Файл: Рекомендации по организации действий в кризисной ситуации для участников образовательных отношений Рекомендации разработаны в целях реализации приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 11..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
❕ Один из ключевых методов в работе с кризисом - вербализация эмоциональногоопыта человека, то есть обличение состояния в слова. Эмпатическое понимание и активное слушание гармонично соединяются в так называемом «эмпатическом
слушании», целью которого является вербализация эмоционального опыта человека в кризисе. Высказывание собеседником своего внутреннего опыта, а также вербализация этого опыта слушателем приводят к тому, что первый начинает глубже переживать и осознавать то, что с ним происходит, свои чувства и свое отношение к окружающим. Все это можно назвать «расширение рефлективного поля беседы».
Схема помощи сопровождающего при кризисе
-
Говорите с человеком на уровне чувств:
-
Поговорите о чувствах, выражайте согласие с его правом чувствовать себя таким образом. -
Но не следует концентрироваться только на чувствах, так как человек, переживающий состояние кризиса, может не понимать, какие именно чувства он испытывает. И если слишком часто об этом говорить, это может привести в замешательство человека и расстроить его. -
Проявите сочувствие.
-
Установите проблему(ы), которая наиболее беспокоит на данный момент человека:
-
После установления контакта с собеседником, необходимо начать разговор о проблеме, которая его тревожит, постараться выяснить конкретные детали и подробности проблемы. -
Уделите особое внимание последним шести неделям в жизни человека. -
Попытайтесь определить событие, которое стало причиной кризиса.
-
Объедините все сказанное о проблеме и вместе с собеседником сделайте выводы:
-
Вам необходимо совместно определить центральную проблему и основные ее составляющие.
-
Уделите наибольшее внимание той части проблемы, которую вам необходимо более детально рассмотреть:
-
Случались ли подобные ситуации с человеком в кризисе раньше и если да, то какие методы он использовал для совладания с ней? -
Что помогает человеку в кризисе решать проблемы? -
Что мешает решению проблемы? -
Какой вы ожидаете результат от решения проблемы? -
Возможны ли другие варианты решения проблемы, есть ли другие способы решения проблемы, не использованные раньше? -
Важность проблемы. Каковы последствия оставления проблемы без решения, и какие выгоды, возможны в случае благоприятного исхода проблемы?
Этапы кризисного консультирования
Эти этапы отражают путь, по которому проходит человек в кризисе при сопровождении сопровождающего. Этот путь далеко не всегда укладывается в рамки одной беседы, например, прохождение второй и третьей стадии может занять несколько месяцев.
-
Принятиереакциинаситуацию.Первым и главным результатом кризисного консультирования должно стать осознание и принятие человеком своей реакции на кризисную ситуацию. Осознание и принятие – это не следующие друг за другом этапы, это две стороны одного процесса. Если человек не принимает нечто в себе, он вытесняет это из своего сознания; и, если человек не осознает свое желание или поступок, ни о каком принятии не может быть и речи. Осознание и принятие – это граница, через которую сопровождающий помогает перешагнуть человеку, чтобы выйти из сферы привычных представлений о себе, узнать нечто новое о себе, то есть измениться.
Такой переход может произойти лишь в том случае, если человек будет уверен, что выход за эту границу не повлечет за собой неприятных последствий, например, осуждения окружающих (в частности, сопровождающего). У него должна быть некоторая гарантия, что его мысли, чувства, желания, поступки будут приняты слушающим. Поэтому принятию человеком своей реакции на
ситуацию (самопринятию) обязательно предшествует принятие сопровождающего этой реакции. И если последний хочет, чтобы человек "раскрылся", он должен взять на себя ответственность за создание безопасной атмосферы. Только в этом случае человек в кризисе может полноценно и продуктивно пережить свою ситуацию.
-
Переживание чувств. Переживание человеком кризисной ситуации – это процесс, длящийся определенное время. Со стороны сопровождающего, ему соответствует встречный процесс – сопереживание. В слове "сопереживание" содержатся идеи соединения, перехода и проживания. Поэтому сопереживание можно определить, как эмоциональное объединение с человеком и проживание с ним определенного периода его жизни. Профессиональноесопереживаниепреследуетдвеглавныецели:
-
человек не остается в изоляции; он знает, что есть люди, которые понимают и принимают его переживания и чувства; -
человек переживает эту ситуацию правильно, с минимумом ущерба для себя, с минимумом вероятности, что впоследствии сформируется так называемый посттравматический синдром.
Процесссопереживаниявключает:
-
подробный разговор о кризисной ситуации; -
эмпатическое понимание и безусловное принятие сопровождающим эмоциональной реакции человека на кризисную ситуацию; -
вербализация сопровождающим чувств человека, его отношения к тем или иным элементам или участникам кризисной ситуации; -
оценка переживаний человека как естественных в данной ситуации; -
наблюдение и анализ собственных чувств сопровождающего и предоставление искренней обратной связи человеку в кризисе.
С одной стороны, благодаря процессу сопереживания человек не чувствует себя одиноким, а с другой стороны, обращая внимание на психический опыт человека, сопровождающий дает возможность ему, действительно, побыть наедине с собой, встретиться с собой, со своими переживаниями, со своей судьбой, ощутить свое существование в окружающем мире.
-
Обретениесмысла. Только после осознания и принятия, выражения и переживания своего текущего психического состояния человек сможет решить (самостоятельно или вместе с сопровождающим), как ему относится к кризисной ситуации, что ему делать и как жить дальше. Только после этого можно говорить, что человек прошел через кризисную ситуацию продуктивно, что означает:
-
человек приобрел благодаря этой ситуации важный для себя личностной опыт; -
человек нашел новые личностно значимые смыслы взамен утерянных в результате кризисной ситуации.
Условия успешной кризисной помощи
-
Создание в процессе оказания психологической помощи комфортной и доброжелательной атмосферы. -
Взаимоотношения между человеком в кризисе и сопровождающим должны строиться на человеческих отношениях. Сопровождающему следует обладать навыками: поддержание эмпатического контакта, техниками активного слушания и т.д. -
Умение сопровождающего говорить на темы, обсуждение которых обычно в обществе не поддерживается, например, вопросы смерти, физического и сексуального насилия, самоубийства и т.д. -
Принятие значимости любой кризисной ситуации, она может быть очень важна для человека в кризисе.
Психодиагностика кризисных состояний