Файл: Курсовая работа по дисциплине Библиотечноинформационное обслуживание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 286

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 Интеллектуальная игра: понятийно-классификационный аспект



Что такое игра? В древние времена это понятие люди связывали с весельем и радостью. Древние греки определяли игру, как поведение ребёнка. Платону игра представлялась полезнейшим занятием, Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела. По мнению педагога Д. Б. Эльконина в игре происходит рождение смыслов человеческих действий, другой российский педагог Л. С. Выготский считал игру ведущей линией развития ребёнка. Игра оказывает большое влияние на развитие детского воображения, а следовательно, и других психологических функций [12, с. 105].

В философском словаре даётся определение игре как разновидности физической и интеллектуальной деятельности, лишенной прямой практической целесообразности и представляющей индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей.

Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счёт мыслительных способностей человека, его ума [11, с. 203].

В зависимости от игровых действий интеллектуальные игры делятся на предметные (шашки, лото, домино) и словесные (ребусы, викторины, кроссворды), компьютерные (связанные с новыми технологиями); по количеству участников – парные и индивидуальные [13, с. 65].
Таблица 1 – Интеллектуальная игра как понятие

№ п/п

источник

содержание

1

из основных ГОСТов

Отсутствует

2

Антипова, В. Б. 100 форм работы по продвижению чтения, и не только : словарь – справочник для библиотекаря [1]

Интеллектуальная игра - вид массовой игры, основыва­ющийся на применении игроками своего интеллекта и / или эруди­ции. Такие игры способствуют приобретению опыта коллективного мышления, развивают быстроту реакции, позволяют проверить смекалку и начитанность.

3

Гузик М.А. Игра как феномен культуры: учеб. Пособие [3]

интеллектуальная игра – игра, где успех достигает­ся, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его ума.


4

Кондрашов, В.А. Новейший философский словарь [13]

игра «разновидность физиче­ской и интеллектуальной деятельности, лишенной прямой практической целесооб­разности и предоставляющей индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ро­лей

5

Лисачева Ю.А. Интеллектуальная игра – актуальный метод работы с молодежью [7]

Интеллектуальная игра - вид игры, осно­вывающийся на применении игроками своего интеллекта и эрудиции. Такие игры способствуют приобретению опыта коллективного мышления, развивают быстроту ре­акции, позволяют проверить смекалку и начитанность.


6

Мандель, Б. Р. Интеллектуальная игра и образование: развитие профессионально значимых качеств обучающихся : учебное пособие [12]

игра, называемая интеллектуальной, – индивиду­альное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления Для познания предметной и социальной действительности в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты иг­ровой и учебной деятельности – они развивают теоре­тическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (клас­сификации, анализа, синтеза и т.п.).





Наиболее точное определение

интеллектуальная игра – игра, при которой в пол­ной мере задействованы мышление и память, а умст­венные операции участников-игроков направлены на опознание и понимание предъявленного материала; игра, имеющая конвергентную (поиск в одном направ­лении при получении одного-единственного правиль­ного ответа) и дивергентную (поиск в разных направлениях) продуктивность с целью получить оце­ненное суждение о логичности (правильности) задан­ной ситуации, точности ответа или найденного реше­ния



Исследовав литературные источники по теме было выявлено, что в них понятие интеллектуальная игра недостаточно глубоко изучено.

Проведенные исследования выявили следующие положения, которые мы предлагаем взять за основу уточнения дефиниции интеллектуальной игры: игра, называемая интеллектуальной, – индивиду­альное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления для познания предметной и социальной действительности в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты иг­ровой и учебной деятельности – они развивают теоре­тическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (клас­сификации, анализа, синтеза и т.п.).

С другой стороны, эта деятельность является средст­вом достижения игрового результата (победы в сорев­новании), хотя он быстро теряет ценность сам по себе, и цель смещается с результата непосредственно на путь поиска и принятия решения, то есть беспрецедентного процесса постоянного развития участников интеллек­туальной игры в ходе решения «цепочки проблемных ситуаций».

