ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2021

Просмотров: 1134

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Распространённая ошибка связана с употреблением деепричастных оборотов. Правильное использование деепричастного оборота заключается в том, что он должен относиться к тому же лицу или предмету, что и главное сказуемое. Классический пример подобной ошибки находим у А.П. Чехова: "Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа".


Задание 1.

Прочитайте данные словосочетания, употребив их в единственном числе.

Старинные рояли, новые расценки, большие мозоли, кожаные туфли, войлочные тапки, молодые жирафы, западные бандероли.


Задание 2.

Поставьте данные существительные в форму множественного числа:

ордер, отрасль, паспорт, принтер, порт, прибыль, приговор, пропуск, профиль, ректор, рапорт, сектор, сорт, столяр, табель, тендер, трактор, транспорт, факс, фининспектор, цензор, цех, шофер, штемпель.


Задание 3.

Подберите к данным несклоняемым существительным прилагательные:

досье, клише, мафиози, ноу-хау, портье, пресс-аташе (сотрудник дипломатического представительства), резюме, секьюрити, фиаско, фойе.


Задание 4.

Произнесите и запишите правильно:

О 984 кг., к 549 книгам, с 687 письм..., о 567 адресат..., с 848 лист..., о 648 пациен...


Задание 5.

Устраните ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов. В случае необходимости замените деепричастный оборот придаточным предложением.

  1. Ссылаясь на наш договор, в доставке товара было отказано.

  2. Учитывая сложившуюся ситуацию, должна быть привлечена передовая технология.

  3. Сформулировав все важные пункты договора, сторонами были подписаны необходимые документы.


Задание 6.

Прочитайте предложения и исправьте ошибки, связанные с выбором формы причастий:

  1. Компании, заключенные этот договор, рассчитывают на дальнейшее сотрудничество.

  2. Совместное предприятие, свободно экспортируемое свою продукцию, может не получать лицензии на экспорт.

  3. Создавшая структура призвана обеспечить стабилизацию ситуации на рынке труда.


Задание 7.

  1. Исправьте ошибки, связанные с выбором неправильного варианта управления. Замените, в случае необходимости, слово синонимом с другим вариантом падежного управления.

  1. В этом году нами был перевыполнен план заготовок по мясу.

  2. В нашей организации уже немало сделано по улучшению жилищных условий сотрудников.

  3. В течение двух недель транспорт простаивал по техническим неисправностям.

  4. Группе компаний принадлежит приоритет на использование программного продукта.

  5. Согласно приказа директора задание должно быть выполнено не позднее 15 сентября.

  6. Выбранные модели управления свойственны для многих предприятий.

  7. Указанные проблемы характерны данной отрасли промышленности.

  8. На совещании он спросил директора по данному вопросу.


Задание 8.

Выберите правильный вариант управления:

  1. Подтвердить (о согласии, согласие)

  2. Разобраться (со злоупотреблениями, в злоупотреблениях)

  3. Освоиться (в новых обязанностях, с новыми обязанностями)

  4. Обратить внимание (руководства трестом, руководства треста

  5. Осуществлять руководство (подчиненных, подчиненными)



Задание 9.

Выберите из скобок правильный падежный вопрос. Почему, на ваш взгляд, зачастую происходит смешение форм падежного управления?

Обращать внимание (на что? чему?)

Обсудить (кого? что?)

Побудить (к чему? на что?)

Придерживаться (чему? чего?)

Различать (что? от чего?)


Контрольные вопросы

  1. В чём суть понятия «орфоэпия»?

  2. Какие словари и справочники фиксируют нормы современного русского ударения?

  3. В каких падежных формах имён существительных возможны вариантные окончания?

  4. Какие факторы влияют на выбор окончания в формах Родительного и Именительного падежа множественного числа существительных мужского рода?

  5. Как определяется род несклоняемых существительных?

  6. Какие трудности возникают при определении рода у существительных с основой на мягкий согласный?

  7. Возможна ли форма множественного числа от существительных - реструктуризация, федерализм?


2.2. Практическое (семинарское) занятие № 2 (4часа)

Тема: Культура устной и письменной речи в деловой сфере


Форма: собеседование

Цель: Формирование и развитие коммуникативной компетенции, знакомство с основными видами устной речи и правилами речевого общения.

Методические указания:

Важнейшим условием любого вида профессиональной деятельности является культура речевого общения. Культура речи – наука, направленная на исследование культуры общения. С древнейших времен люди стремились понять, в чём секрет воздействия живого слова, врождённый ли это дар или результат обучения и самообразования.

