Файл: Вопросы по горному делу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Принципы организации горно-строительных работ. ПОС и ППР.

2. Циклограмма проходки горной выработки.

3. Конструкция вертикального ствола. Понятие «технологический отход».

4. Строительство вертикальных стволов по последовательному способу.

5. Строительство вертикальных стволов по параллельному способу.

6. Строительство вертикальных стволов совмещенным способом.

8. Специальные способы строительства горизонтальных и наклонных выработок.

9. Углубка вертикальных стволов. Способы углубки.

10. Способы разрушения горных пород при проходке горных выработок.

11. Способы строительства горизонтальных выработок шахт и рудников.

12. Принципы ново-австрийского метода строительства тоннелей.

13. Горный способ строительства тоннелей.

14. Щитовой способ строительства тоннелей.

15. Особенности и способы строительства наклонных выработок.

16. Способы строительства восстающих.

17. Способы бестраншейной прокладки коллекторов и трубопроводов

18. Особенности строительства городских подземных сооружений открытым способом.

19. Классификация горных крепей (обделок)

20. Требования, предъявляемые к горным крепям (обделкам).

21. Крепежные материалы. Виды, достоинства и недостатки.

22. Механическая отбойка горной массы.

23. Взрывная отбойка горной массы.

24. Гидравлическая отбойка горной массы.

25. Погрузка разрушенной горной массы. Оборудование для погрузочных работ.

26. Транспортирование разрушенной горной массы.

27. Схемы проветривания тупиковых горных выработок.

28. Приведение забоя в безопасное состояние.

29. Особенности строительства горных выработок в условиях проявлений горных ударов и внезапных выбросов пород и газа.

30. Проходческий водоотлив.

19. Классификация горных крепей (обделок)


Крепление является одним из наиболее ответственных и трудоемких процессов при строительстве горных выработок. От качества возведения крепи в значительной степени зависит способность ее воспринимать проявления горного давления и обеспечивать устойчивость выработки и безопасные условия эксплуатации при минимальных затратах на ее поддержание.

С точки зрения безопасности важно, чтобы деформирование крепи в случае достижения ее предельной несущей способности происходило постепенно, без внезапного разрушения, с тем, чтобы иметь время для принятия необходимых мер по предотвращению завала выработки, обеспечению безопасности людей, сохранению оборудования.

Горная крепь – искусственные сооружения, возводимые в горных выработках для предотвращения обрушения кровли и стенок, пучения почвы, а также сохранение необходимых формы и размеров выработки для ее рабочего состояния.

  • По роду выработок – крепь капитальных и подготовительных выработок;

  • По основному крепежному материалу – крепь деревянная, металлическая, каменная бетонная, ж/б, полимерная и смешанная;

  • По сроку службы выработки – крепь временная и постоянная;

  • По конструкции – рамная (с незамкнутым и замкнутым контуром), сплошная (монолитная и сборная), анкерная (с закреплением в замках или по длине скважины);

  • По характеру взаимодействия с боковыми породами – жесткая (со смещением до 50 мм), малоподатливая (до 100 мм), податливая (до 300 мм), весьма податливая (более 300 мм), шарнирная;

  • По форме поперечного сечения выработок - крепь криволинейного (кольцевая, сводчатая и др.) и прямолинейного (трапециевидная, прямоугольная и др.), очертания;

  • По местоположению по длине выработки – крепь протяжных участков, крепь выходов на поверхность (устье стволов и штолен), крепь сопряжений и пересечений;

  • По условиям работы – крепь обычная и специальная.



20. Требования, предъявляемые к горным крепям (обделкам).


Крепь горных выработок должна удовлетворять комплексу следующих функционыльных, технических и экономических требований:

  • выдерживать давление горных пород, не разрушаясь в течение всего срока ее службы (т.е. быть достаточно прочной);

  • не мешать выполнению производственных процессов (т.е. не загромождать ее рабочего пространства);

  • быть огнеопасной и стойкой против коррозии и гниения (в отдельных случаях быть сейсмостойкой, морозостойкой, обеспечивать предотвращение опасности прорыва плывуна);

  • быть несложной и нетрудоемкой в изготовлении (технологичной) и возведении ее в выработке;

  • быть доступной (ремонтопригодной) для обслуживания в период эксплуатации;

  • быть транспортабельной. Обеспечивать легкую и удобную разборку на отдельные части при ремонте выработок, предусматривать возможность наиболее полного извлечения крепи из погашаемых выработок и ее дальнейшего повторного использования;

  • не оказывать значительного сопротивления движению воздуха по выработке (иметь минимальный коэффициент аэродинамического сопротивления);

  • сумма трудовых и материальных затрат на изготовление, установку крепи в выработке, на эксплуатацию и поддержание (ремонт) крепи в течение срока службы выработки должна быть минимальной.


21. Крепежные материалы. Виды, достоинства и недостатки.