Диапазон интеллектуальных игр необычайно ши­рок, но суть их одна: при решении поставленных в них задач происходит акт развития и творчества, находится новый путь или создается что-то новое, требуются осо­бые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, нахо­дить связи и зависимости, закономерности и т.д. – все, что в совокупности составляет творческие и интеллек­туальные способности человека, его личностные веду­щие социально и профессионально значимые качест­ва [12, с. 208].

Отсюда следует, в добавление к вопросу о сущно­стной характеристике, что интеллектуальную игру можно назвать своеобразным ретранслятором накоп­ленного интеллектуального и социального опыта, норм и правил поведения в человеческом обществе, а мо­мент игры – моментом активной познавательной дея­тельности с включением мотивации и переноса знаний.

Из существующих видов интеллектуальных игр самыми используемыми в библиотеках остаются викторины.

Викторина – форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счёт наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на две группы – тестовые и сюжетные. Тестовые викторины являются простейшей формой интеллектуальных игр. Участники отвечают на вопрос и получают оценку. Примеры игр этого типа: «Кто хочет стать миллионером», «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Умники», «Брейн-ринг».



Сюжетные викторины – организаторы придумывают какой-либо игровой сюжет, например: лошадиные скачки, космическое путешествие, морская регата; участники соответственно становятся жокеями, космонавтами, моряками («Полундра!», «Колесо истории») [14, с. 28].

Тестовые викторины состоят из вопросов и нескольких вариантов ответов на выбор.

Чем же отличаются интеллектуальные викторины от других видов игр?

  1. Наличие вопросов, на которые предстоит ответить участникам игры во время её проведения.

  2. Наличие регламентированных правил, придерживаться которых следует, отвечая на вопросы.

  3. Наличие игрового сюжета [10, с. 5].

Приведённые примеры интеллектуальных игр стали уже традиционными, но находящиеся в инновационном поиске сотрудники библиотек разрабатывают и заимствуют из других областей деятельности новые игры.

Не так давно в практику работы библиотек вошла интеллектуальная игра – библиотечный квест – быстро ставшая очень популярной.

Библиотечный квест – приключенческая игра, требующая от игрока выполнения задач для продвижения по сюжету. Основной акцент библиотечного квеста делается на книгу, чтение, а также на возможность поиска и использования найденной информации. Сам квест может проходить форме театрализации, экскурсии, маршрута. Его итогом может быть составление карты, паззла, фразы, накопление баллов или артефактов.

Вернемся к обобщающему уточнению определе­ния сущности интеллектуальной игры: интеллектуальная игра – игра, где успех достигает­ся, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его ума [13, с. 66].

Соотнося наше мнение с работами педагога-изобретателя Б.Р. Мандель, автора трудов по изуче­нию интеллектуальных игр, сущность и особенности их можно свести к следующим положениям:

  • интеллектуальная игра представляет собой на­бор задач различной направленности и различной сте­пени трудности;

  • широкий диапазон трудностей;

  • интеллектуальные игры позволяют идти вперед, развивать интеллект и совершенствоваться самостоя­тельно (в игре и до игры – в процессе подготовки);

  • подсказывать в интеллектуальных играх нельзя – научить думать можно;

  • нельзя требовать удачи с первых попыток;

  • решение часто предстает не только в абстракт­ной или вербальной форме – это могут быть рисунки, схемы и пр.;

  • большинство интеллектуальных игр скрывает в себе потенциальные возможности составлять все новые и новые их варианты, разновидности;

  • интеллектуальные игры помогают каждому найти, определить свой предел, тем самым, одновре­менно, определить новые пути и направления самораз­вития.


В интеллектуальной игре происходит создание проблемной ситуации, генерация идей, анализ, провер­ка и выбор лучших идей, то есть, единство выбора и развития их при ограничении времени.