Ответ на этот вопрос даёт риторика – наука и искусство устной речи, зародившаяся в Древней Греции в 1V веке до н.э. С этим понятием соотносится латинское «ораторское искусство» и русское «красноречие». Огромный творческий потенциал риторики раскрывался на протяжении многих веков существования человеческой цивилизации. В современных условиях риторика преподаётся и как самостоятельная дисциплина, и как один из обязательных компонентов новой учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».

Особое внимание при подготовке к занятию следует обратить на такие категории, как речевое событие, дискурс, речевая ситуация, речевое действие. В числе вопросов, вынесенных на занятие, важно выделить следующие: подготовка к публичному выступлению, логико-композиционное построение устного выступления, лингвистические основы и стиль устного выступления.

Важно помнить, что для успешного устного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты. Речь надо строить с учетом жанровых особенностей и основной цели высказывания: проинформировать, убедить, воодушевить или призвать к чему-либо.

К типичным недостаткам построения речи относятся нарушение логической последовательности в изложении материала, перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых проблем.


Особую значимость в современном обществе приобрело деловое общение. Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, которая определяется видом делового общения, степенью его официальности, национальными и культурными традициями.

Деловой этикет включает в себя правила приветствия и представления, регламентирует поведение во время общения; предписывает, как пользоваться визитными карточками, вести деловую переписку или телефонный разговор.

Следует обратить внимание на то, что официально-деловой стиль речи удовлетворяет потребность общества в документальном оформлении разных типов общественных отношений – государственных, правовых, политических, деловых. Служебные письма применяются для решения многочисленных оперативных вопросов, возникающих в управленческой деятельности.

Количество писем соответствует разнообразию практических ситуаций, вызывающих необходимость письменного общения партнёров. Например, информационное письмо, письмо-запрос, письмо-ответ, гарантийное письмо, сопроводительное письмо.



Вопросы для обсуждения:

    1. Что представляет собой «речевая деятельность»?

    2. Что такое «речевой этикет»?

    3. В чём отличие устной и письменной речи?

    4. Раскройте содержание понятия «деловое общение».

    5. Дайте характеристику основным видам общения.

    6. Что Вы знаете о национальных особенностях делового общения?

    7. Охарактеризуйте основные этапы подготовки публичной речи.

    8. Какие особенности отличают выступления экспромтом?

    9. Раскройте содержание понятия «композиция речи».

    10. Дайте определение понятия «контакт с аудиторией».

    11. Дайте определение понятий «спор», «дискуссия», «полемика», «дебаты», «прения».

    12. Какие недостатки снижают эффективность речевой культуры?

    13. Что такое «документ» и для чего он составляется?

    14. В чём состоит языковая особенность деловых бумаг и документов?

    15. Охарактеризуйте сущность служебного письма.

    16. Какова тематика деловых писем и их языковое оформление?



Задание 1.

Ознакомьтесь со схемой. Словесно выразите заключённую в схеме информацию. Можно ли это сделать в одном предложении или необходимо составить несколько связанных по смыслу предложений?

РОД РЕЧИ ВИД РЕЧИ

Shape1лекция учебная

Shape2научный доклад

АShape3Shape4 кадемическая научный обзор

научное сообщение

СShape5Shape6Shape7 удебная обвинительная

защитительная

самозащитительная

Shape8доклад(выступление)

Shape9парламентская

сShape10 оциально- митинговая


пShape11Shape12Shape13Shape14 олитическая дипломатическая

агитационная

военно-патриотическая

информационная

Shape15юбилейная

Shape16приветственная

сShape17 оциально- застольная (тост)

бShape18Shape19 ытовая поминальная

речь на приёме



дShape20 уховная (церковно- слово (проповедь)

бShape21 огословская) официальная церковная

Задание 2.

Придумайте тему для своего выступления перед аудиторией (2-3мин.) Составьте план сообщения, определите цель, придумайте заглавие. Будьте готовы выступить на занятии.

По типу это может быть речь повествовательная, описательная, убеждающая, побуждающая.

Задание 3.

Составьте различные варианты текстов официального письма:

  1. Письмо-просьба.

  2. Письмо-ответ.

  3. Письмо-подтверждение.

  4. Письмо-напоминание.

  5. Письмо-предложение.

  6. Письмо-извещение.

