Файл: Российский опыт антикоррупционного правового регулирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Гладких В. И. Шумов Р. Н., Федотов П. В. Криминология: курс лекций. М.: ЭКСМО, 2010. С. 173, 174.
1 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3500516 (дата обращения: 17 января 2018 г.).
2 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3540784 (дата обращения: 17 января 2018 г.).
4 URL: http://fom.ru/Ekonomika/13815 (aaa o6pamenna: 17 anpapa 2018 r.).
2 Гилинский Я. И. Криминология. СПб., 2002. С. 236.
4: 1 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3500516 (дата обращения: 17 января 2018 г.).
5: URL: https://www.kommersant.ru/doc/3540784 (дата обращения: 17 января 2018 г.).
10: URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-513152.html (дата обращения: 23 Августа 2018 г.).
Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в России установлены правовые и организационные основы осуществления расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходу данного лица и его супруги (супруга) в случае и в порядке, установленных законом. Указанными лицами ежегодно необходимо представлять сведения по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году предоставления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица или его супруги (супруга) за три последних года и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов указанных лиц их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, направляются в органы прокуратуры, а в случае выявления в ходе проверки признаков преступления, административного или иного правонарушения, материалы направляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией. В случае установления несоответствия доходов и расходов указанными лицами органы прокуратуры обращаются в суд с заявлением об обращении вышеперечисленных предметов в доход Российской Федерации.
К сожалению, в силу наличия такого принципа уголовного судопроизводства, как презумпция невиновности, привлечь государственных служащих к реальной уголовной ответственности практически невозможно. Самое серьезное, что им грозит, в случае несоответствия расходов доходам, — это освобождение от занимаемой должности.
Эта же проблема порождена исключением в 2003 г. из уголовного закона такого вида дополнительного наказания, как конфискация имущества. Возвращение в 2006 г. в УК РФ конфискации имущества как иной меры уголовно-правового характера, применение которой обусловлено необходимостью доказывать преступное происхождение имущества, денег, ценных бумаг и т.п., проблемы не решило, и в таком видеконфискация имущества по тем же причинам практически не работает. Включение в ряд анти коррупционных норм (коммерческий подкуп, получение взятки, дача взятки и др.) такого наказания, как штраф, кратный сумме взятки или коммерческого подкупа, проблемы противодействия коррупции не решил, в силу того, что эти штрафы фактически не уплачивались.
Серьезным препятствием эффективному противодействию коррупции должностными лицами является упорное нежелание законодателя имплементировать в отечественное законодательство так называемой ст. 20 Конвенции ООН против коррупции 2003 г. Суть данной статьи в ответственности за незаконное обогащение — приобретение имущества публичным должностным лицом на средства, происхождение которых оно не могло объяснить или они получены с нарушением закона. В настоящее время такая норма существует в уголовном законодательстве более 40 стран.
Представляется, что решение указанных проблем в значительной степени повысило бы анти коррупционный потенциал действующего уголовного законодательства.
Указом Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2018—2020 годы, которым намечены мероприятия, направленные на решение следующих основных задач:
— совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции; — обеспечение единообразного применения законодательства РФ о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
— совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц:
— совершенствование порядка осуществления контроля за расходами и механизма обращения в доход РФ имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.
— Обеспечение полноты и прозрачности представляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
— повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование анти коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе анти коррупционных стандартов и развитие общественного правосознания;
— совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц;
— систематизация и актуализация нормативно-правовой базы по вопросам противодействия коррупции, устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании в области противодействия коррупции. Повышение эффективности международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции, укрепление международного авторитета России.
Список используемой литературы:
1: Илий С. К. и др. Коррупционная преступность в Российской Федерации и деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней в 2018г. // Безопасность бизнеса. 2018. № 3. С. 38—48. 2: Гладких, В. И. Противодействие коррупции на государственной службе : учебное пособие для вузов / В. И. Гладких, В. М. Алиев, В. Г. Степанов-Егиянц. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. 3: URL: https://www.levada.ru/2017/03/28/institutsionalnaya-korruptsiya-lichnyjopyt/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).
4: 1 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3500516 (дата обращения: 17 января 2018 г.).
5: URL: https://www.kommersant.ru/doc/3540784 (дата обращения: 17 января 2018 г.).
6:URL: https: //www.levada.ru/2017/03/28 /institutsionalnaya-korruptsiya-i-lichny}-opyt/ (дата обращения: 17 января 2018 г.). 7: URL: http://fom.ru/Ekonomika/13815 (дата обращения: 17 anpapa 2018 r.).