
Задание 2. Дайте оценку V Государственной Думы.
Задание 3. Назовите основные направления экономической стратегии руководства России в 1992 и последующих годах.
Задание 4. Покажите, как решалась и решается проблема взаимоотношений Центра и регионов.
Задание 5. Дайте краткую характеристику основных направлений и задач внешней политики РФ на современном этапе.
Методические указания по изучению темы:
Студентам рекомендуется дать характеристику социально-политической и экономической ситуации, сложившейся в стране. Выявить причины введения института президентства, ликвидации советской системы управления. Раскройте характерные черты постсоветского общества, дайте характеристику основных направлений и задач внешней политики и задач Российской Федерации на современном этапе. Правомерно выявление обусловленности изменений, происходящих в обществе во всех сферах.
Небезынтересна и проблема коренных перемен в социальных и национальных отношениях, динамике сотрудничества мирового сообщества. Покажите их реализацию на примере Российской Федерации.
Как соотносятся понятия постиндустриальное и компьютеризованное общество.
Внимательно подойдите к изучению проблемы – Россия в системе мировых цивилизаций. Какое место уготовано ей.
Самостоятельная работа студентов
Темы для самостоятельного изучения |
Виды и содержание самостоятельной работы |
1.Сущность, функции и принципы исторического познания. Методология формационного и цивилизационного подходов. |
Вопросы к собеседованию:
|
2. Этнокультурные и социально-политические процессы образования и развития Древнерусского государства (IX-XШ вв). |
Вопросы для выступления: 1.Радикализация социальной структуры древнерусского общества. 2.Усиление сепаратистских тенденций в русских землях. 3.Модели государственного и политического устройства в период феодальной раздробленности. |
3. Создание и развитие Московского государства в XIV – XVII вв. |
Выполнение контрольных заданий по тестовым материалам. |
4.Зарождение и развитие российского абсолютизма в XVIII в. Петр I и Екатерина II. |
Конспектирование материалов по документам (Российское законодательство X-XX вв. – М., 1986. Т. IV.; Грамота на права и преимущества благородного российского дворянства от 21 апреля 1785 года. /Политическая история России: Хрестоматия для вузов., 1996; Военный устав 1716 г. [Интернет ресурс]; Лентин, Э. Авторство «Правды воли монаршей»: Феофан Прокопович, Афанасий Кондоиди, Петр I // XVIII век. Сб.21. – СПб., 1999. – С.33-39. |
5.Просвещённый абсолютизм Екатерины II |
Конспектирование материалов по документам (Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии по сочинению проекта нового уложения // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки, 1999. - №3.) |
6.Специфика становления индустриального общества в России ХIХ в. |
Для подготовки к собеседованию студентам необходимо проанализировать причины перехода к индустриальному обществу, особенности индустриализации в России, дать сравнительную характеристику аналогичных процессов, происходящих в мире. С.Ю. Витте: его взгляды на проведение индустриализации в России.
|
7.Развитие общественно-политической мысли в России XIX века. |
В конспекте студенту необходимо отразить следующие аспекты: особенности развития общественной мысли и общественных движений, дать сравнительную характеристику альтернативных программ. |
8.Общественные движения в России XIX века. |
Возникновение дворянских объединений. Декабристские программы переустройства общества. Либерализм: западники и славянофилы. Народники: идейные взгляды и деятельность. Рабочее и социал-демократическое движение в России. |
9.Проблемы экономического роста и модернизации России в начале ХХ века. |
Объективная потребность в индустриальной модернизации России в начале ХХ века. Проекты реформ П.А. Столыпина. Причины незавершенности столыпинской модернизации. |
10. Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса. |
Работа по тестовым материалам (Методические указания по изучению дисциплины «Отечественная история» для студентов специальности 030501.65 – «Юриспруденция». – Хабаровск: ДВАГС, 2010.- С. 40-41.) |
11. Становление советской государственности. Социально-экономическая и политическая жизнь страны в1920-40-е гг. |
Вопросы к собеседованию:
|
12. СССР накануне и с период Великой Отечественной войны. |
Вопросы к собеседованию:
|
13. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в 1945-1991гг. |
Одна из форм учебных занятий, имеющая цель – выяснение и повышение знаний студентов. Обсуждаются отдельные части, разделы, темы, вопросы не включаемые в тематику семинарских учебных занятий. |
14. Развитие современной постсоветской России. |
Подготовка конспекта по (Фортунатов В.В. Отечественная история: учебное пособие для гуманитарных вузов. – СПб.: Питер, 2010. Раздел V. С.318-346. Вопросы: 1.Геополитическое положение России после распада СССР. 2.Глобализация и Россия. 3.Экономические реформы: замысел, характер, результаты. |
Тематика рефератов
1. Хозяйственная деятельность и общественный строй древних славян.
