Файл: Курсовая работа по дисциплине Библиотечноинформационное обслуживание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 290

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Играют в интеллектуальные игры 39% опрошенных россиян, при этом 5% играют в них практически ежедневно, 10% играют несколько раз в неделю, 9% – несколько раз в месяц, а 15% – лишь эпизодически; 61% опрошенных ответили, что не играют в интеллектуальные игры. Чаще других играют в интеллектуальные игры молодые люди (60-61%), 56% активных пользователей интернета, 53% жителей Москвы и Санкт-Петербурга [7, с. 31].

Для библиотек наиболее значимыми и приемлемыми являются игры, в основу которых положены произведения художественной литературы.

Цели использования интеллектуальных интерактивных в работе библиотеки:

  • расширить спектр активных форм руководства чтением;

  • разнообразить формы подачи библиотечного материала;

  • стимулировать потребность в самореализации, самовыражении;

  • учить общаться, развиваться интеллектуально;

  • развивать познавательный интерес, выявлять лучших читателей.

Игры в настоящее время занимают зна­чительное место в современной социо­культурной деятельности библиотек. В наибольшей степени различные игровые методики применяются в информацион­ном обслуживании, просветительских и образовательных программах, при органи­зации коммуникативных площадок для подростков и молодежи.

Особенностью подростковой и моло­дежной аудитории является ее готовность освободиться от обыденных и традицион­ных представлений, искать новые ассо­циации, строить новые отношения. Во многом это связано с формированием ак­тивной жизненной позиции, самоопреде­лением, осознанием собственной значимо­сти [6, с. 62]. Использование игровых техноло­гий в работе библиотеки дает возможность сделать общение интересным и позитив­ным, представить библиотечное простран­ство в качестве площадки активного ин­теллектуального общения.

Одной из актуальных форм организации творческого взаимодействия библиотеки и молодежи является организация игровых зон в библиотеках, создание игротеки.

Игротека – это специальным образом организованное пространство, собираю­щее любителей настольных, интеллекту­альных, ролевых, деловых игр, квестов. В работе молодежной игротеки применяется несколько видов игр:

  • Интеллектуальные игры. Разнооб­разные игры по принципу популярных те­леигр «Что? Где? Когда?», «Познай себя», «Умники и умницы», «Своя игра», осно­вой для которых служат знания из области литературы, устного народного творчест­ва, языкознания и культуры речи, а также точных наук, истории и естествознания. Для опытных игроков организуются ин­теллектуальные турниры. При проведении литературных вечеров, встреч, бесед в ка­честве форм развития познавательных на­выков используются элементы интеллек­туальных игр - кроссворды, ребусы, шара­ды. При знакомстве подростков и молоде­жи с различными видами интеллектуаль­ных игр зачастую возникает необходи­мость в проведении мастер-классов и тре­нингов по обучению различным играм, техникам повышения интеллекта, урокам по технике чтения и запоминания.


Так, специалистами библиоте­ки были разработаны варианты игр «Литературная интуиция» в тематике детектив­ного жанра русской и зарубежной литера­туры. Цель игры – расширение кругозора, повышение интереса к чтению лучших об­разцов художественной литературы детек­тивного жанра. Интерес к игре основан на аналогии правил игры с популярными иг­рами в стиле «Интуиция» и «Крокодил». Задача игроков - угадать авторов или ге­роев известных детективных произведений по описанию. Игра позволяет активно за­действовать большую аудиторию участни­ков мероприятий. Результатом проведен­ных служит возросший спрос к чтению детективных произведений как современ­ных авторов (норвежский, шведский, японский детектив), так и классического детектива (английский, французский, аме­риканский).

  • Настольные игры. Основным пре­имуществом настольных игр является то, что для их проведения не требуется ни оборудование специальных игровых пло­щадок (достаточно просто стола), ни нали­чие сложного инвентаря (игры обычно уже укомплектованы всем необходимым: кар­точками, фишками, игровыми кубиками). Игры могут приобретаться библиотекой, их могут предоставлять специализирован­ные магазины (для рекламы собственной продукции), игра может быть собственно­стью одного из игроков или приобретаться членами игрового клуба вскладчину. В ка­честве интеллектуальных могут быть ис­пользованы и такие популярные игры, как шахматы, шашки, домино, го, маджонг и пр.

Настольные игры являются неотъемле­мой частью творческих площадок ежегод­ной акции Библионочь. Так, игровая пло­щадка Библионочи-2017 года объединила около десятка молодых людей, собрав­шихся вокруг стола с популярной игрой «Мафия». Эта игра в большой степени по­зволяет не только проявить свои навыки и знания в различных видах деятельности, но и расширить круг общения. Чаще всего эта игра объединяет ранее не знакомых друг с другом людей, а поведение в игре позволяет во многом судить о личных ка­чествах игроков.

