Файл: Титульный сформируйте в личном кабинете и прикрепите его первым листом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Также, необходимо стимулировать регионы повышать уровень собственных доходов региональных бюджетов путем регулирования условий проведения бюджетного процесса для них в зависимости от уровня дотационности.
Подводя итоги, хочется отметить, что в наши дни региональным органам государственной власти предоставляются достаточно сильные рычаги воздействия на бюджет. Бюджетное регулирование происходит посредством систем регулирующих налогов и финансовой поддержки, что в свою очередь помогает выравнивать количество ресурсов на разных уровнях бюджетов государственной власти.
Основные причины генерации дисбалансов в бюджетно-налоговых отношениях имеют объективный генезис, определяемый влиянием деструктивных экзогенных факторов, а качественное противодействие последним в процессе формирования и исполнения бюджета следует осуществлять в строгом соответствии с рассмотренными базовыми принципами. Бюджетная политика, проводимая органами государственной власти опирающаяся на такие методологические основы, свидетельствует о возможности эффективной государственной деятельности в бюджетной сфере.
Практика показала, что в последние годы многие регионы стремились упростить территориальную организацию местного самоуправления и перейти к его одноуровневой модели.
На законодательном уровне продолжают вноситься изменения, связанные с уточнением компетенции городского и муниципального округов. В частности, предлагается распространить на сложносоставные округа действие Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О противодействии коррупции» и ряда других федеральных законов, так, например, федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 155-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Следует подчеркнуть, что фактически речь идет об активизации процессов территориального преобразования муниципальных образований в регионах.
Выделим ключевые проблемы системы местного самоуправления на современном этапе. Эффективность местного самоуправления зависит от множества факторов. Они могут быть разделены по блокам: базовые, экономические, политико-правовые, структурно-функциональные, организационные и ресурсные.
Цели, задачи и функции муниципального управления напрямую влияют на структуру местного самоуправления и служат основой для
выделения в его структуре независимых подразделений, отвечающих за достижение конкретных целей и решение конкретных проблем. Чем сложнее экономический комплекс данного муниципалитета, тем больше взаимосвязь всех его компонентов, глобальное решение проблем социально-экономического развития и охраны окружающей среды.
Следовательно, для достижения этих целей соответствующие структурные подразделения выделяются или укрепляются на организационном уровне в рамках административного управления.
На сегодняшний день в нашей стране построена система налогово-бюджетного законодательства, которая позволяет концентрировать большую часть фискальных поступлений на уровне региональных и федерального бюджетов. В таких условиях практически исключается возможность местных администраций самостоятельно принимать решения и реализовывать проекты, которые требуют достаточно больших финансовых вложений.
В настоящее время политика в области эффективного управления расходами местных бюджетов основывается на Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и опирается на реализацию на территории района национальных, федеральных и взаимоувязанных с ними региональных проектов.
Формирование реалистичного бюджета, в том числе в части финансирования приоритетных отраслей экономики, должно быть основано на объективном прогнозе социально-экономического развития района, коррелирующего с его Стратегией социально-экономического развития.
В условиях, когда большую часть доходов бюджета составляют трансферты, превалирует остаточный принцип финансирования расходных обязательств капитального характера. Фактически бюджет развития в составе бюджета района отсутствует, что, в свою очередь, не дает возможности разрабатывать реальную стратегию социально-экономического развития муниципального образования. Такая ситуация характерна для большинства местных бюджетов.
Стабильность развития российской экономики главным образом определяется предпринимательской активностью и ростом объемов производства и продаж субъектов малого и среднего бизнеса.
В последние годы в связи с принятием национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»ожидания уже состоявшихся предпринимателей и молодых начинающих бизнесменов стали более оптимистичными. На развитие малого и среднего бизнеса до 2024 года выделено 481, 5 млрд руб. По прогнозам руководства страны, реализация проекта позволит сформировать благоприятный предпринимательский климат, улучшить условия для работы бизнеса, упростить и обеспечить прозрачность процедуры регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, значительно облегчить налоговую и кредитную нагрузку.
В рамках выполнения национального проекта проводится активная работа по взаимодействию федерального центра с субъектами Российской Федерации. Различные аспекты развития и становления нового этапа предпринимательства в России нашли обсуждение в десятках монографий и сборников научных трудов, которые издавались научными школами и научными коллективами по всей России и за рубежом.
Объем финансового обеспечения по годам реализации проекта в млрд руб. представлен на рисунке 6.
Как видно, основной транш бюджетных средств на поддержку предпринимательской активности, акселерацию бизнеса, формирование информационного пространства, создание рычагов управления и взаимодействия между крупным, средним и малым бизнесом приходится на 2022-2024 годы [11]. Эта политика государства является продуманной и своевременной, тем более что на устойчивое функционирование бизнеса и в целом его жизнеспособность влияют условия пандемии коронавируса и приостановление деятельности многих коммерческих структур и индивидуальных предпринимателей.
Рисунок 6 -Объем финансового обеспечения реализации проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по плану, млрд руб. [13]
Пандемия коронавируса влияет не только на непрерывность процессов, но может вызвать негативные финансовые, социальные последствия, связанные с сокращением рабочих мест, и исполнением бюджетов всех уровней.
За последние годы уровень предпринимательской активности бизнеса значительно вырос. Об этом свидетельствуют данные Единого реестра малого и среднего предпринимательства.
