Файл: Рекомендации по организации действий в кризисной ситуации для участников образовательных отношений Рекомендации разработаны в целях реализации приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 11..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1 Рекомендации сотруднику по оказанию психологической помощи


Рекомендации

Вид реакции

активная пассивная

Поддержка, внимание,

Страх, беспокойство,

Замешательство, слезы,

беседа о произошедшем

многословные рассказы

потливость, дрожь, боли,




o случившемся,

печаль, сильная




лихорадочная

усталость




активность




Личный контакт,

Активный, деловой,

Молчаливость,

разговорить человека,

громкая речь, беготня,

продолжительная

предложить еду/питье,

смена занятия,

раздраженность,

физическая поддержка

раздражительность

снижение деятельности,







частичная







отключенность,







замкнутость

Личное внимание,

Гиперактивность,

Выражение пустоты,

краткая информация,

бесцельная беготня,

недоумение во взгляде,

физическая близость,

обвинения, умножение

физическая замкнутость,

иногда изоляция, но не в

слухов, страшные

апатия, сон как вид

одиночестве. Лекарства

рассказы, бессонниц

бегства

по предписанию врача









Принятие


Одно из главных терапевтических условий - это испытывать и

демонстрировать принятие собеседника. В контексте консультирования слово "принятие" означает "безусловное позитивное внимание к собеседнику", цель которого создание атмосферы безопасности. Принятие также можно определить, как уважение правасобеседника на его собственные чувства, мысли, поведение, взгляд на мир. Принятие также имеет характер отношения к чувствам, желаниям и поступкам человека как к естественным в данной кризисной ситуации для него, для его индивидуальности. Поэтому демонстрируя свое принятие собеседника, сопровождающий говорит о естественностичувств, которые испытывает человек, об их приемлемостииадекватности: «Это не патология, а нормальная реакция на ненормальные обстоятельства».

Этим самым он нейтрализует переживания по поводу переживаний и разрывает замкнутый круг "чувства – метачувства". В результате человек принимает то, что с ним происходит, то есть позволяет себе испытывать чувства, говорить о них, переживать и осознавать их.

Таблица 2


Фразы принятия и определения чувств пострадавшего

Фразы принятия чувств

постадавшего

Фразы, описывающие "метачувства"

То, что с вами происходит это нормально

То, что вы испытываете естественно

Ваша реакция адекватна этой ситуации

В этих обстоятельствах это вполне понятная реакция

В такое ситуации – это вполне естественно

Если собеседник имеет схожийопыт:

Я понимаю…

Я представляю, как это было трудно Мне близко то, что вы испытываете

Вам неприятно это испытывать Для вас эти чувства непривычны

Вы не понимаете, что с вами происходит То, что с вами происходит, кажется вам ненормальным

Вы подозреваете, что ваши чувства не поймут окружающие

Вам было обидно, тяжело и т. д.

Это должно быть действительно тяжело/неприятно/больно и т.д.


Эмпатия


Следующее терапевтическое условие состоит в том, что слушатель испытывает и демонстрирует эмпатическое понимание собеседника. Эмпатия это процесс существования сопровождающего в субъективной системе координат человека в кризисе. Этому процессу соответствуют следующие выражения: "встать на место другого человека", "посмотреть его глазами", "вжиться в его роль"; в других языках: "войти в кожу", "влезть в ботинки". Процесс эмпатии – это экологичный процесс, поскольку сопровождающий ничего не навязывает собеседнику, он просто пытается его понять. Эмпатическое понимание можно сравнить с экскурсией по музею или другим незнакомым местам: здесь все остается на своем месте. Попытки
что-то изменить в эмоциональном состоянии собеседника означают уже не понимание, а воздействие.

Эмпатическаяпозицияхарактеризуетсяследующимиособенностями:

  1. Сохранение собственной позиции, наличие определенной психологической дистанции между собеседником и слушателем, отсутствие отождествления между переживаниями слушателя и собеседника, то есть не полное включение в чувства и мысли собеседника отличие от идентификации-полном отождествлении себя с собеседником). Такая некоторая дистанция нужна для того, чтобы сопровождающий мог оставаться в ресурсе и дальше помогать человеку в кризисе.

  2. Наличие сопереживания (каким бы по знаку ни было переживание), а не просто эмоционально положительного отношения отличие от симпатии).

  3. Динамический (а не статический) характер эмпатических отношений, глубина и качество которых зависят и от слушателя (чувствительность, умение дистанцироваться от своей позиции, жизненный и профессиональный опыт и пр.), и от собеседника (экспрессивность, владение языком), и от количества доступной слушателю информации.

Активное слушание


Другой важный терапевтический фактор это "активное слушание". "Активность" слушания заключается как в активной позиции слушателя по отношению к процессу помощи и поддержки (ведение процесса беседы, осмысление получаемой информации и т.д.), так и в активизации собеседника, в частности, в поощрении его вербального
самовыражения.

Внешне активное слушание выражается в так называемых техниках активного слушания (техниках вербализации, рефлексивного слушания), которые основаны на принципе информационной обратной связи, вербально выраженной в сообщениях о понимании переданной собеседником информации.

Основныетехникиактивногослушания:

  • Безмолвноеслушание заинтересованное молчание, прерываемое короткими словами и междометиями, направленными на поощрение вербальной активности собеседника; это также паузы, дающие возможность собеседнику встретиться со своими мыслями.

Активное безмолвное слушание значительно отличается от пассивного

  • формального молчания. Безмолвное слушание – это минимальная информационная обратная связь, по которой клиент может без труда определить, слышит сопровождающий его или просто слушает.

  • Повторение слушатель повторяет всю фразу собеседника, конец фразы или отдельные слова («ключевые слова»), на которых хотелось бы заострить внимание.

  • Высказываниеинформационнойобратнойсвязиобычно сопровождается соответствующими вводными фразами. Нагляднее всего принцип информационной обратной связи демонстрирует вводная фраза «Если я вас правильно понял… А дальше идет почти повторение того, что сказал собеседник. Таким образом, собеседник будет чувствовать, что его слушают, что с ним рядом. Если он говорит, что имел ввиду что- то другое, он может вас поправить, и вы снова говорите то, что он сказал, своими словами. То есть не будет критично, если вы ошиблись в понимании собеседника.

  • Перефразирование – пересказ смысла высказываний собеседника своими словами. Помимо общих для техник активного слушания функций (уточнение правильности понимания собеседника, активизация обсуждения, демонстрация уровня понимания собеседника и т.д.) перефразирование выполняет важную специфическую функцию: парафраза расширяет языковое пространство беседы, помогает собеседнику найти новые слова для описания своего опыта.

  • Резюмирование краткое повторение вышесказанного, подведение итогов. В сжатом виде слушатель повторяет основные высказанные идеи, факты, чувства клиента и пр. Подведение итогов полезно не только в конце беседы, к резюмированию необходимо периодически прибегать также во время беседы («после каждого абзаца»), поскольку оно способствует прояснению и более четкому обозначению направления беседы.