Файл: Курсовая работа по дисциплине Библиотечноинформационное обслуживание.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 283
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Челябинский государственный институт культуры»
Факультет документальных коммуникаций и туризма
Кафедра библиотечно-информационной деятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Библиотечно-информационное обслуживание»
Интеллектуальная игра как форма обслуживания пользователей библиотек
| Выполнил студент: ____группы, 3 курса, очной (заочной) формы обучения Фомичева Наталья Владимировна___ (Ф.И.О. студента (полностью) |
| Научный руководитель: ____________________________ (Ф. И. О.) ____________________________________________ (ученая степень, звание |
Дата сдачи –
Процент оригинальности текста –
Подпись студента –
Подпись руководителя –
Подпись зав. кафедрой –
Курсовая работа защищена
«____» _________________ 2023 г.
Оценка_______________________
Пред. комиссии __________________ ______
(Ф.И.О.) (подпись)
Челябинск 2023
Оглавление
Подпись зав. кафедрой – 1
Курсовая работа защищена 1
«____» _________________ 2023 г. 1
Оценка_______________________ 1
Введение 3
1.Интеллектуальная игра в практике современного библиотечного обслуживания 7
2 Интеллектуальная игра: понятийно-классификационный аспект 15
3 Организационно-сценарный план интеллектуальной игры 22
Заключение 26
Список использованных источников 29
Приложение 1 31
«Японцы учат своего ребенка этому с раннего детства. Он должен делать это при встрече, расставании, заключении сделки и неудаче, когда ему больно и когда ему стыдно. При каких обстоятельствах это делаем мы?» 33
Вопрос: «В 2015 году было отпраздновано 100-летие известнейшего живописного полотна, созданного в России и давшего направление целому стилю в искусстве, воплотившемуся также и в дизайне. Назовите это произведение». 34
Так, «Студенту Баухауза (первая школа художественного конструирования) Марселю Брейеру во время студенческой вечеринки пришла в голову мысль согнуть пополам только что разработанный им столик. Что получилось из этой фантазии в результате?» 35
Оранжевый – «Занимательная история» 38
Желтый – «Непостижимая Азия» 38
Зеленый – «бБиблиотека» 39
Введение 3
1. Интеллектуальная игра в практике современного библиотечного обслуживания 7
2. Интеллектуальная игра: понятийно-классификационный аспект 15
3. Организационно-сценарный план интеллектуальной игры 22
Заключение 26
Список использованных источников 29
Приложение 1. Концепция интеллектуальной игры «Знакомтесь – библиотека» 31
Введение
Социокультурные институты, с присущими им функциями, целями и задачами, являются доминантными на фоне происходящих преобразований, которыми характеризуется современный этап развития общества. Текущие социально-культурные условия диктуют необходимость повышения исследовательского интереса к организации интеллектуальных игр в современной библиотеке. Новая парадигма социокультурной политики побуждает библиотеки, сохраняя одно из своих предназначений, выражающееся в продвижении чтения, к поиску новых путей развития личности пользователей. Этим же обусловлено и повышение интереса к практике организации интеллектуальных игр, как одной из форм деятельности библиотек.
Игра является одной из особенностей человеческой жизни. Интерес к феномену игры как таковой актуализировался на протяжении многих эпох развития человечества, начиная с античности вплоть до сегодняшних дней. В современном обществе все большее распространение получает так называемый процесс «геймификации», то есть внедрения игровых технологий во многие сферы личностного развития и общественной жизни.
Актуальность исследования. Сферу свободного времени, как среду, в которой возможно совмещение и продуктивное взаимовлияние областей пересечения индивидуальных и общественно-социальных интересов, следует назвать одним из предметов постоянного научного интереса. В современном библиотековедении, включая практическую деятельность библиотек в организации досуга населения, сформировано терминологическое поле, оперирующее понятиями, которые надлежит уточнить и конкретизировать. В частности, следует отметить дефиницию «интеллектуальная игра», которая пока полностью не сформирована даже в общей теории социально-культурной деятельности: не выявлено проблемное поле, не выявлена специфика взаимодействия социокультурных субъектов в этой области, не обозначены перспективы развития как отдельного вида досуговой деятельности.
Однако вышеуказанная проблема не является единственной для организации интеллектуальных игр в библиотеках. В современной библиотечной практике сложилась непростая ситуация: библиотека активно выполняет социальный заказ в деле организации досуга населения, используя для этого весь технологический инструментарий. При этом обеспечивается выполнение разнообразных функций: социализирующей, коммуникативной и др. Однако, выполнение родовой функции, которая заключается в продвижении чтения, продолжает оставаться затруднительным вследствие потери интереса пользователей к этому занятию.
Третьей проблемой видится то обстоятельство, что специалисты, работающие в библиотеках, рассматривают деятельность по организации интеллектуальных игр исключительно как развлекательную, упуская из вида то обстоятельство, что кроме названного, существует несколько уровней досуга, среди которых также есть и просвещение (самообразование), и создание интеллектуального продукта.
