Файл: использование наглядных средств обучения для формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 377
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира
2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира
Кроме этого выделяется следующая классификация современных средств обучения:
Таблица №1. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся
Таблица №2 Уровень подготовки учащихся по вопросам теста № 1.
2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
Таблица 3. Перечень используемого наглядного оборудования на экспериментальных уроках.
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
Таблица 4. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся
1. Наглядность - это организация чувственного познания ученика.
Одним из условий успешности обучения является опора на чувственное познание ученика, на его представление и личный опыт».
2. В учебном процессе одной из сторон организации чувственного познания является использование наглядных пособий. Образы предметов, явлений можно передать в виде изображений на картинах, рисунках, схемах, в виде диаграммы, в форме чучела и муляжа, при помощи фотографии и видеофильма и другого. Ученики благодаря этим иллюстрациям смогут представить реальный мир, что повысит осознанность знаний и интерес к учебному процессу.
Специальные психолого-педагогические исследования и практика работы школы показывают, что эффективность учебного процесса зависит напрямую от степени привлеченности всех органов чувств человека. Чем многообразнее является чувственное восприятие учебного материала, тем быстрее ипрочнее он усваивается.
Данная закономерность выражена в дидактическом принципе наглядности, в обоснование которого педагоги и методисты Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К, Д. Ушинский, В.В. Половцов, Б.Е. Райков, Л.В. Занков, С.Г. Шаповаленко внесли значительный вклад. Подчеркнем, что Я. А. Коменский вывел золотое правило дидактики: «нужно привлекать к обучению все органы чувств», а И.Г. Песталоцци показал и доказал важность использования наглядности в развитии формируемых понятий. К.Д. Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи учащихся, а В. В. Половцев обосновал роль наглядности в выборе методов обучения. Л.В. Занков показал варианты возможного сочетания слова и наглядности для активизации развития учащихся, а С.Г. Шаповаленко предложил делить средства обучения с учетом их роли в учебном процессе.
Под руководством С.Г. Шаповаленко, В.Г. Болтянского и Л.П. Прессмана в научно-исследовательском институте школьного оборудования под руководством профессора Л.В. Занкова были проведены дидактические исследования о применении наглядности, о сочетании ее средств со словами учителя, которые позволили определить общие правила применения средств наглядности:
1. Для того чтобы отобрать для урока тот или иной вид наглядного материала, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей.
2. От учебных задач зависит выбор форм сочетания наглядности и слова учителя. Наглядные пособия могут служить опорой для создания связей между фактами, явлениями, недоступными непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на осмысливание, истолкование сделанных наблюдений. В других случаях источником знания выступает наглядное пособие, а слово учителя выполняет функцию руководства восприятием учеников.
. При обобщении, повторении изученного материала источником знания о фактах, явлениях, их связях выступает слово учителя. Наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или является отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию. Наглядные средства могут служить основой для самостоятельной работы учащихся, тогда учитель лишь определяет задание и направляет деятельность учащихся.
. На всех этапах процесса обучения предмета «Окружающего мира» используются средства наглядности: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала. [2; с. 19-22]
Сегодня значимость наглядного обучения общепризнана. Вопрос заключается в том, как принцип наглядности реализуется на практике. И хотя, важная роль в формировании природоведческих знаний отводится непосредственно наблюдениям учащихся в природе, в определенных ситуациях необходимо компенсировать невозможность таких наблюдений разнообразными наглядными средствами обучения.
В современной дидактике к различным видам восприятия относится понятие наглядность. Абсолютными преимуществами перед другим не обладает ни один из видов наглядных пособий. При изучении предмета «Окружающий мир» важнейшее значение имеют натуральные объекты и изображения или близкие к натуре. Важным является использование наглядных средств целенаправленно, так, чтобы не загромоздить урок большим количеством наглядных пособий. В педагогической практике применение наглядных средств обучения сочетается со словом педагога.
Способы сочетания слов и средств наглядности при всем их многообразии составляют несколько основных форм. Одну из них можно охарактеризовать так, слова учителя руководят наблюдением, которое ведется учащимися, а знания о внешнем облике объекта, его строении и протекающих процессах младшие школьники получают из наблюдаемых объектов.
Другой формой сочетания, которая резко отличается от только что описанной, являются сведения о предметах и процессах, которые обучающиеся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат для конкретизации или подтверждения словесных сообщений. В данном случае, на уроке, посвященном той же теме, педагог сам рассказывает и показывает свойства наблюдаемого объекта или предмета.
