Файл: Рекомендации по организации действий в кризисной ситуации для участников образовательных отношений Рекомендации разработаны в целях реализации приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 11..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

❕ Один из ключевых методов в работе с кризисом - вербализация эмоциональногоопыта человека, то есть обличение состояния в слова. Эмпатическое понимание и активное слушание гармонично соединяются в так называемом «эмпатическом

слушании», целью которого является вербализация эмоционального опыта человека в кризисе. Высказывание собеседником своего внутреннего опыта, а также вербализация этого опыта слушателем приводят к тому, что первый начинает глубже переживать и осознавать то, что с ним происходит, свои чувства и свое отношение к окружающим. Все это можно назвать «расширение рефлективного поля беседы».

Схема помощи сопровождающего при кризисе


  1. Говорите с человеком на уровне чувств:

  • Поговорите о чувствах, выражайте согласие с его правом чувствовать себя таким образом.

  • Но не следует концентрироваться только на чувствах, так как человек, переживающий состояние кризиса, может не понимать, какие именно чувства он испытывает. И если слишком часто об этом говорить, это может привести в замешательство человека и расстроить его.

  • Проявите сочувствие.

  1. Установите проблему(ы), которая наиболее беспокоит на данный момент человека:

  • После установления контакта с собеседником, необходимо начать разговор о проблеме, которая его тревожит, постараться выяснить конкретные детали и подробности проблемы.

  • Уделите особое внимание последним шести неделям в жизни человека.

  • Попытайтесь определить событие, которое стало причиной кризиса.

  1. Объедините все сказанное о проблеме и вместе с собеседником сделайте выводы:

  • Вам необходимо совместно определить центральную проблему и основные ее составляющие.

  1. Уделите наибольшее внимание той части проблемы, которую вам необходимо более детально рассмотреть:

  • Случались ли подобные ситуации с человеком в кризисе раньше и если да, то какие методы он использовал для совладания с ней?

  • Что помогает человеку в кризисе решать проблемы?

  • Что мешает решению проблемы?

  • Какой вы ожидаете результат от решения проблемы?

  • Возможны ли другие варианты решения проблемы, есть ли другие способы решения проблемы, не использованные раньше?

  • Важность проблемы. Каковы последствия оставления проблемы без решения, и какие выгоды, возможны в случае благоприятного исхода проблемы?

Этапы кризисного консультирования


Эти этапы отражают путь, по которому проходит человек в кризисе при сопровождении сопровождающего. Этот путь далеко не всегда укладывается в рамки одной беседы, например, прохождение второй и третьей стадии может занять несколько месяцев.

  1. Принятиереакциинаситуацию.Первым и главным результатом кризисного консультирования должно стать осознание и принятие человеком своей реакции на кризисную ситуацию. Осознание и принятие это не следующие друг за другом этапы, это две стороны одного процесса. Если человек не принимает нечто в себе, он вытесняет это из своего сознания; и, если человек не осознает свое желание или поступок, ни о каком принятии не может быть и речи. Осознание и принятие – это граница, через которую сопровождающий помогает перешагнуть человеку, чтобы выйти из сферы привычных представлений о себе, узнать нечто новое о себе, то есть измениться.

Такой переход может произойти лишь в том случае, если человек будет уверен, что выход за эту границу не повлечет за собой неприятных последствий, например, осуждения окружающих частности, сопровождающего). У него должна быть некоторая гарантия, что его мысли, чувства, желания, поступки будут приняты слушающим. Поэтому принятию человеком своей реакции на
ситуацию (самопринятию) обязательно предшествует принятие сопровождающего этой реакции. И если последний хочет, чтобы человек "раскрылся", он должен взять на себя ответственность за создание безопасной атмосферы. Только в этом случае человек в кризисе может полноценно и продуктивно пережить свою ситуацию.

  1. Переживание чувств. Переживание человеком кризисной ситуации – это процесс, длящийся определенное время. Со стороны сопровождающего, ему соответствует встречный процесс сопереживание. В слове "сопереживание" содержатся идеи соединения, перехода и проживания. Поэтому сопереживание можно определить, как эмоциональное объединение с человеком и проживание с ним определенного периода его жизни. Профессиональноесопереживаниепреследуетдвеглавныецели:

  • человек не остается в изоляции; он знает, что есть люди, которые понимают и принимают его переживания и чувства;

  • человек переживает эту ситуацию правильно, с минимумом ущерба для себя, с минимумом вероятности, что впоследствии сформируется так называемый посттравматический синдром.

Процесссопереживаниявключает:

  • подробный разговор о кризисной ситуации;

  • эмпатическое понимание и безусловное принятие сопровождающим эмоциональной реакции человека на кризисную ситуацию;

  • вербализация сопровождающим чувств человека, его отношения к тем или иным элементам или участникам кризисной ситуации;

  • оценка переживаний человека как естественных в данной ситуации;

  • наблюдение и анализ собственных чувств сопровождающего и предоставление искренней обратной связи человеку в кризисе.


С одной стороны, благодаря процессу сопереживания человек не чувствует себя одиноким, а с другой стороны, обращая внимание на психический опыт человека, сопровождающий дает возможность ему, действительно, побыть наедине с собой, встретиться с собой, со своими переживаниями, со своей судьбой, ощутить свое существование в окружающем мире.

  1. Обретениесмысла. Только после осознания и принятия, выражения и переживания своего текущего психического состояния человек сможет решить (самостоятельно или вместе с сопровождающим), как ему относится к кризисной ситуации, что ему делать и как жить дальше. Только после этого можно говорить, что человек прошел через кризисную ситуацию продуктивно, что означает:

  • человек приобрел благодаря этой ситуации важный для себя личностной опыт;

  • человек нашел новые личностно значимые смыслы взамен утерянных в результате кризисной ситуации.


Условия успешной кризисной помощи


  • Создание в процессе оказания психологической помощи комфортной и доброжелательной атмосферы.

  • Взаимоотношения между человеком в кризисе и сопровождающим должны строиться на человеческих отношениях. Сопровождающему следует обладать навыками: поддержание эмпатического контакта, техниками активного слушания и т.д.

  • Умение сопровождающего говорить на темы, обсуждение которых обычно в обществе не поддерживается, например, вопросы смерти, физического и сексуального насилия, самоубийства и т.д.

  • Принятие значимости любой кризисной ситуации, она может быть очень важна для человека в кризисе.

Психодиагностика кризисных состояний