Файл: Конфликт в организации, типы, особенности протекания.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-методологические основы конфликтов в организации и особенности их протекания
1.1. Понятие конфликта, сущность, причины их возникновения
1.3. Методы разрешения конфликтов организации
2. Анализ конфликтов в организациии методов их разрешения
2.1. Общая характеристика ООО «Паритет»
2.2. Оценка конфликтов в организации
Cписок использованных источников
Тест –опросник для оценки межличностных отношений в коллективе и индекса групповой сплоченности
КОНФЛИКТ В ОРГАНИЗАЦИИ, ТИПЫ, ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1. Теоретико-методологические основы конфликтов в организации и особенности их протекания 5
1.1. Понятие конфликта, сущность, причины их возникновения 5
1.2. Особенности протекания конфликтов в организации 8
1.3. Методы разрешения конфликтов организации 11
Вывод по первой главе. 13
2. Анализ конфликтов в организациии методов их разрешения 14
2.1. Общая характеристика ООО «Паритет» 14
Таблица 1- Структура имущества и источники его формирования 17
2.2. Оценка конфликтов в организации 20
Заключение 26
Cписок использованных источников 27
Приложение 1 30
Тест –опросник для оценки межличностных отношений в коллективе и индекса групповой сплоченности 30
Введение
На сегодняшний день в современных условиях развития организации, в период перехода к инновационной экономике, эффективность в вопросах деятельности организации вне зависимости от сферы деятельности определяется множеством факторов, как внешних, так и внутренних.
Конечно, внешние факторы оказывают определенное влияние на экономическое развитие организации, но также при этом требуется учитывать и воздействие внутренних факторов, которые организация вправе контролировать и приспосабливать с целью достижения поставленных целей.
Любая организация представляет собой социальную систему, в которой существуют и реализуются два вида активности, это деятельность, направленная на решение базовой задачи, а также активность, связанная с развитием отношений, которые возникают между людьми.
Несомненно, люди, работающие в организациях, неосознанно реализуют определенные модели взаимодействия, которые формируются на основании семейного опыта, а также посредством воздействия организационных структур организаций в которых они работают.
Климат в коллективе является важным фактором оптимизации профессиональной деятельности группы. Динамика социально-психологических процессов, составляющих климат, существенно зависит от того, в каких условиях они протекают: в условиях конфликта или сотрудничества.
Проблема формирования благоприятного климата в коллективе занимает одно из ведущих мест в системе управления организацией и здесь необходимо решать три неразрывно связанные проблемы: улучшение группового и организационного климата; необходимые изменения моделей руководства и лидерства; изучение и применение конструктивных моделей разрешения конфликтов на всех уровнях функционирования организации.
Каждый коллектив состоит из работников, которые в значительной степени отличаются друг от друга. Это - разница в возрасте, образовании, стаже работы, профессиональном и жизненном опыте. Кроме того, это разница в целях и задачах, которые люди перед собой ставят, в способах их достижения. Также разница в функциях и обязанностях.
В обществе всегда возникали и проявлялись различного вида конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и международных. Люди, сталкиваясь с теми или иными коллизиями, возникающими между ними, в конце концов, находили методом проб и ошибок необходимые средства и способы устранения недоразумений. Однако при этом не осмысливался сам феномен конфликта, его основа и механизм разрешения.
Актуальность исследования. Конфликты являются неотъемлемой частью человеческой жизни, поскольку они возникают только в процессе общения людей. И в какой-то степени их можно назвать одним из способов общения и взаимодействия.
При таком тесном контакте существует множество причин, по которым люди не понимают друг друга правильно, что приводит к спорам и конфликтам. И в условиях современной нестабильной экономической жизни и постоянно развивающихся технологий каждая компания стремится достичь наивысшего результата и получить максимальную прибыль. И для этого необходимо выполнить несколько условий: во-первых, установленный рабочий процесс, во-вторых, грамотно выбранную команду и, в-третьих, отсутствие разногласий и психологическую напряженность в команде.
Кроме того, конфликт может быть использован на благо, как инструмент управления, с надлежащим использованием. На мой взгляд, в каждой компании должен быть человек, который будет заниматься конфликтами, которые уже возникли, и предотвратить конфликтные ситуации в будущем, так как внимание менеджеров направлено на решение других проблем. Хотя было написано много литературы по этой теме, но в основном все это теория, но на практике рекомендуемый совет редко используется.
