Файл: Курсовая работа по дисциплине Библиотечноинформационное обслуживание.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 290
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Играют в интеллектуальные игры 39% опрошенных россиян, при этом 5% играют в них практически ежедневно, 10% играют несколько раз в неделю, 9% – несколько раз в месяц, а 15% – лишь эпизодически; 61% опрошенных ответили, что не играют в интеллектуальные игры. Чаще других играют в интеллектуальные игры молодые люди (60-61%), 56% активных пользователей интернета, 53% жителей Москвы и Санкт-Петербурга [7, с. 31].
Для библиотек наиболее значимыми и приемлемыми являются игры, в основу которых положены произведения художественной литературы.
Цели использования интеллектуальных интерактивных в работе библиотеки:
-
расширить спектр активных форм руководства чтением; -
разнообразить формы подачи библиотечного материала; -
стимулировать потребность в самореализации, самовыражении; -
учить общаться, развиваться интеллектуально; -
развивать познавательный интерес, выявлять лучших читателей.
Игры в настоящее время занимают значительное место в современной социокультурной деятельности библиотек. В наибольшей степени различные игровые методики применяются в информационном обслуживании, просветительских и образовательных программах, при организации коммуникативных площадок для подростков и молодежи.
Особенностью подростковой и молодежной аудитории является ее готовность освободиться от обыденных и традиционных представлений, искать новые ассоциации, строить новые отношения. Во многом это связано с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости [6, с. 62]. Использование игровых технологий в работе библиотеки дает возможность сделать общение интересным и позитивным, представить библиотечное пространство в качестве площадки активного интеллектуального общения.
Одной из актуальных форм организации творческого взаимодействия библиотеки и молодежи является организация игровых зон в библиотеках, создание игротеки.
Игротека – это специальным образом организованное пространство, собирающее любителей настольных, интеллектуальных, ролевых, деловых игр, квестов. В работе молодежной игротеки применяется несколько видов игр:
-
Интеллектуальные игры. Разнообразные игры по принципу популярных телеигр «Что? Где? Когда?», «Познай себя», «Умники и умницы», «Своя игра», основой для которых служат знания из области литературы, устного народного творчества, языкознания и культуры речи, а также точных наук, истории и естествознания. Для опытных игроков организуются интеллектуальные турниры. При проведении литературных вечеров, встреч, бесед в качестве форм развития познавательных навыков используются элементы интеллектуальных игр - кроссворды, ребусы, шарады. При знакомстве подростков и молодежи с различными видами интеллектуальных игр зачастую возникает необходимость в проведении мастер-классов и тренингов по обучению различным играм, техникам повышения интеллекта, урокам по технике чтения и запоминания.
Так, специалистами библиотеки были разработаны варианты игр «Литературная интуиция» в тематике детективного жанра русской и зарубежной литературы. Цель игры – расширение кругозора, повышение интереса к чтению лучших образцов художественной литературы детективного жанра. Интерес к игре основан на аналогии правил игры с популярными играми в стиле «Интуиция» и «Крокодил». Задача игроков - угадать авторов или героев известных детективных произведений по описанию. Игра позволяет активно задействовать большую аудиторию участников мероприятий. Результатом проведенных служит возросший спрос к чтению детективных произведений как современных авторов (норвежский, шведский, японский детектив), так и классического детектива (английский, французский, американский).
-
Настольные игры. Основным преимуществом настольных игр является то, что для их проведения не требуется ни оборудование специальных игровых площадок (достаточно просто стола), ни наличие сложного инвентаря (игры обычно уже укомплектованы всем необходимым: карточками, фишками, игровыми кубиками). Игры могут приобретаться библиотекой, их могут предоставлять специализированные магазины (для рекламы собственной продукции), игра может быть собственностью одного из игроков или приобретаться членами игрового клуба вскладчину. В качестве интеллектуальных могут быть использованы и такие популярные игры, как шахматы, шашки, домино, го, маджонг и пр.
Настольные игры являются неотъемлемой частью творческих площадок ежегодной акции Библионочь. Так, игровая площадка Библионочи-2017 года объединила около десятка молодых людей, собравшихся вокруг стола с популярной игрой «Мафия». Эта игра в большой степени позволяет не только проявить свои навыки и знания в различных видах деятельности, но и расширить круг общения. Чаще всего эта игра объединяет ранее не знакомых друг с другом людей, а поведение в игре позволяет во многом судить о личных качествах игроков.
