Файл: использование наглядных средств обучения для формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 387

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы комплексного использования средств наглядности при изучении предмета «Окружающий мир» младшими школьниками

1.2 Психолого-педагогические основы усвоения естественнонаучных понятий младшими школьниками при помощи современных средств обучения

1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира

Глава 2. Экспериментальное обоснование использования комплекса соответствующих средств наглядности на уроках окружающего мира

2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе

Заключение

Список литературы

Введение

Задачи исследования:

Методы исследования:

Глава 1. Психолого-педагогические основы комплексного использования средств наглядности при изучении предмета «Окружающий мир» младшими школьниками

1.2 Психолого-педагогические основы усвоения естественнонаучных понятий младшими школьниками при помощи современных средств обучения

1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира

Кроме этого выделяется следующая классификация современных средств обучения:

Таблица №1. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся

Таблица №2 Уровень подготовки учащихся по вопросам теста № 1.

2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе

Таблица 3. Перечень используемого наглядного оборудования на экспериментальных уроках.

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе

Таблица 4. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся

Заключение

Список литературы



Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что средства наглядности позволяют повысить уровень обучения по предмету «Окружающий мир» и сделать доступным восприятию учащихся такие процессы и явления природы и общества, с которыми трудно, а порой невозможно познакомиться в условиях класса.

Глава 2. Экспериментальное обоснование использования комплекса соответствующих средств наглядности на уроках окружающего мира

2.1 Уровни и показатели сформированности естественнонаучных знаний у учащихся на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
В первой главе нами было отмечено, что дидактические возможности различных наглядных средств обучения могут и будут в полном объёме реализовываться на уроках окружающего мира, если эти средства применять комплексно.

Именно комплексное использование и сочетание различных видов наглядного учебного оборудования, создает условия для всестороннего познания изучаемых явлений и объектов, для качественного усвоения знаний учащимися. В результате чего возникает необходимость в разработке и создании комплекса наглядного учебного оборудования к каждому уроку, теме и разделу программы «Окружающий мир».

Для примера нами предлагается разработать комплекс средств наглядности для 1-го класса по программе «Окружающий мир» (УМК «Школа Росси»), автором которой является А.А. Плешаков. Мы взяли раздел «Что и кто?».

Что у нас над головой?;

Что у нас под ногами?;

Что общего у разных растений?;

Что растет на подоконнике?;

Что растет на клумбе?;

Что это за листья?;


Что такое хвоинки?

Исходя из требований, предъявляемых к разработке комплексов учебного оборудования и их использованию, учебного материала, представленного по данным темам, и материального оснащения класса был разработан следующий комплекс разнообразных средств наглядности, который включает в себя:

Демонстрационные материалы (карточки, магнитная доска,

интерактивная доска, схемы, полиэтиленовые пакеты, микроскоп, спиртовка, стекло, треножник, образцы почвы, палочки, колба, штатив, держатель, семена растений, гербарии из листьев, иллюстративный материал, коллекции камней и др.);

Оборудование для проведение опытов;

Стаканчики пластиковые, прозрачные;

Пластиковые ложечки для опытов;

Выставка литературы, кроссворд, толковый словарь, презентации;

Видеоматериал.

По нашему мнению, предложенный комплекс средств наглядного обучения в данном случае является оптимальным, т.к. будет способствовать:

- лучшему усвоению естественнонаучных понятий,

- развитию практической и исследовательской деятельности учащихся на уроке;

- повышению интереса к окружающему миру, как предмету, дающему жизненно необходимые знания.

Экспериментальная работа проводилась нами на базе ГБОУ СОШ № 1619 города Москвы в 1 «Б» классе, с целью подтверждения вышеизложенной гипотезы: повышение качества знаний об окружающем мире учащихся зависит от применения различных средств наглядности, при этом оптимальным является использование специально разработанного комплекса средств наглядности и отличающихся в каждом отдельном случае.

Проводимое нами экспериментальное исследование по теме состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Вначале был проведен констатирующий эксперимент, целью которого являлось выявление уровня знаний учащихся до экспериментальной работы. Нами был взят 1 «Б» класс, в котором проводились уроки с использованием запланированного комплекса наглядных средств обучения.



В классе учится 30 человек в возрасте 7-8 лет, 13 мальчиков и 17 девочек.

Учащиеся класса эмоционально восприимчивы к учебе, общительны.

Во время констатирующего этапа были использованы следующие методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование.

Для выявления уровня сформированности интереса к предмету «Окружающий мир» была разработана анкета №1 цель которой заключалась в выявлении места предмета «Окружающий мир» среди основных школьных предметов (выявление интереса учащихся к предмету). Было проанкетировано 30 человек.

Результаты занесены в таблицу №1.



Таблица №1. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся


Математика

Русский

Окружающий мир

Чтение

Технология Изо

Физкультура

1

2

3 (15%)

4

5

6


По результатам таблицы №1 была составлена столбчатая диаграмма №1.

«Окружающий мир» занимает 3 место среди других предметов у учащихся. Видно, что у класса интерес к предмету сформирован, а это далеко не последний фактор успешного обучения, и усвоения материала. Отметим, что если детям интересно на уроке, то и мыслительная активность повышается, дети сосредоточены, внимание устойчиво, а значит, улучшается усвоение фактического материала, понятий, выработка представлений.


Таблица №2 Уровень подготовки учащихся по вопросам теста № 1.


вопроса

Правильные ответы (%)

1

43

2

77

3

77

4

30

5

77

6

37

7

80

8

80



Анализ таблицы №2 и круговой диаграммы №2 показывает, что уровень подготовки учащихся не очень высок. Учащиеся усвоили отдельные представления и понятия, о которых они слышали не только на уроках, но и в быту. Учащиеся имеют представление о том, что такое Родина в узком смысле.

Во время тестирования №1 было получено:

· Верных ответов- 40%;

· Неверных ответов-10%;

· Неполных ответов- 50%;

В связи с этим нами было сделано предложение о том, что если во время формирующего этапа будет проведена целенаправленная систематическая работа по проблеме использования наглядных средств обучения на уроках окружающего мира, это позволит повысить интерес детей к урокам окружающего мира и, соответственно улучшит уровень их знаний по данной теме.

При проведении констатирующего эксперимента перед нами так же стояла задача по выявлению уровня сформированности интереса учащихся к предмету

«Окружающий мир». Проанализировав ответы учащихся, мы пришли к выводу о том, что у некоторой части детей наблюдается отсутствие интереса к урокам окружающего мира. Следовательно, нашей целью работы в 1 «Б» классе будет формирование интереса к урокам окружающего мира, поскольку интерес и качество взаимосвязаны.