Файл: использование наглядных средств обучения для формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 387
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира
2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира
Кроме этого выделяется следующая классификация современных средств обучения:
Таблица №1. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся
Таблица №2 Уровень подготовки учащихся по вопросам теста № 1.
2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
Таблица 3. Перечень используемого наглядного оборудования на экспериментальных уроках.
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
Таблица 4. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что средства наглядности позволяют повысить уровень обучения по предмету «Окружающий мир» и сделать доступным восприятию учащихся такие процессы и явления природы и общества, с которыми трудно, а порой невозможно познакомиться в условиях класса.
Глава 2. Экспериментальное обоснование использования комплекса соответствующих средств наглядности на уроках окружающего мира
2.1 Уровни и показатели сформированности естественнонаучных знаний у учащихся на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
В первой главе нами было отмечено, что дидактические возможности различных наглядных средств обучения могут и будут в полном объёме реализовываться на уроках окружающего мира, если эти средства применять комплексно.
Именно комплексное использование и сочетание различных видов наглядного учебного оборудования, создает условия для всестороннего познания изучаемых явлений и объектов, для качественного усвоения знаний учащимися. В результате чего возникает необходимость в разработке и создании комплекса наглядного учебного оборудования к каждому уроку, теме и разделу программы «Окружающий мир».
Для примера нами предлагается разработать комплекс средств наглядности для 1-го класса по программе «Окружающий мир» (УМК «Школа Росси»), автором которой является А.А. Плешаков. Мы взяли раздел «Что и кто?».
• Что у нас над головой?;
• Что у нас под ногами?;
• Что общего у разных растений?;
• Что растет на подоконнике?;
• Что растет на клумбе?;
• Что это за листья?;
• Что такое хвоинки?
Исходя из требований, предъявляемых к разработке комплексов учебного оборудования и их использованию, учебного материала, представленного по данным темам, и материального оснащения класса был разработан следующий комплекс разнообразных средств наглядности, который включает в себя:
• Демонстрационные материалы (карточки, магнитная доска,
интерактивная доска, схемы, полиэтиленовые пакеты, микроскоп, спиртовка, стекло, треножник, образцы почвы, палочки, колба, штатив, держатель, семена растений, гербарии из листьев, иллюстративный материал, коллекции камней и др.);
• Оборудование для проведение опытов;
• Стаканчики пластиковые, прозрачные;
• Пластиковые ложечки для опытов;
• Выставка литературы, кроссворд, толковый словарь, презентации;
• Видеоматериал.
По нашему мнению, предложенный комплекс средств наглядного обучения в данном случае является оптимальным, т.к. будет способствовать:
- лучшему усвоению естественнонаучных понятий,
- развитию практической и исследовательской деятельности учащихся на уроке;
- повышению интереса к окружающему миру, как предмету, дающему жизненно необходимые знания.
Экспериментальная работа проводилась нами на базе ГБОУ СОШ № 1619 города Москвы в 1 «Б» классе, с целью подтверждения вышеизложенной гипотезы: повышение качества знаний об окружающем мире учащихся зависит от применения различных средств наглядности, при этом оптимальным является использование специально разработанного комплекса средств наглядности и отличающихся в каждом отдельном случае.
Проводимое нами экспериментальное исследование по теме состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Вначале был проведен констатирующий эксперимент, целью которого являлось выявление уровня знаний учащихся до экспериментальной работы. Нами был взят 1 «Б» класс, в котором проводились уроки с использованием запланированного комплекса наглядных средств обучения.
В классе учится 30 человек в возрасте 7-8 лет, 13 мальчиков и 17 девочек.
Учащиеся класса эмоционально восприимчивы к учебе, общительны.
Во время констатирующего этапа были использованы следующие методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование.
Для выявления уровня сформированности интереса к предмету «Окружающий мир» была разработана анкета №1 цель которой заключалась в выявлении места предмета «Окружающий мир» среди основных школьных предметов (выявление интереса учащихся к предмету). Было проанкетировано 30 человек.
Результаты занесены в таблицу №1.
Таблица №1. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся
Математика | Русский | Окружающий мир | Чтение | Технология Изо | Физкультура |
1 | 2 | 3 (15%) | 4 | 5 | 6 |
По результатам таблицы №1 была составлена столбчатая диаграмма №1.
«Окружающий мир» занимает 3 место среди других предметов у учащихся. Видно, что у класса интерес к предмету сформирован, а это далеко не последний фактор успешного обучения, и усвоения материала. Отметим, что если детям интересно на уроке, то и мыслительная активность повышается, дети сосредоточены, внимание устойчиво, а значит, улучшается усвоение фактического материала, понятий, выработка представлений.
Таблица №2 Уровень подготовки учащихся по вопросам теста № 1.
№ вопроса | Правильные ответы (%) |
1 | 43 |
2 | 77 |
3 | 77 |
4 | 30 |
5 | 77 |
6 | 37 |
7 | 80 |
8 | 80 |
Анализ таблицы №2 и круговой диаграммы №2 показывает, что уровень подготовки учащихся не очень высок. Учащиеся усвоили отдельные представления и понятия, о которых они слышали не только на уроках, но и в быту. Учащиеся имеют представление о том, что такое Родина в узком смысле.
Во время тестирования №1 было получено:
· Верных ответов- 40%;
· Неверных ответов-10%;
· Неполных ответов- 50%;
В связи с этим нами было сделано предложение о том, что если во время формирующего этапа будет проведена целенаправленная систематическая работа по проблеме использования наглядных средств обучения на уроках окружающего мира, это позволит повысить интерес детей к урокам окружающего мира и, соответственно улучшит уровень их знаний по данной теме.
При проведении констатирующего эксперимента перед нами так же стояла задача по выявлению уровня сформированности интереса учащихся к предмету
«Окружающий мир». Проанализировав ответы учащихся, мы пришли к выводу о том, что у некоторой части детей наблюдается отсутствие интереса к урокам окружающего мира. Следовательно, нашей целью работы в 1 «Б» классе будет формирование интереса к урокам окружающего мира, поскольку интерес и качество взаимосвязаны.