2. Зарубежные и отечественные историки о происхождении государства у восточных славян.
3. Развитие торговли и появление городов у восточных славян.
4. Принятие христианства на Руси и его значение.
5. Цивилизационные процессы в русских землях IХ-ХII вв.
6. Монголо-татарская и шведско-немецкая агрессия, ее влияние на развитие истории Руси.
7. Роль городов севера и юго-запада в развитии рыночных отношений.
8. Формирование сословной системы организации российского общества в ХV-ХVIIвв.
9. Специфика образования единого Российского государства. Реформы Ивана IV.
10. Эволюция форм собственности на землю в IХ-ХVII вв.: структура землевладения.
11. Сословно-представительная монархия в России. Специфические черты и особенности в ХVI-ХVII вв.
12. Крестьянский вопрос в России. Этапы закрепощения крестьян.
13. Экономика России в ХVII веке.
14. Петр 1: переход традиционного общества к светскому.
15. Денежная и налоговая реформы Петра I.
16. Экономический либерализм Екатерины II: содержание, итоги.
17. Административные реформы Петра I и Екатерины II.
18. Внешняя политика России ХV111 века и ее последствия.
19. Александр I, М. Сперанский и российское общество: идеи, проекты и их воплощение.
20. Промышленный переворот в России, его особенности от западноевропейского аналога.
21. Общественные движения в России ХIХ века.
22. Реформы 1860-х-1870-х гг. их характер и историческое значение.
23. Экономическое развитие России в пореформенный период.
24. Революции в России в начале ХХ века.
25. Гражданская война и военная интервенция на Дальнем Востоке.
26. Образование СССР.
27. Великая Отечественная война: этапы, ход, итоги.
28. СССР в 1950- 1991гг.: поиски путей обновления советского общества.
29. Распад СССР- переход к новой модели государственности.
30. Российская Федерация в конце ХХ- начале ХХI вв.
31. Место и роль истории в системе подготовки специалистов с высшим образованием.
Примерные вопросы к экзамену
1. Предмет исторической науки. Формационный и цивилизационный подход к истории. Историческое место России в сообществе цивилизаций.
2. Этнокультурные и социально-политические процессы становления Древнерусского государства. Роль норманнского фактора.
3. Восточные славяне в VI – IX вв.: хозяйство, быт, верования.
4. Принятие христианства на Руси и его значение.
5. Древняя Русь: особенности социального и экономического строя. Правление первых князей (Олега, Игоря, Ольги, Владимира, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха).
6. Древнерусское государство в XI – XII вв.
7. Социально-политические изменения в русских землях в XIII – XV вв. Феодальные центры: особенности развития.
8. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
9. Этапы объединения русских земель в единое государство.
10. Россия в XIV – начале XVI вв. Cпецифика формирования единого Российского государства.
11. Формирование сословной системы организации российского общества (XV – XVII вв.).
12. Россия в XVI веке. Реформы Ивана Грозного.
13. Опричнина Ивана Грозного и ее последствия.
14. Смутное время: этапы, последствия, преодоление общественного кризиса конца XVI – начала XVII вв.
15. Эволюция форм собственности на землю в XI – XVII вв., структура землевладения.
16. Особенности социально-экономического развития России в XVII в.
17. Сословно-представительная монархия в России (XVI – XVI вв.). Становление абсолютизма. Церковная реформа Никона и ее последствия.
18. Предпосылки и особенности становления абсолютизма в России.