  7. Письмо-приглашение.

  8. Письмо-заявка.

  9. Письмо-требование.

  10. Гарантийное письмо.

  11. Письмо-благодарность.

  12. Сопроводительное письмо.

Задание 4.

Прочитайте предложения, найдите в них ошибки. Объясните характер допущенных ошибок и исправьте их.

  1. Частично доставленные заготовки зубчатых колёс не имеют маркировки и свидетелей.

  2. Срок выполнения задания может быть пролонгирован.

  3. В договоре мы опирались на вышепоименованный документ.

  4. В данном соглашении следует учитывать следующие факторы.

  5. Командировочный прибыл в указанное время.

  6. Задание выполнено согласно распоряжения директора.

  7. Заявление Сергея Ремчук не было подписано.

  8. Изменение графика отпусков работников отдела нежелательное.

  9. Депутат встретился с шестьюстами шестьдесят шестью рабочими завода.

  10. Проработав всего два месяца, у него возникли осложнения в отношениях с начальником цеха.

  11. Директор завода отметил о важности поставленной проблемы.

  12. Для определения фонда оплаты в конце года уточняются расценки на продукцию.

Задание 5.

Найдите и исправьте ошибки, допущенные автором заявления. Отредактируйте текст.

Начальнику отдела

Г-ну Симак Н. И.

Заявление

Очень прошу Вас предоставить мне отпуск на 3 дня за свой счёт, т.к. у меня сейчас сложные семейные обстоятельства. Желательно с 15 февраля.

Программист Фомин Сергей

Задание 6.

Составьте текст приказа о назначении на должность, используя соответствующие данному виду документа языковые клише.

Задание 7.

Составьте простые коммерческие письма по следующим условиям:

А) Покупатель просит продавца прислать ему последний иллюстрированный каталог подъёмно-транспортного оборудования.

Б) Продавец извещает покупателя о посылке интересующего его каталога.

В) Покупатель подтверждает получение каталога.


Задание 8.

Составьте различные варианты текстов официальных писем, относящихся к личной документации.

  1. Служебная записка (докладная, аналитическая, обзорная и т.д.).

  2. Заявление.

  3. Резюме.

  4. Доверенность.

РАЗДЕЛ 3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ



1.




Культура речи и деловое общение как учебный курс. Предмет и задачи дисциплины.



Составить конспект


2.


Основные понятия культуры речи: Язык, речь, коммуникация, текст, речевая культура личности.


Выписать из учебных пособий толкование терминов


3.


Основные критерии культуры речи


Перечислить основные критерии, уметь устно их толковать


4.


Нормативный аспект культуры речи


Повторить основные нормы орфографии и пунктуации



5.


Словари и справочники русского языка и речевая культура


Составить список словарей русского языка. Какие нормы они определяют?


6.


Коммуникативные качества речи


Перечислить моральные нормы, характеризующие речь


7.


Речевое поведение человека


Раскрыть понятия: речевое событие, дискурс, речевая ситуация.


8.


Основы мастерства в публичном выступлении


Познакомиться с критериями оценки качества устной речи.


9.


Теоретические основы общения


Ознакомиться с толкованием базовых понятий основ общения.


10.


Понятие делового общения и его характеристика


Выявить специфику общения в деловой среде, уметь её характеризовать.


11.


Виды делового общения


Охарактеризовать особенности вербального и невербального, устного и письменного общения.


12.


Техника письменной деловой речи: языковое своеобразие, оформление и разновидности


Выписать особенности составления разного рода документов, электронной почты, факсимильной связи.


13.


Речевая культура делового разговора


Определить основные требования деловому разговору.


14.


Деловое общение и лингвопсихологические аспекты переговорного процесса


Ознакомиться с манипуляциями как методом воздействия на собеседника.


15.


Этикет ведения переговоров, совещаний. Техника ведения переговоров.

Составить основные требования к данному виду делового общения.


16.


Правила подготовки и проведения деловой беседы

Схематически изобразить процесс подготовки и проведения беседы.


17.


Этические нормы делового телефонного разговора.


Перечислить правила, лежащие в основе культуры телефонного разговора.


18.


Невербальные средства в деловой разговорной практике.

Охарактеризовать технические параметры устной речи


19.


Культура устной речи и деловое общение


Подготовить эссе



20.


Международный этикет делового общения. Международный протокол.


Раскрыть особенности Протокола и Приёма. Чем отличается общественное поведение в разных странах?