-
Тренинги и деловые игры. Основной целью тренингов, проводимых в библиотеке, является необходимость межличностных коммуникаций современной молодежи, которая большую часть свободного времени проводит в виртуальной среде. Большой популярностью пользуются групповые тренинги на общение, сплочение, межкультурную коммуникацию. Особый интерес молодежь проявляет к тре- нинг-программам и деловым играм по профориентации, которые позволяют определить профессиональные способности, скорректировать пути профессионального самоопределения.
Как правило, тренинговые программы, проводимые в библиотеке, рассчитаны на уже сформировавшуюся группу молодежи – старшеклассников, студентов. Особой популярностью у молодежи пользуются тренинги по межличностной коммуникации. Цель тренингов - выработать позицию молодежи по отношению к другим людям (инвалидам, представителям иной национальности, религии, людям другой профессии и т.п.). По оценкам участников проведенных тренингов, их главная ценность видится в возможности «проиграть» реальные ситуации, посмотреть на себя со стороны, получить навыки бесконфликтного преодоления сложных ситуаций.
-
Библио-квесты. В последнее время библио-квесты стали очень популярными в библиотеках. Они привлекают подростков и молодежь возможностью проявить свои интеллектуальные способности, знание литературы, вызывают позитивные эмоции, учат работать в команде. Главным в библио-квесте должна быть книга, именно она определяет сюжет игры, становится темой для различных заданий, побуждает, преодолев различные препятствия, прийти к определенной цели. Обычно квесты - это командные игры-соревнования, где традиционно чередуются активные и интеллектуальные задания.
Наиболее удачными квестами, созданными сотрудниками библиотеки, следует считать краеведческий квест «С днем рождения, Родной край» (велопробег), квест «Малахитовая лужа» (по роману «Двенадцать стульев»), «Шерлок-квест» (по мотивам детективных рассказов А. Конан-Дойла). Главная цель квестов – интеллектуальное развлечение и объединение молодежи. Квест позволяет вспомнить любимые литературные произведения или исторические факты, проявить свои знания в поисковых заданиях, активно передвигаться в пространстве библиотеки или города. Итоги квестов - расширение читательской аудитории библиотеки, обращение молодежи к более тщательному изучению произведений, фактов из истории города, развитие дружбы и сотрудничества между участниками квеста.
В подготовке и проведении интеллектуальных игр нет ничего сложного, но некоторые факторы нужно учесть: количество игроков в команде, сколько всего команд (участников) участвуют в игре, как будут задаваться вопросы: по очереди, одновременно или по принципу жребия; какое количество времени даётся игроку на подготовку ответа, как участники игры будут демонстрировать готовность к ответу.
Несмотря на множество видов интеллектуальных игр, существуют общие для них правила подготовки вопросов:
-
особое внимание необходимо обращать на корректную формулировку вопросов; -
вопрос должен быть логичным, чётким, доступным, соответствовать возрасту игроков; -
вопрос должен соответствовать теме игры, её сюжету; -
если необходимо угадать слово, то искомое существительное должно быть в именительном падеже, едином числе, глагол — в неопределённой форме, прилагательное – в именительном падеже, мужском роде, единственном числе; -
вопросы не должны быть слишком сложными или слишком лёгкими, узко специфичными, состоящими из нескольких моментов, требующих перечисления. Если игра, состоит из нескольких туров, вопросы подбирают постепенно, усложняя их от тура к туру; -
задаваемые вопросы не должны быть сухим и заумным материалом. Желательно, чтобы они были интересными, чтобы они несли в себе какую-то новую информацию, запоминались; -
использование игровых атрибутов: колеса, рулетки, волчка, чёрного ящика, жеребьёвки помогут в создании интриги, повышении интереса к игре; -
игра не должна быть слишком затянутой [13, с. 64]:.
Обозначим, что игротека – один из действенных способов библиотеки заявить о себе как открытом пространстве для общения, творчества, отдыха. При этом расширяется зона влияния библиотеки на социально-культурное пространство в целом: создаются новые зоны неформального досуга, появляется реальная возможность для установления дружеских связей между молодежью в процессе игры, происходит процесс творческой разгрузки, предоставляется возможность активно отдохнуть.
Таким образом, имеющийся опыт позволяет утверждать, что использование творческих, игровых форм для расширения читательской аудитории и внедрения новых активных форм работы с детской и молодежной аудиторией стала реальностью для многих библиотек. Именно в библиотеках игра рассматривается как вид социализации личности, позволяющая находить принципиальное решение для многих возрастных проблем. Глубокое взаимопроникновение игры и реальности обеспечивает эффективность применения на практике игровых методов и технологий, что позволяет сформировать навыки креативного мышления, решать многие другие задачи информационно-библиотечной и просветительской деятельности библиотек.