Первая форма сочетания является наиболее эффективной не только для усвоения знаний, но и для развития наблюдательности младших школьников. Применение же другой формы сочетания требует меньшего времени, к ней можно прибегать, когда производится сравнительно «грубый» анализ объектов.
Знание учителем начальных классов форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов, сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства обучения сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям. [7; с. 77]
Итак, из всего сказанного выше следует вывод, что значение использования наглядных средств обучения на уроках позволяет:
1. повышать эффективность уроков;
2. сделать процесс обучения более интересным и наглядным;
3. развивает познавательную способность учащихся;
. организует самостоятельную работу обучающихся.
1.2 Психолого-педагогические основы усвоения естественнонаучных понятий младшими школьниками при помощи современных средств обучения
Дети не рождаются с готовыми знаниями, мышлением, развитой способностью к познаниям. Поэтому необходимо учить их различным видам познавательной деятельности, формировать у них интерес к познанию. Для того, чтобы работа проводилась целенаправленно, последовательно, необходима соответствующая подготовка учителя. [3]
Когда речь заходит о результатах учебной деятельности младшего школьника, то оцениваются обычно те знания, которыми овладели учащиеся. Чтобы успешно руководить процессом овладения знаниями, педагогу необходимо знать, как образуются знания, каковы их разновидности, каков путь и показатели совершенствования знаний, каковы психолого-педагогические основы усвоения знаний, в частности естественнонаучных. При чем, особое значение имеет формирование естественнонаучных представлений и понятий.
Формирование понятий в педагогической психологии является ключевой проблемой качества усвоения знаний, формирования мировоззрения.
Существует несколько подходов к формированию понятий:
- Деятельностный. Данный подход А.Н. Леонтьев применил к процессу овладения знаниями. Процесс формирования понятий он рассмотрел как «движение, переход к более высокому обобщению, т.е. к более полному и глубокому знанию той деятельности, которая отображена в этом понятии».
- Ассоциативный (Д.Н. Богоявленский, М.Н. Шардаков, Н.А. Менчинская, Ю.А. Самарин др.).
М.Н. Шардаков выделил этапы формирования понятий:
• Организация наблюдения единичных предметов и явлений;
• Обогащение наблюдений;
• Выделение общих и существенных признаков изучаемых предметов и явлений;
• Уточнение содержания понятий;
• Определение понятий;
• Упражнения и практическая проверка;
• Расширение и углубление понятий.
- Пооперационный подход.
А.В. Усова выделила следующие этапы формирования понятий:
• Чувственно-конкретное восприятие;
• Выявление общих существенных свойств наблюдаемых объектов;
• Абстрагирование;
• Определение понятий;
• Уточнение и закрепление сознания существенных признаков понятий;
• Установление связей данного понятия с другими.
Существуют и другие подходы к формированию понятий. Т.П. Южакова в своей книге выделила главное среди них по отношению к урокам окружающего мира:
1. при формировании естественнонаучных понятий особое значение имеет наблюдение за окружающей природой,
2. работа с натуральными объектами, использование изобразительной наглядности и технических средств обучения.
Понятия строятся на основе образов, представлений.
Представление - это образы вещей. Они могут быть более или менее точными, полными, правильными, конкретными или обобщенными.
Понятия - это обобщенные знания, объединенные по общности существенных признаков, присущих тем предметам или явлениям, которые в эти понятия включены.
Ученик 1-го класса уже знаком со многими представлениями о диких животных: знает льва, медведя, тигра, лису, умеет их отличать и даже рассказывать о том, как питается медведь, как он проводит зиму и т.п.
На уроках учитель выделяет те существенные признаки в образе каждого представителя этой группы, которые позволяют ученику увидеть общее во внешне очень разных животных: лиса больше зайца, но меньше волка, а волк, в свою очередь, меньше тигра; волк-серый, лиса - рыжая, тигр - полосатый и т.д. Однако все эти признаки не являются существенными.
Абстрагируясь от них, ученик обобщает представление о многих различных животных, объединяя их по общности, присущих каждому виду существенных признаков. Так складывается понятие «дикие животные». Оно существует уже не в образе какого-либо животного, а в слове.
Поэтому так важно давать детям нужные термины, названия, обозначающие определенную категорию обобщенных знаний своевременно. «Понятие и слово, его обозначающее, представляют собой сложное единство. Учитель всегда должен отдавать себе полный отчет, что заученное ребятами слово еще совсем не является свидетельством того, что освоено и их понятие им обозначенное». [3]