Файл: Методические рекомендации для студентов факультета иностранных языков по выполнению выпускных квалификационных работ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ульяновский государственный педагогический

университет имени И.Н. Ульянова»


Г.Н. Гмызина

И.И. Жучкова

И.И. Колесниченко

Т.В. Морозкина

О.Е. Романовская
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для студентов факультета иностранных языков по выполнению
выпускных квалификационных работ


Ульяновск

2022
Печатается по решению

редакционно-издательского совета

УлГПУ им. И.Н. Ульянова
Гмызина Г.Н., Жучкова И.И., Колесниченко И.И., Морозкина Т.В., Романовская О.Е. Методические рекомендации для студентов факультета иностранных языков по выполнению выпускных квалификационных работ. – Ульяновск, УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2022. – 25с.


Данная разработка содержит ряд рекомендаций, применимых к написанию выпускных квалификационных работ. Методические указания касаются оформления, содержания, композиции, стиля научной работы. Кроме того, обозначены обязанности студента и научного руководителя, освещена процедура защиты данных работ.


Рецензент: Ртищева О.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого языка.


Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова

2022

CОДЕРЖАНИЕ

Основные требования к выполнению ВКР…………………………………………4

Порядок выполнения ВКР…………………………………………………………..5

Обязанности научного руководителя……………………………………………....5

Обязанности студента по написанию ВКР………………………………………...6

Требования к структуре работы ……………………………………………………7

Примеры оформления списка использованной литературы……………………..11

Основные требования к оформлению ВКР……………………………………….14

Основные требования к стилю научной работы………………………………….15

Правила оформления презентации………………………………………………...17

Представление работы к защите, процедура защиты…………………………….21


Приложение А………………………………………………………………………23

Приложение В………………………………………………………………………24

Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) представляет собой самостоятельно выполненную студентом учебно-исследовательскую разработку, отражающую итог полученной теоретической и практической подготовки по отдельным учебным дисциплинам. Выполнение квалификационной работы является заключительным этапом обучения студентов в ВУЗе и имеет своими целями
:

  • систематическое закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности;

  • развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования;

  • выяснение подготовленности студентов для самостоятельной творческой работы в условиях современной школы.

Квалификационная значимость научной работы студента определяется в первую очередь тем, в какой степени студент научился самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность на всех ее этапах — от планирования научного исследования, его организационно-методической подготовки и выполнения, до не менее важного, чем остальные, конечного этапа — представления результатов в виде самостоятельной научной работы.

Основные требования к выполнению ВКР


ВКР должна отвечать следующим основным требованиям:

  1. Тематика работ должна быть актуальной, отвечать требованиям современной науки.

  2. Работа должна иметь практическую значимость, возможность ее использования при решении конкретных задач, например, на языковых занятиях в школе.

  3. В работе должны быть использованы современные методы и подходы.

  4. Работа должна отражать самостоятельность, способность творчески проводить исследование явлений и процессов. В своей работе студент не должен ограничиваться только указаниями научного руководителя и советами консультантов, а обязан максимально проявить инициативу и самостоятельность как в выполнении самого эксперимента и использовании литературных источников, так и в оформлении работы, подготовке выводов и рекомендаций.

Порядок выполнения ВКР


  1. Студенту предоставляется право выбора темы ВКР. Студент может предложить свою тему, обосновав необходимость ее разработки.

  2. Студентам выдаются задания на выполнение ВКР, составленные научным руководителем и утвержденные заведующим кафедрой.

  3. Руководителями ВКР назначаются профессора и доценты, а также наиболее опытные преподаватели и научные сотрудники данного ВУЗа.

  4. Тематика квалификационных работ, а также закрепление за ними научных руководителей, утверждается на заседании кафедры.

  5. Заведующий кафедрой на основании отзыва руководителя решает вопрос о допуске студента к защите ВКР. В случае если заведующий кафедрой считает допуск невозможным, вопрос рассматривается на заседании кафедры.

  6. ВКР, допущенные кафедрой к защите, сдаются руководителю за месяц до Государственного экзамена и направляются на рецензирование.

Обязанности научного руководителя


В обязанности руководителя ВКР входит:

  • оказание помощи студенту в разработке общего графика на период написания ВКР;

  • оказание помощи в направлении поиска необходимой литературы по выбранной теме;

  • проведение регулярных консультаций, в ходе которых студент может задать вопросы, вызвавшие у него затруднения, показать тот или иной черновой фрагмент текста, поделиться своими идеями;

  • осуществление общего систематического контроля над деятельностью студента и регулярное информирование о ходе работы коллектива кафедры;

  • чтение представленного чернового варианта работы, целиком или по главам, внесение замечаний и рекомендаций, чтение исправленного в соответствии с рекомендациями текста, контроль над его оформлением и помощь в процессе оформления;

  • написание подробного отзыва на готовый текст работы с рекомендацией о допуске или недопуске ее к защите, организация предзащиты на кафедре, подготовка студента к процедуре защиты;

  • присутствие на предзащите ВКР и при необходимости выступление с устной оценкой проделанного студентом труда.

