Файл: Рекомендации по организации действий в кризисной ситуации для участников образовательных отношений Рекомендации разработаны в целях реализации приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 11..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, например, техники вербализации в виде закрытых вопросов "Наверно в этот момент вам стало не по себе", "Я думаю, очень обидно слышать такие вещи".
Кроме этого, вопросы можно разделить на две группы. Первая группа включает вопросы, которые направлены на выяснение содержания: "Как вы себя чувствовали?", "Что вы ощущали?", "Какие чувства вы испытывали?" и т.д. и способствуют сохранению человека в "режиме переживания". Другая группа включает вопросы, которые предназначены в основном для поиска причинно-следственных связей, а потому отвлекают человека от переживания своего чувственного опыта в пользу рационализирования: "Почему вы обиделись на него", "Зачем вам это нужно?".
Задавая "причинные вопросы" мы перескакиваем через этап переживания чувств на этап поиска смысла, что приводит к неполноценным результатам.
При этом умение говорить на "запретные темы" означает не только то, что слушатель психологически готов поддержать разговор, если человек в кризисе затрагивает какую-либо "запретную тему", – очень важно, чтобы сопровождающий сам мог начинать этот трудный разговор, поскольку человек в кризисе на это может никогда не решиться.
Избегание сопровождающим "запретных тем" может быть связано, во-первых, с психологической неготовностью обсуждать и даже размышлять на эти темы, а во- вторых – с представлением о том, что сосредоточение внимания на этих темах усугубит состояние собеседника. Однако практика кризисного консультирования показывает, что если сопровождающий будет открыто и свободно говорить о том, что есть, даже если это какая-то "негативная" тематика, то он не сделает хуже, напротив, он сделает лучше, поскольку он поможет человеку выйти из состояния замкнутости, в которое он себя загоняет из-за страха быть непонятым и отвергнутым. В то же время, если слушатель избегает говорить на "маргинальные темы", то он не обязательно делает что-то плохое, просто он уходит от такого шанса в данный момент.
Не спорьте, не переубеждайте, не манипулируйте. Принятие – вот ключевое слово настоящего правила. Принятие заключается в том, что сопровождающий предоставляет человеку, пришедшему к нему на ряд прав:
В связи с этим споры, убеждения типа "Что такое хорошо, и что такое плохо", а также попытки оградить человека в кризисе от неправильного поведения, "спасение",
отвлечение и т.д. – неуместны, так как свидетельствуют о том, что сопровождающий не принимает ни эмоциональной реакции собеседника, ни его представления о мире и своем месте в этом мире и, вообще, старается повести его по пути, который кажется для сопровождающего, более благоприятным для другого человека.
О том какими способами можно справиться с данной ситуацией будет говориться далее.
Общиерекомендации по оказаниюсрочной помощи пострадавшим взависимостиотихреакциипредставлены втаблице1.
Кроме этого, вопросы можно разделить на две группы. Первая группа включает вопросы, которые направлены на выяснение содержания: "Как вы себя чувствовали?", "Что вы ощущали?", "Какие чувства вы испытывали?" и т.д. и способствуют сохранению человека в "режиме переживания". Другая группа включает вопросы, которые предназначены в основном для поиска причинно-следственных связей, а потому отвлекают человека от переживания своего чувственного опыта в пользу рационализирования: "Почему вы обиделись на него", "Зачем вам это нужно?".
Задавая "причинные вопросы" мы перескакиваем через этап переживания чувств на этап поиска смысла, что приводит к неполноценным результатам.
-
Идитетуда,гдеболь."Разговор о чувствах" обычно сопровождается тем или иным внешним выражением этих чувств: человек может начать плакать, злиться и пр. Иногда сопровождающий старается не говорить на больные темы, чтобы не вызвать эти реакции. В житейских представлениях о психологической помощи существует мнение, что в кризисной ситуации не надо причинять дополнительную боль, а напротив – успокаивать человека. Однако в психологическом консультировании существует принцип, согласно которому сопровождающий находит эти болезненные области и помогает человеку в кризисе их вербализовать (облечь в слова, проговорить). Это приводит к действительному эмоциональному освобождению, а не временной остановке. Это приводит к полному проживанию ситуации, и предотвращению затягивания кризисного состояния. -
Говоритеназапретныетемы. Существует множество тем, считающихся "запретными" и "маргинальными". В социуме не поощряются, например, разговоры о смерти, насилии, тяжелых заболеваниях. Также подвержена моральному осуждению тема самоубийства. Социально неприемлемыми являются некоторые желания и чувства, связанные, например, с агрессией, обидой, завистью, сексуальными потребностями и др. Нужно говорить на эти темы, разрешить человеку в кризисе говорить и об этом, когда это необходимо для успешного проживания кризиса.
При этом умение говорить на "запретные темы" означает не только то, что слушатель психологически готов поддержать разговор, если человек в кризисе затрагивает какую-либо "запретную тему", – очень важно, чтобы сопровождающий сам мог начинать этот трудный разговор, поскольку человек в кризисе на это может никогда не решиться.
