Файл: Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 506
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.99г. № 120-ФЗ).
-
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.98г. № 124-ФЗ). [14]
Ведомственные нормативно-правовые документы федерального уровня
-
Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования (приложение к письму Минобразования России от 15.12.2002г. № 30-51-914/16). -
О концепции модернизации российского образования на период до 2010г. (приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002г. № 393). -
О программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010гг. (приказ Министерства образования РФ от 24.04.2001г. № 1818). -
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002г. № 393). [14]
Методические письма Министерства образования РФ:
-
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (письмо Минобразования России от 11.02.2000г. № 101/28-16). -
Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложения к письму Минобразования России от 31.01.2001г. № 90/30-16). -
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002г. № 30-51-433/16). -
Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию от 03.03.2005г. № 14-11-43/01). -
Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений (приказ Минобразования России от 03.02.2006г. № 21). [14]
Программа воспитательной работы классного руководителя на примере МБОУ «Золотухская ООШ»
Программа воспитательной работы классного руководителя МБОУ «Золотухская ООШ» должна содержать:
Паспорт программы, Общие положения, Концептуальные ориентиры Программы, Постановка проблемы и актуальность программы, Цели и задачи воспитательной работы, Какие должны быть результаты достижения цели, Формы и методы работы, Программа реализации концепции воспитательной деятельности, Модель выпускника школы,
План воспитательной работы на учебный год (в данном случае на 2020-2021) [17].
Круг обязанностей классного руководителя
-
списки; -
страница Содержание; -
сведения об обучающихся и их родителях; -
кружки, секции; -
страница посещаемости; -
страница здоровья; -
заполнение личных дел учащихся. [2]
Организация регламента деятельности классного руководителя
-
распределение поручений в классе; -
организация дежурства по кабинету, школе; -
внешний вид учащихся; -
организация питания; -
вопрос обеспечения к учебному году. [2]
Работа с родителями.
-
Привлечение родителей к родительскому собранию. -
Проведение родительских собраний. -
Влияние на общение ребят с родителями. -
Привлечение родителей для организации интересной, насыщенной внеурочной деятельности. -
Индивидуальная работа с родителями (семьями). [2]
Учебная деятельность.
-
Контроль за посещаемостью. -
Забота о заболевших, пропустивших много уроков по болезни, организация помощи. -
Создание благоприятной для учебы обстановке в детском коллективе. -
Взаимосвязь с другими учителями – предметниками. -
Работа с дневниками: проверка, заполнение, роспись. -
Контакт с родителями по поводу успеваемости учеников. -
Создание условий для комфортного психологического климата в детском коллективе. -
Развитие умения организовывать и осуществлять общественно-полезный труд. -
Забота о кругозоре: экскурсии, посещение библиотеки и др. [2]
Внеурочная деятельность.
-
Организация каникулярной деятельности. -
Организация участия класса в школьных делах. -
Вовлечение в общественно-полезную деятельность, нужную сверстникам, родителям в школе. -
Охрана и укрепление здоровья. -
Проведение классного часа. -
Поиск интересных, эффективных методов и форм работы с классным коллективом. -
Развитие умения общаться, воспитание ответственности перед коллективом за поручения. Контроль за порученным делом, доведение до конца. -
Создание благоприятного микроклимата в классе, формирование межличностных отношений. [2]
Классный руководитель как административное лицо обязан:
-
Организовать учебно-воспитательный процесс в классе. Обязательным при этом является посещение пяти уроков в неделю. -
Нести ответственность за состояние классного журнала. -
Нести ответственность за санитарное состояние прикрепленного кабинета. -
Изучать семейные и бытовые условия жизни воспитанников, поддерживая тесный контакт с родителями, оказывать родителям педагогическое содействие в воспитании ребенка. При этом обязательным является посещение учащихся на дому (6-8 человек в месяц), а также проведение одного тематического родительского собрания в четверть. -
Вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами. -
Осуществлять постоянное изучение личности учащегося и корректировку его воспитанности. При этом обязательным является ведение на каждого ученика психолого-педагогической карты, запись в которой производится один раз в 6 недель, не менее 4 раз в год. -
Фиксировать психологические и педагогические отклонения в развитии школьника, оповещать об этом администрацию и находить эффективные способы педагогической корректировки. -
Вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы, психолого-педагогические карты на каждого ученика, педагогический дневник. [1]
Полномочия классного руководителя
-
Классный руководитель как административное лицо должен: получать регулярно -