Обязанности студента по написанию ВКР


Студент должен:

  • в течение 9-10 семестров готовить материалы по теме ВКР, в соответствии с графиком работы над ВКР, согласованным с научным руководителем;

  • вести систематическую подготовительную работу с научной литературой в библиотеках, архивах, интернет-ресурсах;

  • уметь собрать фактический языковой материал, систематизировать факты, обобщить результаты, сформулировать выводы;

  • регулярно информировать научного руководителя о выполнении графика работы над ВКР с предоставлением результатов этой работы;

  • по мере написания глав и параграфов работы, в соответствии с графиком плана работы над ВКР, предъявлять текст научному руководителю и выполнять коррекцию научной работы в соответствии с замечаниями и рекомендациями;

  • в соответствии с графиком выпускающей кафедры подготовиться и пройти сессию предзащиты ВКР;

  • пройти проверку своей работы на наличие плагиата;

  • в установленный срок сдать готовый текст ВКР на кафедру и рецензенту.



Требования к структуре работы


ВКР должна включать в указанной ниже последовательности следующее:

  • задание (выдается кафедрой);

  • титульный лист;

  • краткая аннотация (т.е. содержание выступления на защите). Содержит обоснование актуальности выбранной темы, краткую характеристику результатов исследования, зачитывается перед Государственной комиссией и всеми присутствующими. Её объем составляет 3-5 печатных страниц). Время выступления – 7-10 минут;

  • содержание;

  • введение;

  • основную часть;

  • краткие выводы после каждой главы;

  • заключение;

  • список использованных источников;

  • приложения.


Содержание должно отражать все материалы, представляемые к защите работы. Слово «СОДЕРЖАНИЕ» записывают в виде заголовка, симметрично тексту, заглавными буквами. Здесь перечисляют названия параграфов, список использованных источников, список источников примеров, каждое приложение и указывают номера страниц, на которых они начинаются. Названия глав указываются римскими цифрами, названия разделов в рамках данной главы – арабскими (пример см. Приложение В).

Каждая глава выпускной квалификационной работы, выводы по главам и заключение должны начинаться с новой страницы.

Введение. Введение составляет около 10% общего объема работы. Текст введения тщательно регламентирован. В нем необходимо

1) определить тему работы – сформулировать основную проблему;

2) обосновать выбор темы (проблемы), ее актуальность и значимость для науки и практики. Для этого необходимо обрисовать контекст, в котором находится данная проблема, и показать, насколько ваша тема существенна для понимания проходящих в данной области знания процессов;

3) дать краткую характеристику степени изученности данной темы на основе сказанного выше. Нужно указать ученых, которые занимались / занимаются объектом и предметом Вашего исследования. Кратко отметить, что все ранее изложенное Вашими предшественниками недостаточно, что в связи с вновь открывшимися обстоятельствами или методологическими подходами, в связи с постоянно обновляющимся фактическим материалом необходимо заново или более детально провести исследования в этой области;

4) определить границы исследования – объект и предмет исследования, затем рассмотреть объект исследования в ракурсе изучаемого раздела: стилистики, лексикологии, теоретической грамматики, методики преподавания иностранного языка. Объект – более широкое понятие, чем предмет. Определяя объект, следует найти ответ на вопрос: что рассматривается? Предмет исследования – это только тот существенный аспект, который подлежит непосредственному изучению в данной работе, является главным, определяющим для конкретного исследования, например, Объектом исследования является функционирование метафоры в современном немецком языке. Предметом исследования – тематически ограниченная группа метафор, а именно, метафорика спортивного характера. Предмет научной работы чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.


Таким образом, задача научной коммуникации, по мнению Н.К. Ивановой, заключается в том, чтобы четко и ясно описать предмет исследования, аргументировать свою точку зрения, представить доказательства, дать оценку имеющимся фактам, а также сообщить о своих научных исследованиях, чтобы быть однозначно понятым (Иванова, 2006:55).

5) охарактеризовать основную цель работы и подчиненных ей более частных задач – здесь впервые формулируется предельно четко, что Вы хотите выяснить, какие задачи для этого необходимо решить;

6) представить основные методы исследования (например, метод научного описания, дефиниционный, сопоставительный, метод сплошной выборки, метод обобщения, структурного анализа собранного материала, элементы статистического анализа, метод стилистической интерпретации).

Основная часть. Основная часть разбивается на главы и параграфы. Обычно глав бывает 2, параграфов – не больше 5, большее количество не приветствуется. Название параграфа не должно повторять название главы. Теоретическое содержание основной части: история и теория исследуемого вопроса; критический анализ литературы; позиция автора по исследуемому вопросу; организация практического исследования; результаты самостоятельно проведенного фрагмента исследования.

Глава I. Данная глава является теоретической. Она должна включать в себя обзор (описание исследуемой проблемы на основе научных данных отечественных и зарубежных исследований), краткую историю вопроса, наиболее известные точки зрения по данному вопросу, состояние исследованности. Помимо прочего в теоретическую часть работы важно включить данные сопредельных областей науки, указывая при этом на междисциплинарный характер проводимого исследования. Изложение материала необходимо проводить не в виде набора фактов и цитат, а давать обоснованный ссылками авторский анализ и интерпретацию предлагаемых подходов и известных фактов. Не стоит помещать собственные классификации в 1 главе, их построение требует тщательного анализа языкового материала.

В соответствии с этикой научного изложения, необходимо строго следить за правильностью цитирования и соответствия ссылок на источники, какие из результатов (идей, гипотез и пр.), упоминаемых в работе являются авторскими, а какие – продуктом чужого творчества (с точной ссылкой на источник в соответствии с принятыми требованиями цитирования)