Файл: Российский опыт антикоррупционного правового регулирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Гладких В. И. Шумов Р. Н., Федотов П. В. Криминология: курс лекций. М.: ЭКСМО, 2010. С. 173, 174.

2 Илий С. К. Криминологическая характеристика должностной преступности и ее предупреждение: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 91.

1 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3500516 (дата обращения: 17 января 2018 г.).

2 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3540784 (дата обращения: 17 января 2018 г.).

4 URL: http://fom.ru/Ekonomika/13815 (aaa o6pamenna: 17 anpapa 2018 r.).

5 URL: https://www.levada.ru/2017/12/21 /ozhidaniya-v-2018-m-godu/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).

6 URL: https://www.levada.ru/2017/05/10/deklaratsii-chinovnikov-2/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).

2 Гилинский Я. И. Криминология. СПб., 2002. С. 236.

4: 1 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3500516 (дата обращения: 17 января 2018 г.).

5: URL: https://www.kommersant.ru/doc/3540784 (дата обращения: 17 января 2018 г.).

8: URL: https://www.levada.ru/2017/12/21 /ozhidaniya-v-2018-m-godu/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).

9: URL: https://www.levada.ru/2017/05/10/deklaratsii-chinovnikov-2/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).

10: URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-513152.html (дата обращения: 23 Августа 2018 г.).

11: URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-513152.html

(1).

Высоким уровень коррупции считают и российские предприниматели. Так, опрос, проведенный Торгово-промышленной палатой России, показал, что за последние полгода с коррупцией сталкивались 80 % представителей малого бизнеса. Более трети (36 %) опрошенных предпринимателей не заметили существенных изменений в уровне коррупции, 25 % опрошенных заметили снижение уровня коррупции, а 21 % — увидели его повышение1. По данным исследовательского холдинга «Ромир», в 2017 г. 36 % россиян заявили, что больше всего их беспокоят безработица и коррупция2.

(1) URL: https://www.levada.ru/2017/03/28/institutsionalnaya-korruptsiya-lichnyjopyt/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).

В целом можно сказать, что россияне остаются довольно толерантными к коррупции. Так, существенная часть наших граждан (20 %) допускает использование взяток для решения своих бытовых вопросов3 и только 3 % населения считают основной причиной бедности в России коррупцию4“.

Следует отметить, что негативные ожидания в 2018 г. Россияне в первую очередь связывают с громкими коррупционными скандалами и отставками министров (63 %), а также с экономическим кризисом (50 %)5.

По итогам декларационной кампании 2016 г. «Левада-центром» было проведено исследование, в ходе которого выяснялось мнение граждано достоверности сведений, указанных чиновниками в своих декларациях. Только 20 % согласны с тем, что чиновники декларируют все свои доходы или их большую часть, тогда как 61 % опрошенных считает, что декларируется меньшая или вовсе ничтожно малая часть доходов. Избегают достоверной декларации, по мнению граждан, чиновники в основном за счет того, что переводят свои основные доходы на имя родственников или выводят их за границу — так считают 62 % опрошенных в 2017 г. граждан. При этом 50 % заявили, что они лично видят несоответствие образа жизни большинства чиновников их официальным доходам. Формируют мнение о недостоверности деклараций чиновников средства массовой информации (отметили 26 % граждан). Еще 21 % согласились с тем, что руководство защищает чиновников от попыток анти коррупционных расследований6.

1 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3500516 (дата обращения: 17 января 2018 г.).

2 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3540784 (дата обращения: 17 января 2018 г.).

3 URL: https: //www.levada.ru/2017/03/28 /institutsionalnaya-korruptsiya-i-lichny}-opyt/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).

4 URL: http://fom.ru/Ekonomika/13815 (aaa o6pamenna: 17 anpapa 2018 r.).

5 URL: https://www.levada.ru/2017/12/21 /ozhidaniya-v-2018-m-godu/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).

6 URL: https://www.levada.ru/2017/05/10/deklaratsii-chinovnikov-2/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).



Как показывает анализ результатов работы правоохранительных органов, в последние годы отмечается активизация работы по выявлению и пресечению коррупционных преступлений, совершаемых высокопоставленными должностными лицами, организованными группами, в крупном или особо крупном размерах. Почти вдвое за последние пять лет выросло количество преступлений коррупционной направленности, выявленных ФСБ России. На этом фоне снижается число менее значимых коррупционных преступлений, выявляемых МВД России. Изобличение в коррупции и привлечение к уголовной ответственности лиц, ранее занимавших высокие должности и считавшихся «неприкасаемыми», вызывает безусловное одобрение со стороны населения. Также следует отметить, что, как показывает анализ результатов социологических опросов, уровень доверия граждан к правоохранительным органам несколько вырос по сравнению с прошлыми годами.
Вместе с тем по-прежнему остаются проблемными вопросы предупреждения и пресечения «откатов», выявления и устранения коррупционных проявлений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; возмещения ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности; возврата из-за рубежа активов, полученных в результате совершения коррупционных деяний; повышения эффективности оперативно-розыскных мероприятий и улучшения взаимодействия органов следствия и оперативных подразделений1.

1 Илий С. К. и др. Коррупционная преступность в Российской Федерации и деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней в 2017 г. // Безопасность бизнеса. 2018. № 3. С. 38—48.

\

3 Причины коррупционной преступности.

В причинном комплексе должностной и коррупционной преступности основное влияние оказывают три группы факторов: социально-экономические, нравственно-духовные и организационные.

Следует сказать, что названные детерминанты коррупции существовали в Российском государстве всегда. Однако наиболее полно они проявились в конце ХХ в., в период перехода страны от так называемой административно-командной, или плановой экономики, к рыночным отношениям.