Выход из кризисных ситуаций в экономике напрямую зависит от правовых мер стимулирования средних и мелких предпринимателей. Для этого необходимо, чтобы значение положительных стимулов превышало запреты и санкции. Будучи закрепленными в нормах права, они способствуют активности, инициативе и предприимчивости.
По результатам проведённого исследования, можно сделать вывод, что полноценного развития малого бизнеса необходимо совершенствование его поддержки. В связи с этим предлагаются следующие мероприятия:
1. Развитие кооперации (субконтракции).
Широкое распространение кооперационного взаимодействия вызвало рост доступа предприятий к различным ресурсам и возможность производства продукции в расчете на более емкий рынок, тем самым повышая экономическое сотрудничество как внутри определенной страны, так и на международном уровне.
Для примера, только по договорам заказа на разработку или изготовление необходимых комплектующих изделий, деталей и узлов или на выполнение технологических процессов в рамках кооперации доля предприятий - субконтракторов в стоимости готовых изделий обрабатывающей промышленности развитых промышленных стран колеблется в интервале от 1/4 до 1/3, а в производстве продукции двойного назначения, электронной техники, автомобилестроения, авиастроения и ряда других видов продукции, достигаетдо70 % [24].
О целесообразности использования такого способа производственной кооперации свидетельствуют ежегодные средние темпы роста рынка субконтрактации, которые составили 15 %, что выше мировых объемов промышленного производства.
Поэтому в России для встраивания в технологические цепочки по разработке и изготовлению необходимых комплектующих изделий, деталей и узлов в рамках кооперации в опытную эксплуатацию необходима система сервисов сети субконтрактации и трансфера технологий.
2. Развитие молодежного предпринимательства.
Таким образом, с целью формирования и оказания помощи предпринимательству в муниципальном районе нужно реализовать комплексный подход для решения этой задачи: необходимо законодательно зафиксировать все без исключения миссии и проблемы молодежного предпринимательства. Для помощи и поддержки молодого поколения необходимо открывать новые бизнес-инкубаторы и содействовать формированию аналогичных учреждений при высших учебных заведениях.
Следует заинтересовывать молодое поколение в открытии своего дела, так как именно молодежное предпринимательство считается одним из значимых фактором формирования экономики страны.
Ни у кого не вызывает сомнения, что и трудоустройство молодых специалистов также можно рассматривать в качестве одной из приоритетных задач в современных условиях. Этим, в частности, обусловлено то, что «проблемы трудоустройства выпускников, позволяют говорить о том, что для эффективного их разрешения важна активность всех субъектов, включенных в процесс трудоустройства, среди которых стоит особо отметить самих выпускников, вузовские службы содействия трудоустройству и региональные государственные структуры.
Однако, в том случае, если речь идет не просто о предоставлении первого рабочего места по окончании высшего учебного заведения, но о содействии созданию собственного дела и развитию молодежного предпринимательства, проблему следует рассматривать несколько шире.
Подготовка к подобной реализации карьерных ожиданий выпускников должна осуществляться заблаговременно, а именно в процессе получения высшего образования. Необходимо таким образом выстроить учебный процесс, чтобы в его рамках осуществлялось формирование у студентов навыков самостоятельного принятия решений, их оптимизации и корректировки, а также реализации на практике.
Также чрезвычайно важным представляется трансформация всех аспектов деятельности, осуществляемой в рамках учебного процесса. Например, в ходе обучения студентов управленческих направлений подготовки важно предусмотреть проведение практических занятий по ряду дисциплин в форме круглых столов, диспутов, деловых игр.
В рассматриваемом нами в данный момент контексте мы можем отметить, что реализация подобных подходов является важной для студентов всех направлений подготовки любого вуза, так как позволяет сформировать у них готовность к осуществлению эффективной предпринимательской деятельности, подкрепленную определенной совокупностью профессионально значимых компетенций и навыков. Работая со студентами, которые в будущем могут стать организаторами собственного дела, необходимо помнить о ключевых особенностях современного предпринимательства, в рамках чего подразумевается, что «широкий социально-экономический контекст формирует запросы на определенное устройство предприятий, которые должны обрести свою эффективность в условиях определенной деловой культуры и определенной конфигурации экономических отношений в стране и мире.
Следовательно, процесс подготовки должен проходить с учетом особенностей отечественной деловой культуры, а также основных предпринимательских принципов, распространенных в ведущих странах мира.
Это можно осуществить в рамках преподавания ряда элективных и факультативных дисциплин, например, таких, как «Основы менеджмента», «Корпоративная культура», «Деловая коммуникация» и многих других.
Особенно важной нам представляется подготовка к осуществлению эффективной деловой коммуникации, поскольку именно успешное взаимодействие с клиентами и контрагентами обеспечивает значительную часть результативности деятельности предпринимателя. Подобный подход находится в русле современных тенденций деятельности организаций различных форм собственности и сферы деятельности, ориентированных не просто на «знакомство представителей персонала с основными принципами делового общения, но и формирование у них готовности самостоятельного принятия решений при выборе определенной коммуникативной стратегии, осуществляемое в рамках системы корпоративного обучения. Подобные практики следует распространить и на деятельность высших учебных заведений, ориентированных на подготовку собственных выпускников к созданию собственного дела.