Анализ научных теорий, педагогической, игровой практики позволил исследованию дать развернутую психолого-педагогическую дефиницию интеллекту­альной игры, опирающуюся на классические опреде­ления отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Дж.Гилфорд, В.Н. Дружинин): интеллектуальная игра – игра, при которой в пол­ной мере задействованы мышление и память, а умст­венные операции участников-игроков направлены на опознание и понимание предъявленного материала; игра, имеющая конвергентную (поиск в одном направ­лении при получении одного-единственного правиль­ного ответа) и дивергентную (поиск в разных направлениях) продуктивность с целью получить оце­ненное суждение о логичности (правильности) задан­ной ситуации, точности ответа или найденного реше­ния. Содержанием интеллектуальной игры являются:

  1. конкретное (реальные предметы или их изображе­ние);

  2. символическое (буквы, знаки, цифры);

  3. семантическое (значения слов);

  4. поведенческое (поступки другого человека и само­го себя).

Конечный «продукт» интеллектуальной игры может быть представлен в следующих основных разновидно­стях:

  1. единицы объекта (найти недостающие буквы и слова);

  2. классы объектов (рассортировать, классифици­ровать предметы);

  3. отношения (установить связи между объектами);

  4. системы (выявить правила организации множе­ства, нескольких объектов);

  5. трансформация (изменить и преобразовать задан­ный материал);

  6. импликация (предвидение результатов в рамках неопределенной ситуации) [12, с. 211].

Рассмотрев понятие интеллектуальной игры и ее классификационные признаки предлагается классифицироавть интеллектуальные игры по следующим признакам: трансформационные, системные, вербальные, коммуникаторные, классификационные, импликаторные.



3 Организационно-сценарный план интеллектуальной игры



В таблице представлен организационно-сценарный план интеллектуальной игры «Знакомитесь – библиотека»

Таблица – Организационно-сценарный план интеллектуальной игры «Знакомитесь –библиотека»

Организационно-сценарный план интеллектуальной игры

1

Сценарный замысел (тема, проблема, идея, жанр)

Интеллектуальный ринг «Знакомитесь –библиотека»

коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени. Ринг развивает умственные способности, совершенствует и тренирует память, мышление, помогает закрепить и дополнить знания участников в рамках заданной темы.

2

Дата и место проведения

03.02.2023

3

Организаторы

Сотрудники Половинской сельской модельной библиотеки, филиал 12

4

Читательское назначение

Развитие кругозора.

5

Участники

15 -17 лет, поскольку именно юношеская аудитория способна воспринимать большой поток информации и сохранить концентрацию в ходе игры

6

Целевое назначение

создание ценностного, развивающего культурного пространства для молодежи на базе библиотеки;

содействие продвижению имиджа привлекательной библиотеки в молодежной среде.

расширить кругозор и пробудить любознательность у молодых людей;

повысить эрудицию и побудить молодежь к развитию своих интеллектуальных способностей;

сформировать навыки работы с информацией;

проинформировать о возможностях и ресурсах библиотеки;

стимулировать сплоченную работу в команде.


7

Партнеры, спонсоры

Половинская ООШ

8

Оформление: декорации, реквизит, атрибуты

книжная выставка

9

Раздаточные материалы

Карточки содержащие вопросы проводимого мероприятия

10

Оборудование и технические средства

Столы, стулья, рулетка

11

Реклама

Классный час в Половинской ООШ

12

Информация (реклама) по завершении мероприятия

рекомендуется еще раз обратить внимание участников на выставку, сделав привязку к вопросам интеллектуального ринга

13

Регламентное время мероприятия

1 час

14

Сценарный план последовательности действий

Интеллектуальный ринг проводится в 3 раунда. Каждый раунд включает в себя отборочный тур и игру на ринге. Две команды, набравшие наибольшее количество очков в отборочном туре, выходят играть на ринг. После присуждения победы одной из команд на ринге, обе команды возвращаются в зал, где разыгрывается следующий раунд и проходит очередной отборочный тур. Побеждает команда, которая наберет наибольшее количество баллов в процессе всего ринга

15

Композиция сценария

15.1

Экспозиция

Применение игровых технологий в библиотеке способствует созданию необходимых условий для интеллектуального развития пользователей, а также для успешного и продуктивного применения информации из различных областей знаний через игровую деятельность.