Наиболее показательно социально-экономические факторы проявились в ходе приватизации государственной собственности, получившей название «дикой», когда аукционная продажа госсобственности узкой группе лиц, допущенных к органам власти, по нереально заниженным ценам позволила им присваивать доходы от хозяйственной деятельности, одновременно перекладывая на государство бремя их проблемы издержек.

В результате бесконтрольной приватизации к концу 1997 г. 75% собственности оказалось в руках небольшой группы лиц. Не секрет, что процессу приватизации в немалой степени способствовала коррупция среди чиновников разного уровня.

Можно сказать, что в этот период начался процесс сращивания власти и бизнеса.

Несмотря на то что большая часть государственной собственности перешла в частные руки, государство продолжало прямо или опосредованно контролировать бизнес, неоправданно вмешиваться в предпринимательскую деятельность, всячески тормозить процессы здоровой экономической конкуренции, тем самым создавая предпосылки для развития полулегальной или откровенно криминальной теневой экономики.


Вместо ожидаемой рыночной экономики в России стали формироваться экономические отношения, основанные не на законах свободного рынка, а на неформальных правилах взаимодействия представителей бизнеса и властных структур.

Основным принципом такого взаимодействия стали не законы экономики, а близость к органам власти и корпоративные интересы, защищаемые коррумпированными чиновниками различных уровней органов власти. В этот же период началась массовая имущественная дифференциация населения, когда, с одной стороны, на одном полюсе сформировалась небольшая по численности политическая элита и крупный бизнес (олигархат), имеющие сверхвысокие доходы, на другом — основная масса бедного населения. Постепенно коррупция на высших этажах государственной власти стала распространяться на среднем и низовом уровнях государственной машины.


Среди основных экономических факторов, способствующих росту коррупции, эксперты, опрошенные в ходе исследования фонда ИНДЕМ, отмечают далекое от совершенства регулирование прав собственности. Утверждается, что вместо прав собственности действует сложная система взаимоотношений с губернаторами, правоохранительными органами, судами. Эта система не предусмотрена законами, но она вплетена в социальную ткань общества, ту ткань, которая формировалась несколько последних десятилетий и неимоверно разрослась в переходный период. Вместе с тем произошла, как говорят в России, «приватизация государства». Произошел переход «в частную собственность» прав распоряжения властью, государственными ресурсами. В «частную собственность» попадают отдельные армейские подразделения, право собирать налоги или возглавлять соответствующие органы, суды, право печатания денег и т.п.1.


1 URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-513152.html (дата обращения: 23 Августа 2018 г.).
Как утверждает Д. Г. Бачурин, обобщение экспертных данных о потоках перераспределения бюджетных средств в коррупционный оборот в соотнесении их со сведениями о незаконном возмещении НДС, выявляемом налоговыми органами, позволяет увидеть нижнюю границу ежегодного номенклатурно-коррупционного распределения в интервале 3,3—4,0 трлн руб., что составляет 4,7—5,9 % ВВП Российской Федерации и попадает в положительную статистику роста данного показателя в период 2011—2015 гг.

Полученные выводы экстраполированы в качестве общих тенденций с выделением потенциально релевантных факторов и их значимых сочетаний, определяющих особенности экономико-правовой реальности и контуры латентной бело-воротничковой преступности в Российской Федерации, обеспечивающей коррупционное внеэкономическое распределение. Обобщенные результаты данных исследований свидетельствуют о том, что:

— процесс распределения как минимум четверти бюджета Российской Федерации носит номенклатурно-коррупционный внеэкономический характер. Данное положение открывает пространство криминальных угроз и социальной неопределенности. Поскольку характер присвоения предопределяет характер присваивающего субъекта, то коррупционный характер номенклатурного перераспределения определяет криминальные характеристики управляющей элиты;


— коррупционное воровство, внедряемое в строительные сметы, расчеты товарных поставок и оказываемых услуг, искажая итоги отечественной статистики, в значительной степени формирует положительную динамику отечественного ВВП и дезорганизует процесс управления социально-экономическим развитием страны. В статистических индикаторах присутствует не только вновь создаваемая стоимость, но и вымышленный продукт, обретающий знаковую предметность под прикрытием документов, отражающих фиктивные объемы ВВП1.

Центр социально-политического мониторинга Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) представил результаты интересного опроса «Оценка гражданами текущей экономической политики», в котором приняли участие занятые граждане, представляющие работников массовых профессий.

Представители всех социально-демографических и профессиональных групп населения основную проблему развития отечественной эко-НОМИКИ ВИДЯТ В «круговой поруке и коррупции». Об этом заявил каждый второй гражданин, опрошенный экспертами РАНХиГС.

Почти каждый третий работающий россиянин апеллирует к безнаказанности нарушителей закона, бесхозяйственности или же связывает отсутствие прогресса с ошибками в экономической политике. Причем распределение обстоятельств, затрудняющих экономический рост, ста.

Наличие острых проблем российской экономики, связанных с коррупцией, подтверждают и эксперты Международного движения. В докладе «Сдержать обещания: мониторинг соблюдения обязательств Лондонского антикоррупционного саммита 2016 г.» они отмечают определенный прогресс в борьбе с взяточниками и теневыми доходами. Но вместе с тем указывают и на пробелы в противодействии этому злу в нашей стране.

Два обязательства, взятые Россией в ходе саммита, уже полностью выполнены.

Наша страна присоединилась к Многостороннему соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансово-учетной информацией 2014 г. (СК5 МСАА), в соответствии с которым мы включились с 2018 г. в работу системы автоматического обмена налоговой информацией между налоговиками разных стран. Кроме того, Россия начала реализацию принципов

1 Бачурин Д. Г. Криминологическая оценка размеров номенклатурно- коррупционного внеэкономического распределения в Российской Федерации // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11. № 3. С. 503—519.