Файл: Российский опыт антикоррупционного правового регулирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Гладких В. И. Шумов Р. Н., Федотов П. В. Криминология: курс лекций. М.: ЭКСМО, 2010. С. 173, 174.

2 Илий С. К. Криминологическая характеристика должностной преступности и ее предупреждение: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 91.

1 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3500516 (дата обращения: 17 января 2018 г.).

2 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3540784 (дата обращения: 17 января 2018 г.).

4 URL: http://fom.ru/Ekonomika/13815 (aaa o6pamenna: 17 anpapa 2018 r.).

5 URL: https://www.levada.ru/2017/12/21 /ozhidaniya-v-2018-m-godu/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).

6 URL: https://www.levada.ru/2017/05/10/deklaratsii-chinovnikov-2/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).

2 Гилинский Я. И. Криминология. СПб., 2002. С. 236.

4: 1 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3500516 (дата обращения: 17 января 2018 г.).

5: URL: https://www.kommersant.ru/doc/3540784 (дата обращения: 17 января 2018 г.).

8: URL: https://www.levada.ru/2017/12/21 /ozhidaniya-v-2018-m-godu/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).

9: URL: https://www.levada.ru/2017/05/10/deklaratsii-chinovnikov-2/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).

10: URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-513152.html (дата обращения: 23 Августа 2018 г.).

11: URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-513152.html

, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Индекс выходит ежегодно с 1995 г.

В 2017 г. Россия набрала 29 баллов из 100 и заняла 135-е место из 180 стран.

В целом уже третий год подряд Россия набирает в ИВК 29 баллов, т. е. ее положение в индексе остается стабильным, а изменения места (в 2015 г. — 119-е, в 2016 г. — 131-е) связаны с переменами в других странах и с включением или исключением некоторых стран из индекса.

Такой же результат, как Россия, в 2017 г. получили Доминиканская республика, Гондурас, Кыргызстан, Лаос, Мексика, Папуа — Новая Гвинея и Парагвай. Из соседей России по ИВК-2016 Иран и Украина прибавили по одному баллу, Казахстан и Непал — по два.

Индекс восприятия коррупции составляется на основании опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру. Как следует из ИВК-2017, целый ряд громких коррупционных дел в России, в том числе суд над бывшим министром экономического развития Алексеем Улюкаевым и над бывшими губернаторами Никитой Белых и Александром Хорошавиным, не произвели на респондентов достаточного впечатления, чтобы признать какие-то подвижки в противодействии коррупции1.

Понятие коррупции на законодательном уровне закреплено в ст. 1 Федерального закона от 25 февраля 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерчески йподкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Здесь же дано понятие противодействия коррупции — это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и после- дующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);


6) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Так или иначе, в современной криминологической науке можно говорить о наличии, по меньшей мере, трех основных научных направлений (подходов), изучающих коррупцию и коррупционную преступность:

1) коррупция — как одно из обязательных структурных элементов или атрибутивный признак другого негативного и еще более опасного социально-правового явления — организованной преступности;

2) коррупция — как один из относительно самостоятельных и наиболее вредоносных по своим социальным последствиям видов экономической преступности;

3) коррупция — как самостоятельный вид преступности и (или) форма девиантного (отклоняющегося) поведения должностных лиц международных и национальных органов государственной власти и местного самоуправления (государственных и муниципальных служащих).

В рамках выработки антикоррупционных механизмов на государственной службе нас в большей степени интересует третье направление.

В зависимости от основных функций, реализуемых государственными и муниципальными органами власти, в которых коррупция активно существует и проявляется, отечественные и зарубежные специалисты исследуют и объясняют:

  • коррупцию в исполнительных органах власти (административную или карьерную коррупцию);

  • Коррупцию в законодательных (представительных) органах государственной власти (парламентскую коррупцию);

  • Коррупцию в судебных органах (судебную коррупцию).

К коррупционным преступлениям можно отнести также такие деяния, как нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 141.1 УК РФ), оказание противоправного влиянияна результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса (с. 184 УК РФ), злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204УК РФ), посредничество в коммерческом подкупе (ст. 204.1 УК РФ), мелкий коммерческий подкуп (ст. 204.2 УК РФ) и некоторые другие.

1

URL: https://www.levada.ru/2017/03/28/institutsionalnaya-korruptsiya-lichnyjopyt/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).

2. Коррупция и должностная преступность.

С точки зрения современных уголовно-правовых и криминологических подходов, ядром коррупционной преступности является должностная преступность, которая понимается в узком и широком смыслах.

В узком смысле под должностной преступностью следует понимать совокупность совершенных на определенной территории за определенный срок преступлений, квалифицированных органами расследования по статьям гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» УК РФ и лиц, их совершивших.

В более широком понимании должностная преступность объединяет все другие виды преступлений, если они совершены должностными лицами с использованием своих должностных полномочий вопреки интересам службы. В таком понимании должностная преступность часто именуется коррупционной.

Таким образом, под коррупционной преступностью понимается социальное явление, характеризующееся подкупом (продажностью) государственных и иных служащих, принятием ими материальных и нематериальных благ и преимуществ за деяния, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом авторитета, возможностей, связей1.

Однако коррупцию нельзя сводить к примитивному взяточничеству или иным отдельным преступлениям. Взяточничество, хищение бюджетных средств или совершение других преступлений — это только одно из проявлений коррупции. Обязательным спутником коррупции является лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, инвестирование коммерческих структур за счет государственного бюджета, использование связей преступных сообществ и т. д.

Понятие коррупционной преступности не тождественно понятию коррупции вообще, поскольку феномен коррупционной преступности — это лишь один из сегментов в общей системе феномена коррупции, хотя и наиболее опасный с точки зрения общественных интересов.

Должностная преступность, как никакой другой вид преступности, способствует росту и значительному распространению других видов преступности, является одним из основных факторов преступности в сфере экономической деятельности, налогообложения, таможенной деятельности и др. Отмечается тесная взаимосвязь должностной преступности и теневой экономики, коррупции и организованной преступности, как правило, что существование последней без коррупционной поддержки в принципе невозможно
2.

Особенностью должностных и большинства коррупционных преступлений является то, что субъектом их совершения могут быть только должностные лица (ст. 285—287, 289, 290, 291.2, 292, 293 УК РФ), государственные служащие или служащие органов местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами (ст. 288, 292 УК РФ).­­­­









1 Гладких В. И. Шумов Р. Н., Федотов П. В. Криминология: курс лекций. М.: ЭКСМО, 2010. С. 173, 174.

2 Илий С. К. Криминологическая характеристика должностной преступности и ее предупреждение: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 91.


В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» разъясняется, что к исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к ст. 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Под организационно-распорядительными функциями понимаются полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и тп.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).