Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 270
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Основные показатели, характеризующие эффективность транспортной логистики на предприятии
Ключевые показатели эффективности логистики
Любая организация бизнеса, внедряя логистику и формируя соответствующую ее целям логистическую систему, прежде всего стремится оценить ее фактическую или потенциальную эффективность.
За время развития логистики в промышленно развитых странах сформировалась система показателей, в общем плане оценивающих ее эффективность и результативность, к которым обычно относятся:
–общие логистические издержки;
–качество логистического сервиса;
–продолжительность логистических циклов;
–производительность;
–возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру.
Эти показатели можно назвать ключевыми или комплексными показателями эффективности логистической системы. Они лежат в основе отчетных форм компаний и систем показателей логистических планов разных уровней. Существуют общепринятые процедуры сравнительной оценки фирм (бенчмаркинг) в области логистики на основе аналитических и экспертных методов, использующие указанные комплексные показатели.
Таким образом, ключевыми/комплексными показателями эффективности логистической системы называются основные измерители эффективности использования ресурсов в компании для сформированной логистической системы, в комплексе оценивающие результативность логистического менеджмента и являющиеся основой логистического планирования, учета и контроля.
Рассмотрим краткую характеристику комплексных показателей.
Общими логистическими издержками называются суммарные затраты, связанные с комплексом функционального логистического менеджмента и логистическим администрированием в логистической системе.
В составе общих логистических издержек можно выделить следующие основные группы затрат:
–затраты на выполнение логистических операций/функций (операционные, эксплуатационные логистические издержки);
–ущербы от логистических рисков;
–затраты на логистическое администрирование.
Большинство отчетных форм о выполнении логистического плана содержат показатели логистических издержек, сгруппированные по функциональным областям логистики, например издержки в материальном менеджменте, издержки на операции физического распределения и т.п., и внутри этих областей по логистическим функциям. Общепринятыми в западном бизнесе являются выделение и учет затрат на транспортировку, складирование, грузопереработку, управление запасами, управление заказами, информационно-компьютерную поддержку и т.п.
Часто для решения задач оптимизации структуры или управления в логистической системе в составе общих логистических издержек учитываются потери прибыли от замораживания (иммобилизации) продукции в запасах, а также ущерб от логистических рисков или низкого качества логистического сервиса. Этот ущерб обычно оценивается как возможное уменьшение объема продаж, сокращение доли рынка, потеря прибыли и т.п.
Анализ структуры логистических издержек в различных отраслях промышленности экономически развитых стран показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на:
–управление запасами (20-40%);
–транспортные расходы (15-35%);
–расходы на административно-управленческие функции (9-14%).
За последнее десятилетие заметен рост логистических издержек многих западных компаний на такие логистические функции, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, а также на логистическое администрирование.
1.3 Отечественный и зарубежный опыт развития системы транспортной логистики на предприятиях
За рубежом многие крупные транспортно-экспедиционные фирмы, такие как «Ryder», «Schenker», «Federal Express», «Leasnay», «TNT», «Bilspedition», «ASG» и другие, выполняют большое количество различных логистических операций и функций, стремясь захватить как можно большее количество или протяженность логистических каналов производителей, интегрируя логистические активности в территориальной зоне или по признаку продуктовой ориентации. Это позволяет фирмам-производителям ГП и грузоотправителям значительно сократить расходы, связанные с транспортировкой, грузопереработкой, хранением, улучшить качество логистического сервиса.
В США были проведены обследования деятельности транспортно-экспедиционных фирм, обслуживающих более 350 предприятий различных отраслей экономики. Оказалось, что около 70% предприятий предают функции по выполнению расчетов транспортно-экспедиционным фирмам. Складирование ГП и МР осуществляется для 22% предприятий. Выбор наиболее выгодного варианта доставки, согласование с перевозчиками применяемых тарифов производится для 22% клиентов; контроль за движением грузов - для 15% предприятий. Создание информационных систем для хранения и обработки логистических данных осуществляется для 13%, а организация электронного обмена данными с партнерами для 12% предприятий. Для 11% предприятий обеспечивается использование принадлежащих им парков подвижного состава, а для 7% -- производится контроль уровня их материальных запасов на складах.