19. Россия в конце XVII – первой четверти XVIII вв. Петр I: преобразование традиционного общества.
20. Россия в период дворцовых переворотов.
21. «Просвещенный» абсолютизм Екатерины II: содержание, особенности, противоречия.
22. Крестьянский вопрос в России. Этапы становления крепостного права.
23. Александр I. Реформы первой четверти XIX в. М.М. Сперанский.
24. Особенности общественного движения XIX в. Основные этапы его развития.
25. Декабристы: программы преобразований России.
26. Западники и славянофилы: их взгляды на развитие России.
27. Отмена крепостного права.
28. Александр II. Модернизация общественной системы.
29. Промышленный переворот в России XIX в.
30. Россия во второй пол. XIX в. Политика Александра III.
31. Завершение промышленного переворота в России во второй половине XIX в.: итоги и значение.
32. Россия на рубеже XIX – XX вв. Объективная потребность индустриальной модернизации.
33. Социальное развитие России на рубеже XIX – XX вв.
34. Политические партии в России: генезис, классификация, программы, тактика (кон. XIX – нач. XX вв.).
35. Реформы П.А. Столыпина : замысел и итоги.
36. Революция в России 1905 – 1907 гг., ее влияние на продолжение реформ «сверху».
37. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса.
38. Февральская революция 1917 года: характер, особенности, итоги.
39. Большевистская стратегия: причины победы в октябре 1917 г. Крах буржуазной альтернативы развития страны.
40. Гражданская война и иностранная интервенция XX века: их причины и последствия.
41. Формирование и сущность советского строя в 20 – 30-е гг. XX века.
42. Социально-экономическое развитие страны в 1918 – нач. 20-х гг.
43. Новая экономическая политика: предпосылки, содержание, противоречия, итоги.
44. Образование СССР.
45. Внешняя политика советского государства в 20-е гг. ХХ века.
46. Социально-экономические преобразования в СССР в 30-е годы XХ века.
47. Формирование режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
48. Внешняя политика СССР накануне и в начальный период Великой Отечественной войны.
49. Великая Отечественная война Советского Союза50. Итоги, цена и уроки Великой Отечественной войны.
51. Восстановление и развитие народного хозяйства (1946 – нач. 50-х гг.).
52. Общественно-политическое развитие СССР в послевоенный период (вторая пол. 1940-х – нач. 50-х гг.).
53. Культурная жизнь страны в послевоенный период (вторая пол. 1940-х – нач. 50-х гг.).
54. Внешняя политика СССР в условиях «холодной войны».
55. СССР в первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве.
56. СССР в 60-е гг. ХХ века. Экономические реформы: причины незавершенности.
57. СССР во второй половине 1960-х – первой половине 80-х гг.
58. СССР в 1985 – 1991 гг.: поиск путей обновления советского общества.
59. Причины распада СССР. Образование Содружества Независимых государств.
60. Политический кризис в Российской Федерации в конце 1993 г.
61. Развитие Российской Федерации в конце 1990 – нач. 2000-х гг.
62.Внешняя политика РФ в 1991 – нач. 2000-х гг.
Перечень рекомендуемой литературы
Основная литература
-
Ланкина Ю.С., к.и.н., преп. История России с древнейших времен до наших дней : учебник / под ред. А.Н. Сахарова. – М. : ТК Велби, Проспект, 2007.
-
Кирилов, В.В. История России : учебное пособие для бакалавров / В.Кирилов. – М.: Юрайт, 2012.
-
Михайлов, В.Н. Отечественная история : Учебное пособие / В.Н. Михайлов. – М., 2010.
-
Фортунатов, В.В. Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
-
Шестаков, В.А. Новейшая история России / В.А. Шестаков. – М.: АСТ, Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
Дополнительная литература
-
Анисимов, Е. История России от Рюрика до Путина. Люди, события, даты. / Е. Анисимов. – СПБ. : Питер, 2007
-
Беляев, А.Б. Основные направления внешней политики СССР в период «холодной войны» : учеб. пособие / А.Б. Беляев. – Мурманск : МГПУ, 2003
-
Богомазов, Г.Г. История экономики и экономической мысли в России / Г.Г.Богомазов.-М., 2010.