В практике крепления грузов существует два типа креплений: жесткие и гибкие. К жестким креплениям относятся сварные соединения, упоры, болтовые соединения; к гибким – стальные тросы, цепи, проволока, строп-ленты из синтетических материалов, растительные тросы, такелажные скобы, талрепы и т.д.



В качестве жестких креплений также используются деревянные брусья и бревна, металлические упоры.

При перевозке укрупненных грузовых единиц для их крепления используются стандартные многооборотные средства крепления многоразового пользования.

Устройства для крепления груза на судне разделяют на стационарные и переносные. В свою очередь переносные разделяют на основные и вспомогательные.

К стационарным средствам крепления относятся рымы, скобы, обухи, палубные фитинги, гнезда, упоры и т.д.

Основные переносные средства крепления включают в себя:

- тросовые, цепные, прутковые и ленточные найтовы;

- закладные средства крепления – ручные и полуавтоматические замки, центрующие и стяжные приспособления;

- обвязочные средства – сетки, стальные и синтетические ленты и тросы.

К вспомогательным переносным устройствам можно отнести талрепы, зажимы, крюки, скобы, надувные мешки, струбцины, колодки, клинья, брусья и т.д.

Найтовные устройства включают в себя прутковые, цепные, тросовые и ременные оттяжки.

22. Механическая отбойка горной массы.


Механическая отбойка — отделение полезного ископаемого от массива при помощи различных инструментов. Осуществляют ее машинами и лишь в незначительном объеме отбойными молотками.
Машинную механическую отбойку руд в России применили впервые в 1952 г. на марганцевых рудниках Никопольского бассейна и в 1964 г. на Солигорских калийных рудниках. Удельный объем машинной отбойки в России уже достиг на калийных рудниках примерно 70%, на марганцевых рудниках — 50 % и продолжает расти.
Классификация разновидностей механической отбойки:
- отбойка горными комбайнами и комплексами;
- отбойка врубовыми машинами;
- пиление;
- разрушение бурением (без взрывания).
Основная доля приходится на горные комбайны и комплексы, которые и применяют на калийных и марганцевых рудниках. Врубовые машины используют сравнительно редко и лишь для вспомогательных целей. Пиление и разрушение бурением применяются в специфических условиях. Причем разрушение бурением осуществляется при выемке только тонких жил в порядке эксперимента.
Ниже рассматриваются отбойка комбайнами и комплексами и пиление.

23. Взрывная отбойка горной массы.


Взрывная отбойка руды - отделение руды от массива энергией взрыва. Основные производственные процессы взрывной отбойки руды: бурение, заряжание, взрывание.

Удельные значения элементов затрат на взрывную отбойку составляют: при средней крепости руд: бурение 20-30%, стоимость ВВ - 40-60%, заряжание и взрывание 20-40%; при крепких рудах - бурение 60-70%, стоимость ВВ 20-30%, заряжание и взрывание 10-20%.

Показатели отбойки:

- производительность труда бурильщика, выраженная количеством отбитой руды, т/смену или м3/смену;

- удельный расход ВВ, кг/м3
или кг/т отбиваемой руды (обычно обозначается буквой q);

- выход руды с 1 м шпура или скважины, м3/м (м3 - в пере­счете на массив) или т/м; либо обратная величина - удельный расход бурения, м/м3, м/т;

- выход негабарита в процентах по весу.

Шпуровая отбойка.

Удельный объем шпуровой отбойки составляет око­ло 50% по отношению ко всем способам отбойки и 45-55% во взрывной отбойке. Шпуровую отбойку применяют при мощности залежей до 5-8 м, а также в тех случаях, когда в очистном пространстве должны работать люди.

При шпуровой отбойке выемку руды производят горизонтальными или слабона­клонными слоями. Порядок погашения слоев - восходящий или нисходящий (рис.8.1).

Послойную выемку в восходящем порядке применяют преиму­щественно при устойчивой руде, а в нисходящем порядке - как при неустойчивой руде с выемкой заходками под защитой твердеющей закладки или крепи с закладкой, так и при устойчивой руде в случае естественного поддержания очистного пространства и применения самоходного оборудования.

24. Гидравлическая отбойка горной массы.



Сущность гидравлического способа отбойки заключается в отделении горной породы от массива и дроблении ее высоконапорной струей воды, подаваемой на забой. Область эффективного применения гидравлической отбойки ограничивается легко размываемыми мягкими, малосвязными или некрепкими осадочными породами, включая уголь с коэффициентом крепости по шкале М.М. Протодьяконова 1,5 (более крепкие угли предварительно рыхлят с помощью взрывчатых веществ).
В зависимости от крепости разрушаемых горных пород давление, под которым подается вода к забою, составляет от 2 до 50 кгс/см2 и более. Основной машиной гидроотбойки является гидромонитор, формирующий и направляющий плотную струю воды на забой. Гидромониторы бывают с ручным и дистанционным управлением; при применении последних управление отбойкой можно осуществлять с расстояния 10—15 м, что облегчает труд горняка и повышает безопасность работ. На рис. 10 показан гидромонитор с дистанционным управлением, применяющийся на угольных шахтах.