Файл: Российский опыт антикоррупционного правового регулирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Гладких В. И. Шумов Р. Н., Федотов П. В. Криминология: курс лекций. М.: ЭКСМО, 2010. С. 173, 174.

2 Илий С. К. Криминологическая характеристика должностной преступности и ее предупреждение: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 91.

1 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3500516 (дата обращения: 17 января 2018 г.).

2 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3540784 (дата обращения: 17 января 2018 г.).

4 URL: http://fom.ru/Ekonomika/13815 (aaa o6pamenna: 17 anpapa 2018 r.).

5 URL: https://www.levada.ru/2017/12/21 /ozhidaniya-v-2018-m-godu/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).

6 URL: https://www.levada.ru/2017/05/10/deklaratsii-chinovnikov-2/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).

2 Гилинский Я. И. Криминология. СПб., 2002. С. 236.

4: 1 URL: https://www.kommersant.ru/doc/3500516 (дата обращения: 17 января 2018 г.).

5: URL: https://www.kommersant.ru/doc/3540784 (дата обращения: 17 января 2018 г.).

8: URL: https://www.levada.ru/2017/12/21 /ozhidaniya-v-2018-m-godu/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).

9: URL: https://www.levada.ru/2017/05/10/deklaratsii-chinovnikov-2/ (дата обращения: 17 января 2018 г.).

10: URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-513152.html (дата обращения: 23 Августа 2018 г.).

11: URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-513152.html

1. Среди определенных категорий должностных лиц складывается свой специфический образ жизни, который способствует формированию криминальных традиций и передаче приемникам конкретных сфер криминального влияния. Одними из проявлений криминальной субкультуры некоторых категорий государственных служащих являются: наличие определенных «правил игры», сложившийся сленг и символика, установившаяся и известная заинтересованным лицам «такса услуг» и др2.

Для должностных и коррупционных преступников характерен синдром круговой поруки, протекционизм, психология потребительства, которая чаще всего превалирует над остальным. Для этой категории преступников характерна большая, чем у других преступников, приспособляемость к различным социальным ситуациям и их изменениям, они тонко чувствуют изменяющуюся конъюнктуру и сложноподчиненную систему отношений в организациях; хорошо ориентируются в нюансах социальных взаимодействий, общительны и, как правило, не испытывают трудностей в установлении необходимых контактов3.







1 Квашис В. Е., Цагикян С. Ш. Личность взяточников и некоторые особенности их преступной деятельности (по материалам Армянской СССР) // Личность преступников и индивидуальное воздействие на них. М. 1989. С. 33.

2 Гилинский Я. И. Криминология. СПб., 2002. С. 236.

3 Квашис В. Е., Цагикян С. Ш. Указ. соч. С. 36; Антонян Ю. М., Голубев В. П., Кудряков Ю. Н. Психологические особенности личности расхитителей социалистического имущества и индивидуальная работа с ними. М., 1986. С. 20—25.
Рассматриваемая категория преступников почти всегда имеет постоянное место жительства, хотя значительная часть уличаемых в должностных преступлениях лиц проживает на съемных квартирах, в общежитиях, либо в одной квартире с семьями родственников. Как правило, должностные преступники состоят в браке (около 70%) и, воспитывая детей, являются заботливыми родителями. По месту своего жительства не допускают каких-либо правонарушений и среди соседей слывут высоко порядочными людьми. Типичный должностной преступник, в отличие от преступников, совершающих обще-уголовные преступления, не злоупотребляет спиртными напитками, не принимает наркотики.
5 Основные направления предупреждения должностной и коррупционной преступности.

В системе мер, направленных на предупреждение должностных и коррупционных преступлений, приоритет должен отдаваться обще-социальным мерам. Меры специального криминологического предупреждения, по сути,
являясь карательно-репрессивными, не в состоянии поколебать позиции масштабного взяточничества и совершения других коррупционных преступлений. Кроме этого, правоохранительные органы и другие органы государственной власти, являясь субъектами специального криминологического предупреждения, к сожалению, сами разлагаются под воздействием коррупции и снижения профессионализма сотрудников.

Особое внимание на общесоциальном уровне предупреждения должностных и коррупционных преступлений должно быть сконцентрировано на мерах социально-экономического и духовно-нравственного характера.

В числе социально-экономических мер предупреждения рассматриваемого вида должностных и коррупционных преступлений следует выделить существенное увеличение уровня заработных плат работников государственных и муниципальных организаций, учреждений и предприятий. Это не только снизит вероятность совершения действующими сотрудниками должностных и коррупционных преступлений, но и позволит производить конкурсный отбор кандидатов на вакантные должности. Наиболее остро ощущаются недостатки в оплате труда работников здравоохранения и образовательной сферы, работников органов внутренних дел.