-
Зуев, М.Н. История России : учебное пособие для бакалавров / М.Н. Зуев. – М: Юрайт, 2012.
-
Князев, Е. Россия: от реформ к революции. 1861- 1917 : Курс лекций. / Е. Князев. - М. / тип. «Труд», 2007.
-
Мазуров, И.В. Внешняя политика России советского периода (СССР) в 1920 - 1941 гг. : учеб. пособие / И.В. Мазуров. - Хабаровск : ДВАГС, 2005.
-
Отечественная история новейшего времени 1985 - 2005 гг. Учебник для вузов / Отв. ред. А.Б. Безбородов. - М. : РГГУ, 2007.
-
Сахаров, А.Н. Россия: Народ. Правители. Цивилизация. / А.Н. Сахаров. - ИРИ. РАН, 2004.
-
СССР после распада / общ. ред. О. Маргания, Д. Травин. - Спб. : Экон. школа, Экономикс, 2007.
-
Яшкевичев, В.И. Русский этнос: Происхождение названия и истоки государственности. / В.И. Яшкевич // отв. ред. Ю. Г. Круглов. - М. : АТАР, 2004.
Авторы-составители:
Елфимова А.П., к.и.н., доц.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ»
1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ тем |
Название темы |
Лекции |
Семи-нары |
СРС |
Всего |
1. |
Профессиональная мораль: понятие, структура, свойства, функции |
2 |
|
20 |
22 |
2. |
Профессиональные этические кодексы |
|
1 |
20 |
22 |
3. |
Служебный этикет |
|
1 |
18 |
24 |
Подготовка к зачету |
4 |
||||
|
ИТОГО |
2 |
2 |
58 |
72 |
2 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ КОДЕКСЫ
Цель семинара: раскрыть роль этических кодексов в профессиональной деятельности, изучить основные принципы профессиональной этики.
План:
-
Профессиональные этические кодексы: содержание и функции.
-
Основные принципы профессиональной этики: профессионализм, лояльность, конфиденциальность, ответственность, гуманизм, законность.
-
Профессионально-нравственная деформация: понятие, причины и проявления.
-
Конфликт интересов в профессиональной деятельности, его связь с коррупционным поведением.
Практическое задание для самостоятельной работы: найти в литературе или Интернете этический кодекс профессии, которая относится к экономической сфере, изучить его и ответить на следующие вопросы:
1. Какие принципы профессиональной этики содержит данный кодекс?
2. Нарушения каких требований приведет к профессионально-нравственной деформации?
Семинар 2 СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ
Цель семинара: раскрыть роль этикета в профессиональной служебной деятельности, усвоить его принципы и основные нормы.
План:
-
Служебный этикет: понятие, принципы, функции.
-
Основные правила служебного этикета:
-
правила приветствия;
-
правила представления;
-
правила обращения;
-
правила поведения в приемной и кабинете начальника;
-
деловые подарки и сувениры;
-
этикетные требования к внешнему виду;
-
правила поведения на совещании;
-
правила телефонного служебного общения.
-
Практическое задание для самостоятельной работы: на основе изученной литературы проанализировать исполнение правил служебного этикета в той сфере профессиональной деятельности, в которой Вы в данный момент работаете.
3 ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ
ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Какая категория этики обозначает способность человека переживать и осознавать собственную ценность?
а) совесть; в) достоинство;
б) честь; г) справедливость.
-
Каким понятием обозначается отрицание личностью признанных в обществе моральных ценностей?
а) цинизм; в) эгоизм;
б) максимализм; г) нигилизм.
-
Какая функция морали заключается в принуждении человека посредством общественного мнения, выражающего желательное для общества поведение?
а) ценностно-ориентирующая; в) регулятивная;
б) коммуникативная; г) воспитательная.
-
Раздел этической теории, в центре которого находится проблема морального долга:
а) аксиология; в) дескриптивная этика;
б) деонтология; г) нормативная этика.
-
Какая категория этики обозначает эмоциональное переживание и субъективное осознание личностью нравственной ответственности за свои поступки перед другими людьми, обществом, человечеством?