Файл: Рекомендации по организации действий в кризисной ситуации для участников образовательных отношений Рекомендации разработаны в целях реализации приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 11..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 1 Рекомендации сотруднику по оказанию психологической помощи
Рекомендации | Вид реакции | |
активная ↔ пассивная | ||
Поддержка, внимание, | Страх, беспокойство, | Замешательство, слезы, |
беседа о произошедшем | многословные рассказы | потливость, дрожь, боли, |
| o случившемся, | печаль, сильная |
| лихорадочная | усталость |
| активность | |
Личный контакт, | Активный, деловой, | Молчаливость, |
разговорить человека, | громкая речь, беготня, | продолжительная |
предложить еду/питье, | смена занятия, | раздраженность, |
физическая поддержка | раздражительность | снижение деятельности, |
| | частичная |
| | отключенность, |
| | замкнутость |
Личное внимание, | Гиперактивность, | Выражение пустоты, |
краткая информация, | бесцельная беготня, | недоумение во взгляде, |
физическая близость, | обвинения, умножение | физическая замкнутость, |
иногда изоляция, но не в | слухов, страшные | апатия, сон как вид |
одиночестве. Лекарства | рассказы, бессонниц | бегства |
по предписанию врача | | |
Принятие
Одно из главных терапевтических условий - это испытывать и
демонстрировать принятие собеседника. В контексте консультирования слово "принятие" означает "безусловное позитивное внимание к собеседнику", цель которого – создание атмосферы безопасности. Принятие также можно определить, как уважение правасобеседника на его собственные чувства, мысли, поведение, взгляд на мир. Принятие также имеет характер отношения к чувствам, желаниям и поступкам человека как к естественным в данной кризисной ситуации для него, для его индивидуальности. Поэтому демонстрируя свое принятие собеседника, сопровождающий говорит о естественностичувств, которые испытывает человек, об их приемлемостииадекватности: «Это не патология, а нормальная реакция на ненормальные обстоятельства».
Этим самым он нейтрализует переживания по поводу переживаний и разрывает замкнутый круг "чувства – метачувства". В результате человек принимает то, что с ним происходит, то есть позволяет себе испытывать чувства, говорить о них, переживать и осознавать их.
Таблица 2
Фразы принятия и определения чувств пострадавшего
Фразы принятия чувств постадавшего | Фразы, описывающие "метачувства" |
То, что с вами происходит – это нормально То, что вы испытываете – естественно Ваша реакция адекватна этой ситуации В этих обстоятельствах – это вполне понятная реакция В такое ситуации – это вполне естественно Если собеседник имеет схожийопыт: Я понимаю… Я представляю, как это было трудно Мне близко то, что вы испытываете | Вам неприятно это испытывать Для вас эти чувства непривычны Вы не понимаете, что с вами происходит То, что с вами происходит, кажется вам ненормальным Вы подозреваете, что ваши чувства не поймут окружающие Вам было обидно, тяжело и т. д. Это должно быть действительно тяжело/неприятно/больно и т.д. |
Эмпатия
Следующее терапевтическое условие состоит в том, что слушатель испытывает и демонстрирует эмпатическое понимание собеседника. Эмпатия – это процесс существования сопровождающего в субъективной системе координат человека в кризисе. Этому процессу соответствуют следующие выражения: "встать на место другого человека", "посмотреть его глазами", "вжиться в его роль"; в других языках: "войти в кожу", "влезть в ботинки". Процесс эмпатии – это экологичный процесс, поскольку сопровождающий ничего не навязывает собеседнику, он просто пытается его понять. Эмпатическое понимание можно сравнить с экскурсией по музею или другим незнакомым местам: здесь все остается на своем месте. Попытки
что-то изменить в эмоциональном состоянии собеседника означают уже не понимание, а воздействие.
Эмпатическаяпозицияхарактеризуетсяследующимиособенностями:
-
Сохранение собственной позиции, наличие определенной психологической дистанции между собеседником и слушателем, отсутствие отождествления между переживаниями слушателя и собеседника, то есть не полное включение в чувства и мысли собеседника (в отличие от идентификации-полном отождествлении себя с собеседником). Такая некоторая дистанция нужна для того, чтобы сопровождающий мог оставаться в ресурсе и дальше помогать человеку в кризисе. -
Наличие сопереживания (каким бы по знаку ни было переживание), а не просто эмоционально положительного отношения (в отличие от симпатии). -
Динамический (а не статический) характер эмпатических отношений, глубина и качество которых зависят и от слушателя (чувствительность, умение дистанцироваться от своей позиции, жизненный и профессиональный опыт и пр.), и от собеседника (экспрессивность, владение языком), и от количества доступной слушателю информации.
Активное слушание
Другой важный терапевтический фактор – это "активное слушание". "Активность" слушания заключается как в активной позиции слушателя по отношению к процессу помощи и поддержки (ведение процесса беседы, осмысление получаемой информации и т.д.), так и в активизации собеседника, в частности, в поощрении его вербального
самовыражения.
Внешне активное слушание выражается в так называемых техниках активного слушания (техниках вербализации, рефлексивного слушания), которые основаны на принципе информационной обратной связи, вербально выраженной в сообщениях о понимании переданной собеседником информации.
Основныетехникиактивногослушания:
-
Безмолвноеслушание– заинтересованное молчание, прерываемое короткими словами и междометиями, направленными на поощрение вербальной активности собеседника; это также паузы, дающие возможность собеседнику встретиться со своими мыслями.
Активное безмолвное слушание значительно отличается от пассивного
-
формального молчания. Безмолвное слушание – это минимальная информационная обратная связь, по которой клиент может без труда определить, слышит сопровождающий его или просто слушает. -
Повторение– слушатель повторяет всю фразу собеседника, конец фразы или отдельные слова («ключевые слова»), на которых хотелось бы заострить внимание. -
Высказываниеинформационнойобратнойсвязиобычно сопровождается соответствующими вводными фразами. Нагляднее всего принцип информационной обратной связи демонстрирует вводная фраза «Если я вас правильно понял… А дальше идет почти повторение того, что сказал собеседник. Таким образом, собеседник будет чувствовать, что его слушают, что с ним рядом. Если он говорит, что имел ввиду что- то другое, он может вас поправить, и вы снова говорите то, что он сказал, своими словами. То есть не будет критично, если вы ошиблись в понимании собеседника. -
Перефразирование – пересказ смысла высказываний собеседника своими словами. Помимо общих для техник активного слушания функций (уточнение правильности понимания собеседника, активизация обсуждения, демонстрация уровня понимания собеседника и т.д.) перефразирование выполняет важную специфическую функцию: парафраза расширяет языковое пространство беседы, помогает собеседнику найти новые слова для описания своего опыта. -
Резюмирование– краткое повторение вышесказанного, подведение итогов. В сжатом виде слушатель повторяет основные высказанные идеи, факты, чувства клиента и пр. Подведение итогов полезно не только в конце беседы, к резюмированию необходимо периодически прибегать также во время беседы («после каждого абзаца»), поскольку оно способствует прояснению и более четкому обозначению направления беседы.