ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Принципы организации горно-строительных работ. ПОС и ППР.
2. Циклограмма проходки горной выработки.
3. Конструкция вертикального ствола. Понятие «технологический отход».
4. Строительство вертикальных стволов по последовательному способу.
5. Строительство вертикальных стволов по параллельному способу.
6. Строительство вертикальных стволов совмещенным способом.
8. Специальные способы строительства горизонтальных и наклонных выработок.
9. Углубка вертикальных стволов. Способы углубки.
10. Способы разрушения горных пород при проходке горных выработок.
11. Способы строительства горизонтальных выработок шахт и рудников.
12. Принципы ново-австрийского метода строительства тоннелей.
13. Горный способ строительства тоннелей.
14. Щитовой способ строительства тоннелей.
15. Особенности и способы строительства наклонных выработок.
16. Способы строительства восстающих.
17. Способы бестраншейной прокладки коллекторов и трубопроводов
18. Особенности строительства городских подземных сооружений открытым способом.
19. Классификация горных крепей (обделок)
20. Требования, предъявляемые к горным крепям (обделкам).
21. Крепежные материалы. Виды, достоинства и недостатки.
22. Механическая отбойка горной массы.
23. Взрывная отбойка горной массы.
24. Гидравлическая отбойка горной массы.
25. Погрузка разрушенной горной массы. Оборудование для погрузочных работ.
26. Транспортирование разрушенной горной массы.
27. Схемы проветривания тупиковых горных выработок.
Гидравлическая отбойка применяется при проходке подземных и открытых горных выработок, а также при очистной выемке в процессе открытой и подземной разработки главным образом россыпных и угольных месторождений. Гидравлическую отбойку совмещают с транспортировкой разрушенной породы водой в канавах, лотках или трубах.
25. Погрузка разрушенной горной массы. Оборудование для погрузочных работ.
Одновременно с разрушением массива производят погрузку отбитой горной массы. Отбитая горная масса сначала попадает на питатель, а затем уже передается на конвейер комбайна.
На отечественных и зарубежных комбайнах применяют шесть типов погрузочных устройств: кольцевой грузчик, скребковый конвейер, звезды, вращающиеся диски, поворотные рычажные лапы, нагребающие лапы.
Рассмотрим отдельно каждый из механизмов погрузки.
Кольцевой грузчик располагается с обеих сторон от центрального конвейера, представляет собой 2 замкнутых цепных контура, каждый из которых имеет индивидуальный привод.
Применяют для погрузки легких пород или угля. Характеризуется большой энергоемкостью, повышенным износом. Имеет небольшое распространение.
Скребковый конвейер также является устаревшей конструкцией. Выполняет функции погрузочного и транспортного органов.
Звезды —шестилучевые на комбайне фирмы «Доско» (МК2В, HI300), трехлучевые на комбайнах фирмы «Фест Альпине» (АМЗО, АМ80 и др.). Имеют привод от гидродвигателей через редукторы, размещенные под столом питателя. Применяют для погрузки сыпучих материалов, угля. Обеспечивают высокую производительность.
Вращающиеся диски представляют собой ребристый диск, имеющий достаточно высокие частоты вращения (более 30 об/мин). Разгрузку горной массы производят за счет ограничения, устанавливаемого между осью вращения диска и задним ограждением.
Поворотные рычажные лапы располагают на столе питателя с обеих сторон центрального конвейера. Привод осуществляется гидроцилиндрами, расположенными под столом питателя. Обратный ход лап обеспечивается за счет скосов обратной стороны лап.
Наибольшее распространение получили различные конструкции парных нагребающих лап, обладающих универсальностью применения, особенно при погрузке в тяжелых условиях (кусковатость, влажность, неравномерность нагрузки).
Конструкции имеют вид четырехзвенного рычажного механизма или кулисного механизма с приводом от редуктора через центральный диск с кривошипом. Кулисный механизм конструктивно более простой, но создает динамические нагрузки.