Ринг развивает умственные способности, совершенствует и тренирует память, мышление, помогает закрепить и дополнить знания участников в рамках заданной темы. Такая форма мероприятия наиболее подходит для старшеклассников и студентов в возрасте от 15 до 24 лет, поскольку именно юношеская аудитория способна воспринимать большой поток информации и сохранить концентрацию в ходе игры.

Важным элементом интеллектуального ринга является книжная выставка. На выставке рекомендуется представить книги, по которым были подготовлены вопросы проводимого мероприятия. Это наглядно доказывает, что все вопросы интеллектуального ринга составлены по изданиям, которыми располагает библиотека. Участники в процессе игры могут обращаться за помощью к книгам при ответе на поставленный вопрос, однако следует помнить, что подобное решение снижает темп игры.

15.2

Завязка

общее количество команд можно набирать любое, но самый подходящий вариант 4-5 команд, поскольку это позволяет организаторам и ведущим мероприятия полностью контролировать процесс игры и полную включенность участников в игровых моментах.

Игроков в команду рекомендуется набирать до 6 человек, от этого зависит эффективность командного взаимодействия. Если их будет больше, то некоторые участники могут утратить внимание и выключиться из общего рабочего процесса. Также рекомендуется выбрать капитана команды. Капитан вытягивает задания, совещается с командой по ответу на вопрос и дает окончательный ответ жюри.

15.3

Развитие действий

В первом раунде отборочный тур включает в себя 3 письменных вопроса. Все команды одновременно получают задание на карточках и отвечают на пустых бланках, которые по истечению времени передаются жюри. Далее разыгрывается второй, а затем третий вопрос. Эксперты проверяют ответы и оглашают участникам результаты. На выполнение каждого задания отводится 1 минута. За правильно выполненное задание каждая команда получает 1 балл.

Вопросы могут быть разными по форме. То же самое касается и содержания. Главная особенность интеллектуальной игры в библиотеке – это не проверка знаний участников, а расширение кругозора ребят. Поэтому специалисты библиотеки для данного интерактивного формата мероприятия составляют вопросы, касающиеся широкого спектра знаний, ответить на которые можно путем логических размышлений.


15.4

Кульминация

Капитаны команд, в порядке нумерации игровых столов крутят рулетку и выбирают карточку с вопросом того или иного цвета, на которую указывает стрелка, после чего ведущие озвучивают вопрос и команда отвечает.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. На совместное обдумывание ответа отводится 1 минута.

Далее подводятся промежуточные итоги раунда и 2 команды выходят состязаться на ринг.

15.5

Развязка

После подведения итогов игры озвучиваются результаты, командам вручаются дипломы победителей, а остальным благодарственные письма за участие и, по возможности, призы. Подводятся итоги мероприятия и награждаются участники игры в торжественной обстановке с музыкальным сопровождением.

16

Информационная основа сценария

  1. Пашнина, В.Б. А ну-ка, эрудиты! Интеллектуальные игры и развлечения для всех возрастов на все случаи жизни / В.Б. Пашнина - М.: Феникс, 2008. - 257c Мандель, Б. Р. Интеллектуальная игра и образование: развитие профессионально значимых качеств обучающихся : учебное пособие / Б. Р. Мандель. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 317 с. - ISBN 978-5-4475-9012-3. 

  2. Мастер и Маргарита : [роман] / Михаил Булгаков. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2006 (СПб. : Печатный двор им. А. М. Горького). – 594с. - 978-5-17-112130-3

  3. Чехов, Антон Павлович (русский писатель ; 1860-1904). Три сестры : [пьесы] / А. П. Чехов. - Санкт-Петербург : Лениздат, 2014. - 350, с. - ISBN 978-5-4453-0513-2

  4. Дет­ская ли­те­ра­ту­ра : хре­сто­ма­тия с ос­но­ва­ми ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния : учеб. по­со­бие для сту­ден­тов сред. пед. учеб. за­ве­де­ний / сост. А. В. Да­нов­ский. – 2-е изд., стер.(1997 г.). – Москва : Academia : Ака­де­мия, 1997. – 631 с. : ил.– ISBN 5-7695-0081-6. – ISBN 5-7695-0172-3