Файл: Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 508

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Функции и содержание работы классного руководителя:

Основными функциями классного руководителя являются:

1. Аналитическая:

  • изучение индивидуальности учащегося,

  • анализ и изучение характера развивающегося коллектива и личности,

  • анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка,

  • анализ и оценка уровня воспитанности личности и коллектива.

2. Организационно-координирующая:

  • организация и стимулирование разнообразной деятельности детей,

  • установление связи школы с семьей,

  • работа с «малым» педколлективом,

  • индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив - субъект этой деятельности,

  • обеспечение наилучших материально-бытовых условий для этой деятельности.

3. Коммуникативная:

  • регуляция межличностных отношений между детьми,

  • установление оптимальных взаимоотношений «ученик - учитель»,

  • содействие общему благоприятному психологическую климату в коллективе,

  • помощь ученикам в установлении отношений с людьми. [1]


Формы работы классного руководителя с детьми

Классный руководитель является творцом интересных дел для детей и разнообразных форм работы. При этом следует учитывать, что приоритетными для современных школьников являются такие формы работы, как дискуссионные, игровые, состязательные, творческий труд, художественное творчество, ролевой тренинг, психологические, позволяющие ребенку осознавать самого себя. Необходимо отметить, что количество форм коллективной и групповой деятельности бесконечно. Выбор и создание новых форм определяются как целями воспитания конкретного коллектива, так и конкретными обстоятельствами.

Работу классного руководителя может облегчить специальная картотека так называемых воспитательных мероприятий, которую следует составлять по мере накопления опыта. Обязательным является проведение не менее двух тематических классных часов в месяц и одного-двух дел в четверть. [1]

Взаимосвязь классного руководителя с учителями – предметниками.

Классный руководитель в своем классе:

- должен знать ведущие вопросы учебной программы;


- определять с учителем меры по развитию устойчивого интереса к занятиям, предупреждению неуспеваемости, по обучению рациональным навыкам учебного труда;

- посещать уроки в классе с целью наблюдения за учебной деятельностью учащихся;

- вовлекать учащихся в предметные кружки;

- совместно с учащимися активно участвовать в предметных декадах в школе. [2]

Работа с классным коллективом.

Классный руководитель:

- организует дежурство класса на переменах по графику школы;

- помогает учащимся выполнять постоянные и разовые поручения;

- прививает навыки трудового воспитания, организуя участие учащихся в генеральных уборках классного помещения, субботниках на закрепленной за классом пришкольной территории;

- привлекает детей к соблюдению и контролю выполнения правил для учащихся;

- контролирует внеурочную занятость учащихся;

- проводит «часы общения» с целью формирования у детей коммуникативной культуры;

- проводит классные часы, организует праздники, выступления на школьных мероприятиях, устраивает встречи с интересными людьми;

- участвует с классом в общешкольных, городских мероприятиях различной направленности;

- расширяет познавательный и культурный кругозор учащихся через экскурсии, встречи, прогулки и т.д.,

- перед проведением внеклассной работы вне школы проводит инструктаж по технике безопасности, соблюдению правил дорожного движения;

- проводит профилактическую работу по правонарушениям, курирует семьи и учащихся, состоящих на учете в ПДН;

- проводит исследовательскую и пропагандистскую работу по профориентации учащихся, помогает в выборе профессии, образовательного профессионального заведения;

- курирует дальнейшее устройство учащихся на учебу, работу. [2]

Существует множество определений индивидуальной работы классного руководителя с учащимися, рассмотрим несколько из них:

Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися — это забота об индивидуальном развитии ребенка, контроль формирования личности, воздействие максимальному проявлению личностных особенностей и выявление индивидуальных особенностях. [4]



Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися — это важная деятельность классного руководителя по контролю формирования личности и выявлении индивидуальных особенностей. [5]

Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов. На первом этапе классный руководитель (воспитатель) изучает научно-методические основы личностно-ориентированного воспитания, проводит диагностирование личности каждого ребенка, устанавливает дружеские контакты с детьми, организует совместную коллективную деятельность. На втором этапе воспитатель продолжает изучать учащихся в ходе разнообразной деятельности. [8]

Выделим функции индивидуальной работы с учащимися:

  • обеспечить конкретизацию воспитания, исходя из общего, типичного и своеобразного в ребенке;

  • повышать действенность общих педагогических влияний по отношению к отдельной личности;

  • обеспечивает эффективность педагогики параллельного действия;

  • способствует (усиливает) возможности школьника в самообразовании и самовоспитании;

  • является средством преодоления, предупреждения формализма в педагогическом процессе. [9]


    1. 1   2   3   4   5

Виды педагогического общения и их характеристика




Педагогическое общение и его виды

Педагогическое общение - профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе. О. п. входит в структуру методов и приемов воспитания и обучения и является способом их реализации. Выполняет информационную, самопрезентативную, интерактивную, аффективную и социальную перцептивную функции. [5]
Можно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащихся:

- автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом учащихся, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;

- авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для учащихсяся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками;

- демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений учащихся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных; [11]

- игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

- попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой учащихся либо идет на поводу их желаний;

- непоследовательный, алогичный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя с учащимися, к появлению конфликтных ситуаций.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: "За ним дети буквально по пятам ходят!"

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности.

3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение "учитель - ученики".

4. Общение-устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

5. Общение-заигрывание - характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. [12]
Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.

Модель I - "Сократ". Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

Модель II - "Руководитель групповой дискуссии". Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

Модель III - "Мастер". Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.