Файл: Российский опыт антикоррупционного правового регулирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Гладких В. И. Шумов Р. Н., Федотов П. В. Криминология: курс лекций. М.: ЭКСМО, 2010. С. 173, 174.

2 Илий С. К. Криминологическая характеристика должностной преступности и ее предупреждение: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 91.

1 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3500516 (дата обращения: 17 января 2018 г.).

2 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3540784 (дата обращения: 17 января 2018 г.).

4 URL: http://fom.ru/Ekonomika/13815 (aaa o6pamenna: 17 anpapa 2018 r.).

5 URL: https://www.levada.ru/2017/12/21 /ozhidaniya-v-2018-m-godu/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).

6 URL: https://www.levada.ru/2017/05/10/deklaratsii-chinovnikov-2/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).

2 Гилинский Я. И. Криминология. СПб., 2002. С. 236.

4: 1 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3500516 (дата обращения: 17 января 2018 г.).

5: URL: https://www.kommersant.ru/doc/3540784 (дата обращения: 17 января 2018 г.).

8: URL: https://www.levada.ru/2017/12/21 /ozhidaniya-v-2018-m-godu/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).

9: URL: https://www.levada.ru/2017/05/10/deklaratsii-chinovnikov-2/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).

10: URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-513152.html (дата обращения: 23 Августа 2018 г.).

11: URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-513152.html

























1 Илий С. К. идр. Коррупционная преступность в Российской Федерации и деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней в 2017 г. // Безопасность бизнеса. 2018. № 3. С. 175—176.

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в России установлены правовые и организационные основы осуществления расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходу данного лица и его супруги (супруга) в случае и в порядке, установленных законом. Указанными лицами ежегодно необходимо представлять сведения по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году предоставления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица или его супруги (супруга) за три последних года и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов указанных лиц их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, направляются в органы прокуратуры, а в случае выявления в ходе проверки признаков преступления, административного или иного правонарушения, материалы направляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией. В случае установления несоответствия доходов и расходов указанными лицами органы прокуратуры обращаются в суд с заявлением об обращении вышеперечисленных предметов в доход Российской Федерации.

К сожалению, в силу наличия такого принципа уголовного судопроизводства, как презумпция невиновности, привлечь государственных служащих к реальной уголовной ответственности практически невозможно. Самое серьезное, что им грозит, в случае несоответствия расходов доходам, — это освобождение от занимаемой должности.


Эта же проблема порождена исключением в 2003 г. из уголовного закона такого вида дополнительного наказания, как конфискация имущества. Возвращение в 2006 г. в УК РФ конфискации имущества как иной меры уголовно-правового характера, применение которой обусловлено необходимостью доказывать преступное происхождение имущества, денег, ценных бумаг и т.п., проблемы не решило, и в таком видеконфискация имущества по тем же причинам практически не работает. Включение в ряд анти коррупционных норм (коммерческий подкуп, получение взятки, дача взятки и др.) такого наказания, как штраф, кратный сумме взятки или коммерческого подкупа, проблемы противодействия коррупции не решил, в силу того, что эти штрафы фактически не уплачивались.

Серьезным препятствием эффективному противодействию коррупции должностными лицами является упорное нежелание законодателя имплементировать в отечественное законодательство так называемой ст. 20 Конвенции ООН против коррупции 2003 г. Суть данной статьи в ответственности за незаконное обогащение — приобретение имущества публичным должностным лицом на средства, происхождение которых оно не могло объяснить или они получены с нарушением закона. В настоящее время такая норма существует в уголовном законодательстве более 40 стран.

Представляется, что решение указанных проблем в значительной степени повысило бы анти коррупционный потенциал действующего уголовного законодательства.

Указом Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2018—2020 годы, которым намечены мероприятия, направленные на решение следующих основных задач:

— совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции; — обеспечение единообразного применения законодательства РФ о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;

— совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц:



— совершенствование порядка осуществления контроля за расходами и механизма обращения в доход РФ имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.

— Обеспечение полноты и прозрачности представляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

— повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование анти коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе анти коррупционных стандартов и развитие общественного правосознания;

— совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц;

— систематизация и актуализация нормативно-правовой базы по вопросам противодействия коррупции, устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании в области противодействия коррупции. Повышение эффективности международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции, укрепление международного авторитета России.

Список используемой литературы:
1: Илий С. К. и др. Коррупционная преступность в Российской Федерации и деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней в 2018г. // Безопасность бизнеса. 2018. № 3. С. 38—48. 2: Гладких, В. И.  Противодействие коррупции на государственной службе : учебное пособие для вузов / В. И. Гладких, В. М. Алиев, В. Г. Степанов-Егиянц. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. 3: URL: https://www.levada.ru/2017/03/28/institutsionalnaya-korruptsiya-lichnyjopyt/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).

4: 1 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3500516 (дата обращения: 17 января 2018 г.).

5: URL: https://www.kommersant.ru/doc/3540784 (дата обращения: 17 января 2018 г.).

6:
URL: https: //www.levada.ru/2017/03/28 /institutsionalnaya-korruptsiya-i-lichny}-opyt/ (дата обращения: 17 января 2018 г.). 7: URL: http://fom.ru/Ekonomika/13815 (дата обращения: 17 anpapa 2018 r.).

8: URL: https://www.levada.ru/2017/12/21 /ozhidaniya-v-2018-m-godu/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).

9: URL: https://www.levada.ru/2017/05/10/deklaratsii-chinovnikov-2/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).

10: URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-513152.html (дата обращения: 23 Августа 2018 г.).

11: URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-513152.html

12: URL: https //iz.ra/680362/2017-12-07 /bastrykin-nazval-samye-korruptcionno-opasnye-professii-v-rossii (дата обращения: 23 августа 2018).