Файл: Оглавление введение 3 Глава 1 Теоретические аспекты логистики складирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
показывает таблица, общий товарооборот продукции в 2020 г.

увеличился на 15,5% или на 14985 тыс.руб., а в 2021 г. темп роста составил — 16,5% или 18498 тыс. руб. Ежегодный рост товарооборота вызван постоянным расширением предлагаемого ассортимента товаров, а так же ростом цен на продукцию и расширением сбытовой сети компании.

Состав издержек обращения и их динамика представлены в Приложении 3

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Особенности складирования пищевой продукции в

АО МПБК «ОЧАКОВО»



Хранение и обработка различных товаров часто имеют свою особую специфику. Общий объем хранения на складах АО МПБК «ОЧАКОВО» составляет порядка 250 тыс. паллето-мест. Продукты питания хранятся для двух групп клиентов: для покупателей скоропортящейся продукции, а также торговых компаний и сетей. Складируется порядка 200 наименований товаров пищевой продукции, а количество наименований (артикулов) продовольственных товаров, предназначенных для торговых сетей, гораздо больше и может достигать 4 тыс. В сутки склад организации отгружает около 200 заказов.

Склад АО МПБК «ОЧАКОВО» специализируется на складировании сухой пищевой продукции, а также работает со скоропортящимися продуктами, такими, например, как молоко и кисломолочные продукты. Есть опыт хранения йогуртов и других кисломолочных продуктов при «положительном» холоде, то есть немного выше нуля градусов. Компания работает также с замороженной продукцией, которая хранится при температуре ниже 0°С, то есть в «отрицательном» холоде.

В технологическом плане существенно, что складские операции с продовольственными товарами, произведенными внутри страны, не требуют русификации, то есть печать и наклейки этикеток – на русском языке.

На рисунке 3 приведен план склада № 1 масложировой и молочной продукции АО МПБК «ОЧАКОВО»


Рис. 3. План склада масложировой и молочной продукции

АО МПБК «ОЧАКОВО»
Основные требования, предъявляемые к хранению пищевой продукции.

В первую очередь требуется поддержание необходимых температурных условий. Здание, где хранится продукция, должно относиться к категории А и соответствовать санитарным нормам, предъявляемым к данному классу складов. Нужно обеспечить необходимые условия хранения каждого вида продукции: чистоту, гигиену, температурный режим, иметь все разрешения от властей, например лицензию на хранение винно-водочной продукции. Хранение винно-водочной продукции также предполагает наличие сертификата системы ЕГАИС; согласование с пожарными службами и т. п.



Полы всех складских зданий имеют антипылевое покрытие. Продукцию со специфическим запахом и продукты питания нельзя держать вместе; хранение в одном помещении продуктов для людей и кормов для животных не допускается, поскольку последние отличаются сильным запахом. Существуют также и требования к технике, работающей на складе продовольствия. На погрузчиках, например, не должно быть шин, при изнашивании которых образуется каучуковая пыль.

Хранение продовольствия предполагает также обработку складских помещений от насекомых, грызунов и птиц, установку специальных аппаратов для устранения комаров и мушек, ловушек для крыс и мышей. Во избежание появления птиц здание склада оборудовано специальными отпугивателями.

Если, например, в помещении, где хранится шоколад, не уничтожать насекомых, то они могут проникнуть под упаковку и отложить яйца. Поврежденный личинками шоколад придется уничтожить. Более того, если работы по ликвидации инфекции не проводились с самого начала, она может поразить весь склад, в результате будет заражаться и вновь поступающая продукция. Личинки насекомых могут попасть в складское помещение и с завода, где груз был изготовлен, и с грузовика, на котором он был доставлен. Поэтому раз в год делается специальная обработка здания, препятствующая распространению вредных насекомых.

В части складирования алкогольной продукции применяются нормы хранения, которые диктуются законодательством, ими регулируется весь технологический процесс: от получения необходимых справок и сертификатов до определения перечня специального оборудования зоны хранения. Если речь идет об импортной продукции, то необходимо получение таможенной декларации.