Этот перечень услуг постоянно расширяется как в объемном, так и в качественном плане. Многие транспортно-экспедиционные фирмы, располагая крупными грузовыми терминалами, осуществляют долговременное складское хранение ГП производителей, а в ряде случаев выкупают продукцию, выполняя функции крупных оптовых торговых посредников. Интегрируя логистические активности, связанные с транспортировкой, складированием, хранением, грузопереработкой, консолидацией и продажей продукции, транспортно-экспедиционные фирмы по существу преобразуются в логистические фирмы (центры) или КФР, обеспечивая устойчивые рынки сбыта услуг, долговременную прибыль, а также снижая логистические затраты производителей ГП и улучшая качество логистического сервиса. Эти примеры наглядно демонстрируют тот факт, что интеграция логистических активностей во внешних ЛС является насущным требованием времени.
Например, всемирно известная транспортно-экспедиторская фирма -- корпорация TNT Express Worldwide, имеющая более 200 отделений во многих странах предлагает своим клиентам широкий спектр логистических услуг, включающий:
–управление логистическими цепями товаропроизводителей;
–многопользовательские складские комплексы и услуги по хранению, сортировке, грузопереработке;
–услуги по распределению ГП со специализированных дистрибутивных центров;
–логистические экологически чистые проекты;
–возврат товаров и ремонт транспортных средств;
–прямое пополнение производственных запасов производителей к началу рабочего дня;
–многопрофильное снабжение запасными частями.
Проблема выбора транспортно-экспедиционной фирмы (КФР) решается аналогично выбору перевозчика, однако с расширенным перечнем показателей качества экспедиторских услуг. Необходимо отметить, что транспортно-экспедиционное обслуживание клиентуры осуществляется в основном для мелкопартионных, тарно-штучных грузов, а также контейнеров и пакетов (паллетов). Крупногабаритные промышленные, строительные грузы, сырьевые материалы, зерновые и т.п. доставляются, как правило, по прямым договорам грузовладельца с перевозчиком.
К числу вспомогательных логистических партнеров по транспортировке (если экспедиторы не выполняют соответствующие функции самостоятельно) относятся страховые, охранные, информационные фирмы и компании, банки и другие финансовые учреждения, предприятия по грузопереработке, затариванию, упаковке, грузовые терминалы, а также специализированные агенты и брокеры. Системы критериев и показателей, а также процедуры выбора этих посредников чрезвычайно многообразны. Среди основных критериев выбора можно указать тарифы, надежность, финансовую устойчивость, комплексный характер сервиса и т.д.
2.анализ СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ В ООО «КОНСТАНТА-ТРЕЙД»
2.1. Организационно экономическая характеристика деятельности ООО «Константа-Трейд»
Компания ООО «Константа-Трейд», располагаемая по адресу: 614025, Пермский край, Пермь г., Россия, Бригадирская, 20 к. 1, предлагает экспертные решения в области комплексной логистики, включающей:
−организацию перевозок грузов;
−услуги грузовых транспортно-экспедиционных агентств;
−услуги по проверке счетов-фактур и предоставлению информации о фрахтовых ставках;
−услуги в получении и приемке грузов (включая местный завоз-вывоз и доставку);
−услуги агентов-экспедиторов по организации грузовых перевозок;
−услуги по экспедированию грузов (включая услуги по организации и осуществлению перевозок от имени грузоотправителя или грузополучателя);
Компания ООО «Константа-Трейд» осуществляет следующие дополнительные виды деятельности:
−техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
−предоставление прочих видов услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств;
−технический контроль автомобилей: периодический технический осмотр легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, автобусов и других автотранспортных средств.