Привод может быть осуществлен от электродвигателя, гидромоторов через редуктор или напрямую (П160), а также от скребковой цепи центрального конвейера (1ГПКС, 4ПУ, «Фест Альпине»). В некоторых моделях (П160, КП20Б, STM60) приводы лап между собой не синхронизированы.
Конвейер. В большинстве моделей конвейер проходит по центру комбайна.
В качестве тягового органа используют одинарную скребковую цепь, выполненную из круглозвенной цепи или втулочно-роликовой цепи с консольными скребками. Привод может быть электрическим или гидравлическим. Количество двигателей зависит от условий применения.
Гидравлический привод может осуществляться как через трансмиссию, так и без трансмиссий при применении высокомоментных гидромоторов.
В некоторых конструкциях привод цепи осуществляется от привода лап («Фест Альпине» и др.).
Для обеспечения долговечности быстроизнашивающиеся части изготовляют съемными (днища конвейеров, поверхности стола питателя и др.).
Так, у комбайнов фирмы «Вестфалия Бекорит» поверхность питателя армируют листами из полимерных материалов, имеющих высокую фрикционную стойкость.
Комбайны могут быть оснащены подъемно-поворотной хвостовой частью конвейера или подвесным ленточным перегружателем.
Большинство фирм («Фест Альпине», «Эйкгофф» и др.) поставляют по требованию заказчика комбайны:
• с поворотной хвостовой частью и прицепным перегружателем — для работ по проходке;
• с короткой хвостовой частью и коротким поворотным перегружателем — для работ по погрузке породы в самоходные вагоны, автомобили и др.;
• с подъемно-поворотной хвостовой частью — для работы в камерах по добыче угля, солей и др. с самоходным транспортом.
Системы управления комбайном. Современные проходческие комбайны оснащают электрическим и гидравлическим приводами, управление которыми осуществляют с местного или переносного дистанционных пультов.
Управление с местного пульта имеют большинство отечественных и зарубежных проходческих комбайнов.
Пульты местного управления и рабочее место машиниста на зарубежных комбайнах, особенно последних выпусков, существенно отличаются от отечественных эргономическими параметрами, количеством информации, выдаваемой оператору, о состоянии узлов машин и течении рабочего процесса, комфортностью.
26. Транспортирование разрушенной горной массы.
Карьерный транспорт предназначен для перемещения горной массы (вскрыши и полезного ископаемого) от забоев до пунктов разгрузки. Он является связующим звеном в технологическом процессе. От четкой работы карьерного транспорта зависит эффективность разработки месторождения. Трудоемкость процесса перемещения (транспортирования) весьма высока, а затраты на собственно транспорт и связанные с ним вспомогательные работы составляют 45-50 %, а в отдельных случаях 65-70% общих затрат на добычу. Специфику горных работ обусловливает следующие основные особенности работы карьерного транспорта:
1 - значительный* объем и сосредоточенная (односторонняя) направленность перемещения карьерных грузов при относительно небольшом расстоянии транспортирования;
2 - периодическая передвижка транспортных коммуникации в связи с постоянным изменением положения пунктов погрузки (забоев) и разгрузки горной массы;
3 - движение в грузовом направлении происходит, как правило, с преодолением значительных подъемов;
4 - повышенные прочность и мощность двигателей транспортного оборудования, что вызвано большой плотностью, повышенной крепостью, абразивностью, неоднородной кусковатостью горной массы.
Интенсивность работы карьерного транспорта характеризуется грузооборотом карьера, который определяется количеством груза (в кубометрах или тоннах), перемещаемого в единицу времени (час, смена и т.д.). Масштаб горных работ на карьере определяется величиной грузооборота. Он слагается из объемов перевозок вскрыши, полезного ископаемого и хозяйственно-технических грузов. Основной объем в грузообороте обычно составляет вскрыша. Минимальный объем приходится на хозяйственно-технические грузы.
Грузооборот (или часть его), характеризуемый устойчивым во времени направлением перемещения, называется грузопотоком. Грузопоток называется сосредоточенным, если все грузы перемещаются из карьера на поверхность в одном направлении по одним транспортным коммуникациям , в противном случае грузопоток называется рассредоточенным.