информацию о физическом и психическом здоровье детей, контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса, контролировать учебные успехи каждого ученика, координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся через проведение педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и других форм (один малый педсовет в четверть), посещать уроки учителей в своем классе с целью наблюдения за учащимися и осуществления перечисленных выше обязанностей. -
Классный руководитель имеет право: вносить на рассмотрение администрации, методического совета или совета школы согласованные с коллективом класса предложения, приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу, по согласованию с администрацией обращаться в комиссии, инспекцию по делам несовершеннолетних, советы содействия семье и школе на предприятиях, в другие организации для решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся класса, отказываться от несвойственных ему, лежащих за границами содержания его работы поручений, определять свободно режим индивидуальной работы с детьми, вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности, выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и групповых формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку, апеллировать к совету школы в случае несогласия с оценками администрации, методического совета состояния воспитательной работы в классном коллективе, его результатов, уровня нравственной воспитанности учащихся. [1]
Документация классного руководителя.
-
раз в год разрабатывает программу воспитательной работы с классом, по итогам ее выполнения составляет аналитическую справку о результатах воспитательного процесса; -
ведет личные дела учащихся, карты сопровождения, портфолио класса и каждого учащегося; -
разрабатывает и курирует программы индивидуального развития учащихся; -
ведет классный журнал; -
раз в неделю проверяет дневники учащихся; -
оформляет уголки (папки) по ППБ, ПДД, ГО и ЧС, технике безопасности в школе и других местах пребывания учащихся; -
оформляет и пополняет уголок класса, социальный паспорт коллектива. [2]
Классный руководитель имеет право:
-
Получать регулярно информацию о физическом и психологическом здоровье детей; -
Контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса; -
Контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи; -
Координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся; -
Определять (разрабатывать, создавать) программы индивидуальной работы с детьми и подростками, родителями учащихся; -
Приглашать родителей (лиц их заменяющих) в учебное заведение; -
Участвовать в работе структур самоуправления; -
Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, вносить на рассмотрение административного совета согласованные с классным коллективом мнения и предложения; -
Вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной работы; -
Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы, руководствуясь единственным требованием «не навреди»; -
Выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы. [2]
Классный руководитель не имеет права:
-
Унижать личное достоинство воспитанников, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.; -
Использовать оценку для наказания ученика; -
Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение; -
Использовать семью для наказания ребенка; -
Обсуждать за глаза коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива. [2]
Классный руководитель обязан:
-
Организовывать учебно-воспитательный процесс в классе; -
Вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классного и общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами; -
Изучать детей и подростков, условия их жизнедеятельности; -
Фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, осуществлять психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных случаях информировать о том администрацию; -
Оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем; -
Содействовать социальной и правовой защите их прав; -
Вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы; -
Вовлекать в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных учреждений; -
Постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания. [2]
Классный руководитель должен знать:
-
закон РФ «Об образовании» №237 ФЗ от 01.09.2013г.; -
Конвенцию о правах ребенка; -
педагогику; детскую и возрастную психологию, социальную психологию; -
школьную гигиену; -
педагогическую этику; -
школьную гигиену; -
теорию и методику воспитательной работы; -
основы трудового законодательства. [2]
Классный руководитель должен уметь:
-
общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности; -
видеть свои воспитательные цели; -
составить план воспитательной работы в собственном классе; -
организовывать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер, классный час и т.д.; -
организовать и провести родительские собрания; -
Пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе; -
анализировать собственную деятельность и ее результаты. [2]
Режим работы классного руководителя
Классный руководитель в 1-10 классах назначается приказом директора школы из числа учителей, работающих в этом классе.