За время своего существования ООО «Константа-Трейд» завоевала репутацию надежного партнера среди российских и международных компаний. Компания выросла вместе с разнообразием, масштабом и сложностью решаемых задач.
Основные экономические показатели деятельности предприятия ООО «Константа-Трейд» представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Основные экономические показатели ООО «Константа-Трейд»
Показатель | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | 2022г. к 2020г. | |
(+, -) | % | ||||
| 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Выручка от реализации продукции, тыс.руб. | 20890 | 20976 | 21509 | 619 | 2,96 |
2. Расходы по обычной деятельности, тыс.руб. | 17697 | 18650 | 19244 | 1547 | 8,74 |
3. Прочие расходы, тыс.руб. | 2810 | 2047 | 1993 | -817 | -29,07 |
4. Налоги на прибыль (доходы), тыс.руб. | 92 | 67 | 65 | -27 | -29,07 |
5. Чистая прибыль, тыс.руб. | 291 | 212 | 207 | -85 | -29,07 |
6. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.руб. | 118 | 271 | 455 | 337 | 285,59 |
7. Фондоотдача, руб./руб. (строка 1/ строка 6) | 177 | 77 | 47 | -130 | -73,30 |
8. Фондовооруженность, тыс.руб./чел. (строка 6/ строка 9) | 2 | 4 | 6 | 4 | 222,93 |
9. Среднесписочная численность, чел. | 67 | 73 | 80 | 13 | 19,40 |
10. Производительность труда, тыс.руб./чел. (строка 1/ строка 9) | 312 | 287 | 269 | -43 | -13,77 |
Уменьшение показателя фондоотдачи свидетельствует о неэффективности использования основных фондов. Наблюдается тенденция в сторону снижения показателя фондоотдачи активной части основных фондов. Фондоотдача активной части основных средств за период 2014-2016 гг. уменьшилась на 130 пп.
Фондовооруженность труда увеличилась за период на 4 пп. Данный факт свидетельствует, что уровень оснащенности труда основными средствами на конец отчетного периода увеличился. Дополнительно характеризует увеличение доли стоимости основных производственных фондов, приходящихся на каждого работающего, что рассматривается как положительный факт.
Проведем анализ платежеспособности компании ООО «Константа-Трейд». В таблице 3 рассмотрена динамика рентабельности анализируемого предприятия за отчетный период.
Таблица 3 – Динамика рентабельности ООО «Константа-Трейд»
Показатели | 2020 г | 2021 г | 2022 г | Изменения 2022г. к 2020 г., абсол. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Общий показатель рентабельности (прибыль (убыток) до налогообложения / выручка) | 1,83 | 1,33 | 1,26 | -0,57 |
Рентабельность продаж ( валовая прибыль / выручка) | 15,28 | 11,09 | 10,53 | -4,75 |
Рентабельность активов (чистая прибыль (убыток) / капитал) | 529,46 | 71,18 | 66,20 | -463,25 |
Рентабельность производства ( балансовая прибыль (убыток) / себестоимость) | 18,04 | 12,47 | 11,77 | -6,27 |
Как видно из таблицы 3, ООО «Константа-Трейд» является рентабельным предприятием. При этом наблюдается уменьшение показателя рентабельности производства. Это объясняется тем фактом, что за последние несколько лет на рынке значительно обострилась конкуренция на рынке предприятий.
Уменьшение общего показателя рентабельности предприятия ООО «Константа-Трейд» характеризует его как рентабельное и финансово стабильное предприятие.
Результаты анализа рентабельности, как правило, направлены на увеличение эффективности функционирования автомобильного транспорта по времени и производительности. При этом уменьшение себестоимости перевозок, обеспечение качественной улучшенной производительности труда относится к резервам роста рентабельности. Также стоит учесть, что это – предотвращение