Избегание сопровождающим "запретных тем" может быть связано, во-первых, с психологической неготовностью обсуждать и даже размышлять на эти темы, а во- вторых – с представлением о том, что сосредоточение внимания на этих темах усугубит состояние собеседника. Однако практика кризисного консультирования показывает, что если сопровождающий будет открыто и свободно говорить о том, что есть, даже если это какая-то "негативная" тематика, то он не сделает хуже, напротив, он сделает лучше, поскольку он поможет человеку выйти из состояния замкнутости, в которое он себя загоняет из-за страха быть непонятым и отвергнутым. В то же время, если слушатель избегает говорить на "маргинальные темы", то он не обязательно делает что-то плохое, просто он уходит от такого шанса в данный момент.
Не спорьте, не переубеждайте, не манипулируйте. Принятие – вот ключевое слово настоящего правила. Принятие заключается в том, что сопровождающий предоставляет человеку, пришедшему к нему на ряд прав:
-
право на любые чувства и желания; -
право на свое мировоззрение; -
право на выбор собственной судьбы.
В связи с этим споры, убеждения типа "Что такое хорошо, и что такое плохо", а также попытки оградить человека в кризисе от неправильного поведения, "спасение",
отвлечение и т.д. – неуместны, так как свидетельствуют о том, что сопровождающий не принимает ни эмоциональной реакции собеседника, ни его представления о мире и своем месте в этом мире и, вообще, старается повести его по пути, который кажется для сопровождающего, более благоприятным для другого человека.
-
Будьте искренним,предоставляй обратнуюсвязь.Успех кризисной помощи зависит от того, насколько будет создана атмосфера, соответствующая ситуации "человек – человек". Это означает, что сопровождающий проявляет свое человеческое отношение к собеседнику и его ситуации. Иногда сопровождающему может быть трудно это сделать по ряду причин:
-
он чувствует моральную и профессиональную ответственность за эмоциональное состояние собеседника; -
боится остаться обнаженным со своими слабостями, неуверенностью, боязнью, беспомощностью; -
не имеет профессиональных навыков предоставления обратной связи.
О том какими способами можно справиться с данной ситуацией будет говориться далее.
Основные принципы кризисной психологической помощи
-
Эмпатический контакт.Под эмпатией понимается способность сопереживать, чувствовать то, что чувствует другой человек, видеть мир его глазами. Эмпатия не допускает формального отношения к человеку. Развитие эмпатии предполагает возможность выйти за пределы традиционных взаимоотношений и проникнуть в глубину человеческого страдания. Когда эмпатия объединяется с искренним стремлением усилить веру человека в кризисе в себя, в свои собственные возможности, возникают изменения. -
Слушание, понимание, поддержка. Одна из основных задач в данный период – это больше слушать человека, чем говорить. Ему важно выговориться о ситуации, важно, чтобы кто-то был рядом, важно чувствовать поддержку, и не оставаться с этой ситуацией в одиночку. А также относится ко всем его высказываниям и состояниям как к нормальной реакции на трудную ситуацию жизни. -
Уважение. Человек, переживающий кризис, воспринимается как знающий, вполне компетентный, независимый, стремящийся обрести уверенность в себе, сделать самостоятельный выбор. -
Объективность и реалистичность. Прежде чем оказывать какую-либо помощь, важно понять структуру кризисной ситуации, определить потребности обращающегося за помощью. То есть опираться на то, в какой кризисной ситуации человек находится и от этого определять структуру помощи. -
Экологичность. Оказывая помощь, важно помнить принцип «не навреди». Тщательно выбирать техники и приемы кризисной работы, не провоцируя и не усиливая тяжести состояния. Оказывая кризисную помощь, также важно не просто придерживаться схемы помощи. Не только разобраться в психологических проблемах человека в кризисе, но и оценить его потенциал прежде, чем применять ту или иную методику работы. -
Активность.Проявлять активность в установлении контакта с человеком, переживающим кризис. Важно обнаружить тот способ и уровень контакта, который ему доступен. -
Ограничениецелей.Ближайшая цель кризисной психологической помощи – предотвращение катастрофических последствий. Поэтому важно поддержать восстановление психологического равновесия человека в кризисе. -
Комплекснаяпомощь.Кроме того, важно помнить, что кризисная помощь представляет собой частичный вклад в восстановление психического здоровья человека в кризисе. В связи с этим, необходимо взаимодействовать с другими помогающими специалистами, учитывая их вклад. -
Ориентацияналичностныйростиразвитие.Кризисное состояние должно рассматриваться не как болезнь, а как нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. Кризис – это процесс личностного развития, в том случае, если он будет преодолен с наибольшим количеством успешных попыток совладания с ситуацией, то личность перейдет на качественно новую ступень. Следовательно, реабилитационную работу следует рассматривать как помощь процессу личностного развития, а не как лечение.
Общиерекомендации по оказаниюсрочной помощи пострадавшим взависимостиотихреакциипредставлены втаблице1.