  • Тренинги и деловые игры. Основной целью тренингов, проводимых в библио­теке, является необходимость межлично­стных коммуникаций современной моло­дежи, которая большую часть свободного времени проводит в виртуальной среде. Большой популярностью пользуются групповые тренинги на общение, сплоче­ние, межкультурную коммуникацию. Осо­бый интерес молодежь проявляет к тре- нинг-программам и деловым играм по профориентации, которые позволяют оп­ределить профессиональные способности, скорректировать пути профессионального самоопределения.


Как правило, тренинговые программы, проводимые в библиотеке, рассчитаны на уже сфор­мировавшуюся группу молодежи – стар­шеклассников, студентов. Особой попу­лярностью у молодежи пользуются тре­нинги по межличностной коммуникации. Цель тренингов - выработать позицию мо­лодежи по отношению к другим людям (инвалидам, представителям иной нацио­нальности, религии, людям другой про­фессии и т.п.). По оценкам участников проведенных тренингов, их главная цен­ность видится в возможности «проиграть» реальные ситуации, посмотреть на себя со стороны, получить навыки бесконфликт­ного преодоления сложных ситуаций.

  • Библио-квесты. В последнее время библио-квесты стали очень популярными в библиотеках. Они привлекают подрост­ков и молодежь возможностью проявить свои интеллектуальные способности, зна­ние литературы, вызывают позитивные эмоции, учат работать в команде. Главным в библио-квесте должна быть книга, имен­но она определяет сюжет игры, становится темой для различных заданий, побуждает, преодолев различные препятствия, прийти к определенной цели. Обычно квесты - это командные игры-соревнования, где тради­ционно чередуются активные и интеллек­туальные задания.

Наиболее удачными квестами, создан­ными сотрудниками библиотеки, следует считать краевед­ческий квест «С днем рождения, Родной край» (велопробег), квест «Мала­хитовая лужа» (по роману «Двенадцать стульев»), «Шерлок-квест» (по мотивам детективных рассказов А. Конан-Дойла). Главная цель квестов – интеллектуальное развлечение и объединение молодежи. Квест позволяет вспомнить любимые ли­тературные произведения или историче­ские факты, проявить свои знания в поис­ковых заданиях, активно передвигаться в пространстве библиотеки или города. Ито­ги квестов - расширение читательской ау­дитории библиотеки, обращение молодежи к более тщательному изучению произве­дений, фактов из истории города, развитие дружбы и сотрудничества между участни­ками квеста.

В подготовке и проведении интеллектуальных игр нет ничего сложного, но некоторые факторы нужно учесть: количество игроков в команде, сколько всего команд (участников) участвуют в игре, как будут задаваться вопросы: по очереди, одновременно или по принципу жребия; какое количество времени даётся игроку на подготовку ответа, как участники игры будут демонстрировать готовность к ответу.


Несмотря на множество видов интеллектуальных игр, существуют общие для них правила подготовки вопросов:

  • особое внимание необходимо обращать на корректную формулировку вопросов;

  • вопрос должен быть логичным, чётким, доступным, соответствовать возрасту игроков;

  • вопрос должен соответствовать теме игры, её сюжету;

  • если необходимо угадать слово, то искомое существительное должно быть в именительном падеже, едином числе, глагол — в неопределённой форме, прилагательное – в именительном падеже, мужском роде, единственном числе;

  • вопросы не должны быть слишком сложными или слишком лёгкими, узко специфичными, состоящими из нескольких моментов, требующих перечисления. Если игра, состоит из нескольких туров, вопросы подбирают постепенно, усложняя их от тура к туру;

  • задаваемые вопросы не должны быть сухим и заумным материалом. Желательно, чтобы они были интересными, чтобы они несли в себе какую-то новую информацию, запоминались;

  • использование игровых атрибутов: колеса, рулетки, волчка, чёрного ящика, жеребьёвки помогут в создании интриги, повышении интереса к игре;

  • игра не должна быть слишком затянутой [13, с. 64]:.

Обозначим, что игротека – один из дей­ственных способов библиотеки заявить о себе как открытом пространстве для об­щения, творчества, отдыха. При этом рас­ширяется зона влияния библиотеки на со­циально-культурное пространство в це­лом: создаются новые зоны неформально­го досуга, появляется реальная возмож­ность для установления дружеских связей между молодежью в процессе игры, про­исходит процесс творческой разгрузки, предоставляется возможность активно от­дохнуть.

Таким образом, имеющийся опыт позволяет утвер­ждать, что использование творческих, иг­ровых форм для расширения читательской аудитории и внедрения новых активных форм работы с детской и молодежной ау­диторией стала реальностью для многих библиотек. Именно в библиотеках игра рассматривается как вид социализации личности, позволяющая находить принци­пиальное решение для многих возрастных проблем. Глубокое взаимопроникновение игры и реальности обеспечивает эффек­тивность применения на практике игровых методов и технологий, что позволяет сформировать навыки креативного мыш­ления, решать многие другие задачи ин­формационно-библиотечной и просвети­тельской деятельности библиотек.