Файл: Диагностика результатов учебной деятельности обучающихся (с практикумом).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
16 (квадрат номер 22) Если число 54 делится на 9, поставьте галочку.
17 (квадрат номер 19) Если в слове «подарок» третья буква не «и», напишите сумму чисел 6 и 3.
18 (квадрат номер 23) Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте тире.
19 (квадрат номер 24) Напишите буквы «м», «к», «о». Букву «м» заключите в квадрат, букву «к» - в круг, букву «о» - в треугольник.
20 (квадрат номер 25) Напишите слово «салют». Обведите в круг согласные буквы.
Бланк для ответов
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
11. | 12. | 13. | 14. | 15. |
16. | 17. | 18. | 19. | 20. |
21. | 22. | 23. | 24. | 25. |
Для проведения исследования от экспериментатора требуется четкое произнесение задания и номера квадрата, поскольку номера заданий и квадратов на бланке не совпадают.
Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание. Нормы выполнения:
0-2 ошибки — высокая лабильность, хорошая способность к обучению;
3-4 — средняя лабильность;
5-7 — низкая обучаемость, трудности в переобучении;
больше 7 ошибок — малоуспешен в любой деятельности.
Методика не требует много времени для проведения исследования и обработки результатов, вместе с тем обладая высоким уровнем информативности и точности в прогнозировании успешности в обучении.
Ключ к методике «Интеллектуальная лабильность»
Методика «Кодирование»
(11-й субтест теста Д. Векслера в версии А.Ю. Панасюка)
Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.
Оцениваемые универсальные учебные действия: знаково-символические действия – кодирование (замещение; регулятивное действие контроля.)
Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа с детьми.
Описание задания: ребёнку предлагается в течение 2 минут осуществить кодирование, поставив в соответствие определённому изображению условный символ. Задание предполагает тренировочный этап (введение инструкции и совместную пробу с психологом). Далее предлагается продолжить выполнение задания, не допуская ошибок и как можно быстрее.
Критерии оценивания: количество допущенных при кодировании ошибок, число дополненных знаками объектов.
Уровни сформированности действия замещения:
1. Ребенок не понимает или плохо понимает инструкции. Выполняет задание правильно на тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Умение кодировать не сформировано.
2. Ребенок адекватно выполняет задание кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25 % от выполненного объема) либо работает крайне медленно.
3. Сформированность действия кодирования (замещения). Ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно. Количество ошибок незначительное.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Левая и правая стороны (Ж. Пиаже)
Цель: выявление уровнясформированностидействий, направленных научет позиции собеседника(партнера).
Возраст: предшкольная ступень(6,5 – 7 лет).
Форма (ситуация оценивания):индивидуальное обследование ребенка.
Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера) .
Метод оценивания: беседа.
Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, за- дают вопросы, на которые он должен ответить как словесно, так и в форме действия. Материал: два хорошо знакомых детям (чтобы не привлекать их внимание) пред- мета – например, монета и карандаш.
Инструкция:
-
Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую. -
Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую. (Эти вопросы ставятся взрослым, сидящим или стоящим лицом к лицу с ребенком.) Вариант: два ребенка ставятся спиной друг к другу. Не оборачиваясь, покажи левую руку одноклассника. Правую. Дотронься до его (ее) левой ноги. Правой. -
На столе перед ребенком монета и карандаш: монета с левой стороны от каран- даша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета? -
Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Ты видишь эту монету? Где она у меня, в левой или в правой руке? А карандаш?
Критерии оценивания:
-
понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на по- зицию других людей, отличную от собственной; -
соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зре- ния наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех пробах.
Среднийуровень: правильные ответы только в 1-й и 3-й пробах; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции, отлич- ной от своей.
Высокий уровень: на все вопросы во всех четырех пробах ребенок отвечает правиль- но, то есть учитывает отличия позиции другого человека.
Кто прав? (Г. Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных научет позиции собеседника (партнера).
Возраст: 10,5–11 лет.
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка.
Метод оценивания: беседа.
Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, дается по очереди текст трех заданий и задаются вопросы.
Материал: три карточки с текстом заданий.
Инструкция: Прочитай по очереди текст трех маленьких рассказов и ответь на по- ставленные вопросы.
Задание 1. Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!». А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!»
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем поду- мал Петя? Что Петя ответит каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?
Задание 2. После школы три подруги решили готовить уроки вместе. «Сначала решим задачи по математике», – сказала Наташа. «Нет, начать надо с упражнения по русскому языку», – предложила Катя. «А вот и нет, вначале надо выучить сти- хотворение», – возразила Ира.
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?
Задание 3. Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому его дню рождения. «Давай купим ему это
лото», – предложила Лена. «Нет, лучше подарить самокат», – возразила Аня.
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?
Критерииоценивания:
-
понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эго- центризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной; -
понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же пред- мета, понимание относительности оценок или подходов к выбору; -
учет разных мнений и умение обосновать собственное; -
учет разных потребностей и интересов.
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в 1-м задании) или выбора (2-е и 3-е задания); соответственно исключает возможность разных точек зрения: ребенок принимает сторону одного персонажа, считая иную позицию однозначно неправильной.
Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свои ответы.
Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать, обосновать свое собственное мнение.
Рукавичка (Г. Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Возраст: 6,5–7 лет.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, анализ результата.
Инструкция: Дети,