Исходя из определения объекта и предмета, целью курсового проекта является изучение теоретических основ конфликта и на основе изученного материала, выработать пути преодоления конфликтных ситуаций в конкретной организации.
Гипотеза исследования состоит в том, что конфликты, возникающие в организации, зависят от типа взаимодействия людей в процессе труда
На основании поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть теоретические основы конфликтов;
- провести анализ конфликтов в организации и методов их разрешения
- рассмотреть мероприятия по решению конфликтов в организации.
Объектом исследования в работе являются существующие конфликтные ситуации в ООО «Паритет»
Предметом исследования являются конфликты в организации и управление конфликтами.
В структурном отношении работа состоит из введения, заключения, двух глав, списка использованной литературы, приложений.
В первой главе даны теоретические аспекты понятия конфликта, рассмотрена сущность и причины возникновения конфликтов, указаны методы разрешения конфликтов.
Во второй главе представлен анализ деятельности организации, а также дана оценка конфликтов в организации, разработаны мероприятия направленные на профилактику конфликтов в организации.
В заключении сформулированы основные выводы по ключевым моментам работы, а также отражена ценность заявленной работы.
База для исследования является ООО «Паритет»
1. Теоретико-методологические основы конфликтов в организации и особенности их протекания
1.1. Понятие конфликта, сущность, причины их возникновения
Существуют разные определения конфликта, но в основе каждого из них лежит противоречие.
Конфликт, как феномен реальности, становится конфликтом лично, когда противоречия, которые встречаются в нем, лично значимы. Хотя, в человеческом масштабе, они могут казаться совершенно бессмысленными.
Пока не возникает столкновение личных интересов, конфликтов нет, есть только разные мнения об объекте. Кто-то любит тишину, но чья-то шумная забава, но это не будет конфликтом, пока обстоятельства не будут представлять эти интересы в одном месте и в то же время.
Поведение человека в конфликте характеризуется высокой степенью напряженности, как физической, так и психологической [1].
Это объясняется тем, что для столкновения требуется концентрация сил и направление всех духовных, психологических ресурсов, чтобы выйти из ситуации. Чем сложнее конфликт, тем больше сил оно требует.
Конфликты - это постоянство человеческой жизни, от периода формирования человека до смерти человека. Нет жизни без конфликта, если это жизнь, а не растительность, а не биологическое существование.
Конфликт возникает при наличии конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация - это начальный, доконфликтный этап.
Анализ процесса возникновения конфликта включает изучение развития противоречия, лежащего в его основе. Л. Козер, американский социолог, отмечает, что конфликт возникает, когда возможность мирного разрешения противоречий исчерпана [3].
Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникают в дополнение к желанию участников. Это связано с особенностями человеческой психики, к которой не придается большого значения.
Основными причинами конфликтов бывают [4]:
1.Распределение ресурсов между работниками или подразделениями, которые всегда ограничены. Руководство стремится распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами так, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. При этом каждая группа желает получить не меньше, а больше, в результате возникает конфликт.
2.Взаимозависимость заданий. Она существует везде, где один человек или группа зависят при выполнении задачи от другого человека или группы.
3. Различия в целях. Конфликтные ситуации возникают, когда предприятие разбивается на подразделения, которые становятся все более специализированными. Они сами формулируют свои цели и могут уделять достижению их больше внимания, чем достижению целей всей организации.
4. Различия в оценке ситуации и мнениях. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели.
Вместо того чтобы объективно оценивать ситуацию, люди могут рассматривать только те альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей.
Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный имеет право выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают, и должен беспрекословно делать то, что ему говорят.
5. Различия в манере поведения и жизненном опыте. Исследования показали, что люди с разным жизненным опытом (образование, стаж работы, возраст и социальные характеристики) не всегда достигают полного взаимопонимания. При их сотрудничестве возникают конфликты.
6. Неудовлетворительная коммуникационная связь. Работники, не обладающие информацией, не могут понять ситуацию или точку зрения других, что является причиной конфликта.
Однако объективные причины только тогда являются причинами конфликта, когда делают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, задевают личные и/или/ групповые интересы.
Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью личности, допустимыми для нее формами поведения, принятыми в коллективе социальными нормами и правилами. Кроме того, участие индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает их реализовать. Чем более важная цель стоит перед субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы ее достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает [5].
Выбор способа преодоления препятствий будет, в свою очередь, зависеть от эмоциональной устойчивости личности