Существенное значение имеют также такие организационные и кадровые меры противодействия должностной и коррупционной преступности, как совершенствование работы государственных и муниципальных служащих, повышение их социального статуса, создание прозрачного и эффективно функционирующего механизма профессиональной подготовки, кадровой расстановки и продвижения по службе государственных и муниципальных служащих. Чрезвычайно эффективной представляется и такая мера, как осуществление общественного контроля над деятельностью должностных лиц, осуществляющих деятельность, не связанную с использованием сведений, составляющих государственную, служебную или коммерческую тайну, а также увольнение с государственной службы лиц, нарушивших этические нормы поведения, связанные с осуществлением должностных полномочий.



Следующим важным вектором в предупреждении должностных и коррупционных преступлений является реализация мероприятий духовно-нравственного характера, направленных на повышение уровня духовно-нравственных и моральных ценностей у работников отмеченных учреждений, организаций и предприятий, а также общества в целом. Как уже отмечалось, реформы прошлого столетия вызвали резкое усиление ценностно-культурной поляризации общества, коммерциализации и прагматизации всех социальных взаимодействий. В таких условиях на руководящие должности в государственных и муниципальных организациях идут лица, у которых вместо конструктивных духовных ценностей и мотивационных установок закреплены нигилистические, даже анти-социальные представления и модели поведения.

Показательным примером в данном направлении предупреждения должностных и коррупционных преступлений является разработка. МВД России Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел.

Улучшение социального и материального статуса государственных и муниципальных служащих наибольшее влияние окажет на лиц с положительной ориентацией личности, которые совершают должностные преступления под действием тяжелой жизненной ситуации. В отношении лиц, способных совершить преступление в результате действия совокупности внешних факторов влияния, ситуации бесконтрольности и неустойчивой моральной и нравственной ориентации личности, наиболее действенными будут меры, направленные на пропаганду нетерпимости к должностным злоупотреблениям. Что касается лиц, совершающих преступления в результате преимущественно антиобщественной, корыстной ориентации личности, то они вообще должны отсеиваться при должной кадровой политике.

На специальном криминологическом уровне на первый план пред-

упреждения должностных и коррупционных преступлений целесообразно выдвигать организационные меры, связанные с выявлением и расследованием данных преступлений. Неотвратимость уголовного наказания в системе предупреждения преступлений выступает в роли сильнейшего катализатора, без которого вся система предупредительных может рассыпаться. В связи с этим в деятельности правоохранительных органов особое значение приобретают выявление должностных лиц, которые могут совершить рассматриваемые преступления, создание обстановки, принуждающей к отказу от их совершения, проведение оперативно-розыскных мероприятий, позволяющих пресекать противоправную деятельность должностных лиц на ранних стадиях


совершения преступления.

Разработка мер по повышению эффективности выявления должностных и коррупционных преступлений может строиться только на достоверных знаниях о криминальной ситуации, связанной с их совёршением. В связи с этим рассматриваемый вид преступности нуждается в постоянном криминологическом наблюдении. Таким образом, необходимостью является проведение систематических научных исследований, касающихся должностной и коррупционной преступности, регулярный анализ криминологической ситуации, связанной с совершением конкретных преступлений, входящих в структуру данных видов преступности и возможных тенденций их развития.

Важную роль в предупреждении рассматриваемых преступлений приобретают выступления руководителей различных правоохранительных органов и других органов государственной власти перед населением непосредственно в коллективах и через средства массовой информации. Эти выступления наряду с формированием позитивного отношения общества к правоохранительным органам должны развивать отношение к профилактике преступлений как социальной ценности, внедрять в общественное сознание идеи о необходимости участия граждан в этой работе, а также способствовать осуществлению виктимологической профилактики. Немаловажной мерой в предупреждении рассматриваемых преступлений является осуществление правового воспитания и пропаганды, оказание консультационной помощи населению по вопросам защиты от преступных посягательств со стороны должностных лиц, издание специальной литературы по этим вопросам, информирование граждан об успехах в деле борьбы с должностной преступностью, о действующем законодательстве в данной сфере, о негативных последствиях нарушения уголовно-правовых запретов и т. д.1

Что касается такой меры, как контроль за доходами и расходами государственных служащих, то в связи с этим интересен опыт некоторых зарубежных стран. Так, в Аргентине предусмотрено уголовное наказание для лиц, которые на законное требование не предоставили оправдание происхождения своего значительного по размерам имущественного обогащения или обогащения, использовавшегося ими в целях прикрытия подставного лица, осуществленных во время пребывания на государственном посту или должности в период до двух лет после ухода с указанного поста или должности. При этом под оботегащением понимается не только увеличение достояния в денежном или вещевом выражении, но и погашение долгов или иных обязательств.


Преступление считается оконченным, если после получения достоверного извещения с настоятельным требованием о выполнении обязательств, обязываемое лицо не выполнило в сроки, установленные соответствующим законом. Уголовное преследование начинается также и в отношении лиц, которые исказили сведения, содержащиеся в декларации.