Эти проблемы могут перестать быть таковыми, если библиотека организует игровую деятельность, способствующую развитию интеллекта пользователей. В этом случае пропаганда чтения перестает представляться затруднительной, поскольку саморазвитие личности невозможно без включения в активное чтение. Для реализации такого вида досуга необходимо суммировать теорию досуговой деятельности, библиотечную практику организации интеллектуальных игр, сущность интеллектуального досуга и определить технологические принципы, которые будут способствовать организации интеллектуальных игр в деятельности библиотек. На основе такого опыта уже будет возможным создание отдельных библиотечных интеллектуально-досуговых методик и пособий.
Ввиду обозначенного круга проблем, возможность сформулировать определение интеллектуальной игры как интеллектуального досуга в данном исследовании представляется весьма своевременной. Кроме того, для решения проблемы организации интеллектуальной игры как интеллектуального досуга с сохранением всех его функций, предложен социокультурный проект игры. Реализация такого проекта позволит рассматривать мероприятия в библиотеке, как возможность продвижения чтения, а также как условие удовлетворения очевидной потребности пользователей в саморазвитии при участии и творении культурных мероприятий.
Разработанность проблемы. Анализ содержания специальной литературы позволяет утверждать, что в современном научном знании вопросы организации интеллектуальных игр в деятельности библиотек разработаны недостаточно.
Интеллектуальная игра в библиотеке как способ реализации потребности в досуговой деятельности как целесообразно организованной, содержательно наполненной и функционально оправданной активной деятельности человека рассматривают .
В последнее время стали появляться и публикации по проблемам интеллектуального досуга.
Цель исследования заключается в исследовании деятельности библиотек по организации интеллектуального досуга.
В соответствии с заявленной целью при проведении исследования предполагается решение следующих задач:
-
изучить теоретические основы интеллектуальной игры как формы библиотечного обслуживания; -
ознакомление с практикой реализации интеллектуальной игры как формы библиотечного обслуживания; -
выявление организационно-сценарных основ интеллектуальной игры как формы библиотечного обслуживания и их интерпретация на примере конкретного мероприятия.
Объект исследования – деятельность библиотеки как культурнодосугового учреждения.
Предмет исследования – интеллектуальная игра как форма обслуживания в современной библиотеке.
В широкий научный обиход понятие «игра» вошло в значительной степени благодаря классической работе Й. Хёйзинги (1872-1945) «Homo Ludens», написанной в 1938 г. Автор прослеживает роль игры во всех сферах человеческой жизни и во всей истории в целом. Для него вся культура - игровая, игра - это больше, чем культура, она является специфическим фактором всего, что окружает нас в мире. Человеческая культура, по мнению Хейзинги, возникает в игре и развивается как игра [1].
Характер данного исследования обусловил использование комплекса методов. Общенаучные методы способствовали осмыслению источников из разных областей знаний; источниковедческий и сравнительный методы позволили провести анализ специальной литературы по исследуемой теме; системно-деятельностный, структурно-функциональный анализ применялись при характеристике досуговой деятельности как самостоятельного направления в системе деятельности библиотеки.
Исследование проводилось на базе
1.Интеллектуальная игра в практике современного библиотечного обслуживания
Игра в жизни человека выполняет ряд очень важных функций, таких как:
-
социокультурное назначение (игра – средство социализации личности: усвоения знаний, духовных ценностей и норм); -
межличностная коммуникация (моделирование различных ситуаций жизни, поиск выход из конфликтов, обучение навыков взаимодействия в социуме); -
функция самореализации человека (игра важна как сфера реализации себя как личности, поэтому сам процесс игры имеет большее значение, чем её результат или достижение какой-либо цели); -
диагностическая функция (человек ведёт себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество), игра сама по себе это особое «поле самовыражения»); -
терапевтическая функция (игра используется для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении); -
коррекционная функция (игры объединяют, помогают справиться с критическими ситуациями, способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением); -
развлекательная функция (создание определённого комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости, возможность свободы в проявлении фантазии).
Все эти функции приемлемы в библиотечном обслуживании.
В просветительской работе с населением используются разные виды игр: ролевые, обучающие, интеллектуальные, спортивные, народные и др.
В последнее время один из видов игр — интеллектуальные игры — приобрели особую популярность. Объясняется это тем, что, с одной стороны, азарт и страсть к игре, желание продемонстрировать свой интеллект людям был присущ всегда; с другой стороны — растёт значимость культурного досуга: приятно получить удовольствие, проведя несколько часов за игрой, общаясь с друзьями, и узнать что-то новое; и, наконец, третье – они легко доступны, в них можно играть как компанией, так и одному, выполняя различные задания. Повлияло на развитие популярности интеллектуальных игр и телевидение — телевикторины, игры по типу «Колесо чудес», «Как стать миллионером» и другие востребованы зрителями.
По данным опроса россиян об интеллектуальных играх, проведённого Всероссийским центром изучения общественного мнения 20 июля 2021 года в топ пяти известных населению игр вошли шахматы и шашки (25%, 36% среди мужчин, 38-41% среди молодёжи, 38% среди активных потребителей интернета), викторина «Что? Где? Когда?» (17%, 22% среди 34-44-летних, по 21% среди активных телезрителей и жителей Центрального федерального округа и граждан, находящихся в хорошем материальном положении), карточные игры (например, в дурака, покер, преферанс, 7%, по 12% среди 18-24-летних, жителей СевероЗападного и Дальневосточного федерального округов, 10% среди мужчин), а также викторина «Своя игра» и нарды (по 6%).