Файл: Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 503
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ, АНАЛИЗА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: «Общая педагогика»
Тема: «Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися»
Выполнила
Студентка гр. 493
Экономического факультета
Костеневская Д. А.
Проверила: доцент, к.п.н. Н.Г. Баринова
Барнаул 2020
Содержание
Содержание 2
Введение 3
1.Теоретические основы индивидуальной работы классного руководителя с учащимися 5
1.1Общая характеристика деятельности классного руководителя 5
1.2.Виды педагогического общения и их характеристика 12
1.3.Нормативно-правовое обеспечение деятельности классного руководителя 19
1.4.Понятие «Классный руководитель», «Куратор», «Тьютор» в системе образования. 31
Список литературы 43
Введение 3
1. Теоретические основы индивидуальной работы классного руководителя с учащимися 5
1.1 Общая характеристика деятельности классного руководителя 5
1.2. Виды педагогического общения и их характеристика 12
1.3. Нормативно-правовое обеспечение деятельности классного руководителя 19
1.4. Понятие «Классный руководитель», «Куратор», «Тьютор» в системе образования. 31
Список литературы 42
Введение
Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. К каждому классу прикрепляется один из успешно работающих в данном классе учителей. Это – классный руководитель.
Впервые должность классного руководителя (групповода) была введена в 30-е гг. До этого воспитательную работу в группах выполняли учителя. Первая инструкция о групповодах была утверждена Наркомпросом РСФСР в 1931 г. После переименования групп в классы групповоды стали называться классными руководителями. В 1960 г. было принято Положение о классном руководителе восьмилетней и средней общеобразовательной трудовой политехнической школы с производственным обучением. В настоящее время руководящим документом по классному руководству является методическое письмо Министерства просвещения СССР «О работе классного руководителя» (1975).
Педагогический процесс в классе направлен на всестороннее развитие школьников. Каждый педагог и активист класса выполняет определенную часть общей задачи. Их коллективный труд нуждается в руководстве, чтобы сделать его более целенаправленным, предупредить дублирование и пробелы. Поэтому основная роль классного руководителя состоит в организации, стимулировании и координации всех воспитательных влияний в прикрепленном классе. В рамках своей деятельности он осуществляет комплексный подход к воспитательной работе с учащимися.
Классный руководитель выступает и как организатор воспитательной деятельности, и как наставник учащихся.
Цель моей курсовой работы наглядно показать работу классного руководителя в классе. Какие обязанности, функции он выполняет, содержание и формы организаторской работы. Классный руководитель выполняет отнюдь не последнюю роль в школьном коллективе
Задачи исследования:
- охарактеризовать деятельность классного руководителя
- изучить какие виды педагогического общения бывают, и выявить, какие из них являются более действенными во взаимоотношении с учащимися
- выяснить какие нормативно-правовые акты обеспечивают деятельность классного руководителя
- определить различия в понятиях «Классный руководитель», «куратор» и «тьютор» в системе образования.
- провести исследование системы «Учитель - ученик» на примере МБОУ «Ремзаводская СОШ» с. Павловск.
Объектом исследования является классный коллектив, а предметом – взаимоотношения педагога и учащихся.
При написании курсовой работы были использованы такие методы как анализ литературы по теме исследования, изучение и обобщение опыта, эмпирическое исследование
- 1 2 3 4 5
Теоретические основы индивидуальной работы классного руководителя с учащимися
-
Общая характеристика деятельности классного руководителя
Образование - это общение плюс воспитание, однако решить в полном объеме проблемы воспитательной работы без классного руководителя не представляется возможным. Именно поэтому фигура классного руководителя весьма значима в воспитательном процессе.
Чтобы лучше понять кто же такой классный руководитель выделим несколько определений:
Классный руководитель — педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребенка; внесение необходимых изменений в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива. [3]
Классный руководитель – это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое ее директором для осуществления воспитательной работы в классе. [4]
Классный руководитель-учитель, выполняющий функции ответственного организатора классного ученического коллектива в общеобразовательных школах. [5]
Классный руководитель - педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.
Необходимо помнить, что классный руководитель -это прежде всего воспитатель. Современный воспитатель отличается от прежнего. Чем? Труд его все более включает в себя элементы исследования, то есть основной принцип - принцип личностного подхода. О личности нужно знать как можно больше, для этого ее нужно изучать, исследовать. Это значит работать много и кропотливо. [1]
Целью работы классного руководителя является наиболее емкое культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Исходя из цели можно выделить суть работы классного руководителя: координация внешних влияний, оказываемых на ученика и организация воспитательной, развивающей, обучающей внеучебной деятельности в классе. Объектом деятельности классного руководителя будут являться обучающиеся дети в процессе их развития и социализации. [6]
Классный руководитель курирует индивидуальное, личностное становление школьника, корректирует обстоятельства и активность ребенка, осуществляет помощь и индивидуальную поддержку ребенку в его взаимодействии с миром. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют самое главное – кто и как вводит ребенка в жизнь. Таким образом, одной из центральных функций классного руководителя является индивидуальная работа с каждым учащимся. [3]
Назначение и задачи классного руководителя
Основное назначение классного руководителя - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей. [1]
Ведущие цели классного руководства:
-
непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием школьника; -
содействие созданию самых благоприятных условий для формирования личности; -
осуществление необходимых педагогических коррективов в системе его воспитания; -
организация необходимых воспитательных воздействий для создания благоприятной микросреды и высокого психологического климата в классе; -
координация усилий всех взрослых и педагогов, влияющих на становление личности его воспитанников. [1]
Основные задачи воспитателя:
-
создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка; -
организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения; -
коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному раскрытию всех способностей школьников и их формированию. [1]
Основные задачи воспитательной деятельности педагога, диктуемые базовыми потребностями растущего человека
-
Организация разнообразной, творческой, личностно- и общественно-значимой деятельности детей в классе как модели, образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников («потребности в творческой деятельности»). -
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников («потребности быть здоровым»). -
Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищенности каждого его члена («потребности в защищенности, безопасности»). -
Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения, обретение каждым необходимого для него уважения, социального статуса в среде сверстников («потребности в уважении, в признании»). Создание условий и оказание помощи в поисках и обретениях ценностей и смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания («потребности в смысле жизни»). -
Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, приемам саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как важнейшим условиям благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни («потребности в самореализации»). -
Воспитание чувств. Привитие оптимистического мировосприятия, научение (в том числе собственным примером) радостному проживанию жизни, каждой ее минуты. Сделать школу «школой радости» (В.А.Сухомлинский: «...потребности в удовольствии, в наслаждении, в радости»). [1]