В помещении для хранения шоколада требуется поддержание определенной температуры (16–18°С). За исключением температуры, каких-то особых различий в условиях хранения пищевых продуктов по сравнению, например, с хозяйственными товарами нет. В то же время необходимо отслеживать срок годности продукции, а также код партии. Благодаря этому коду облегчается контроль за движением товаров – в случае возникновения непредвиденных обстоятельств становится легче отозвать их из продажи. Делается это также для того, чтобы иметь возможность отследить движение продуктов по каждому лоту.

Очень важно постоянно контролировать срок годности изделий. Наиболее скоропортящимися являются кисломолочные продукты, их оборачиваемость очень высока – от нескольких дней до двух недель. Поэтому АО МПБК «ОЧАКОВО» постоянно информирует клиента о том, товары с какими сроками годности находятся на складе, и по его решению отгружает продукцию той или иной даты изготовления.
Если срок годности продукта будет истекать, клиент постарается быстрее его распродать.

Товар на склад принимается следующим образом. Сначала производится разгрузка, проверяется количество груза, целостность его упаковки. Затем в компьютерную программу вводят срок годности и номер партии, как правило, это делается с помощью радиотерминала. При поступлении на склад продукцию размещают на паллетах.

Технология отгрузки построена так, чтобы в первую очередь отгружалась продукция с меньшим сроком годности. В зависимости от требований клиентов продукция отгружается либо однородными паллетами, либо, при подготовке заказов, на сборных паллетах, а компьютерная система отслеживает все подборы заказов.

Заказы для торговых сетей формируют исходя из того, что на одной паллете должна находиться одна группа товаров. Например, заказ в группе «продукты питания для детей» должен быть сформирован на отдельной паллете. Такое размещение грузов рационально сразу с двух точек зрения: во-первых, оно удобно для распределения по отделам магазина и, во-вторых, учитывает группу товаров, поэтому работники склада знают, в какой зоне они будут работать (это обеспечивает также высокую производительность подборки заказов). Далее распечатывается и наклеивается на паллету этикетка, отражающая ее содержание. Потом идет отгрузка товара до тех пор, пока автомашина не будет загружена полностью.

Если речь идет о торговой сети, то при отгрузке каких-то особых требований нет, за исключением того, чтобы кузов грузовика, в который загружается продукция, был чистым и не имел запаха. Если товар должен перевозиться при низких температурах, используется рефрижераторный транспорт.

Приемка продуктов на склад, особенно алкоголя, – достаточно затратная по времени процедура. Нужно подготовить и отправить полный пакет документов, соответствующий каждой паллете, все документы требуется занести в ЕГАИС – официальную государственную программу. Но что-то все же можно и упростить. Если в магазин отправляется 60 коробок воды, а на паллете собственно и стоит 60 коробок продукции, то потребуется только один документ, который будет соответствовать этой паллете.

Существенно и то, что на складе продукцию не укладывают на одной паллете. В одну компанию поставляются йогурты только с одним сроком годности, например 15 июля, а во вторую – 20 июля, а в третью – 25-го. Клиенты сбрасывают заказ (артикулы и количество), а работники склада уже смотрят, куда поставить продукцию, но каждый раз дата ее годности должна быть более отдаленной, чем предыдущей поставки.


Для розницы отгрузка должна осуществляться строго по графику и в основном идет в ночное время. У торговых компаний зона приемки небольшая, они не могут хранить значительные запасы продовольственных товаров, поэтому паллеты обычно сразу направляют в торговый зал. При этом очень важны график поставок и учет их объемов. Еще одно требование – оптимизация объема товаров в грузовике для снижения логистических затрат. Транспортная составляющая становится сегодня все более и более высокой, топливо постоянно растет в цене, поэтому ритейлеры хотят оптимизировать пространство в кузове автомобиля.

Процесс приемки сухой продукции может задерживать нарушение упаковки. Пищевая продукция имеет большую оборачиваемость стока, груз постоянно передвигается, поэтому с сохранностью упаковки возникают некоторые проблемы. Если на паллете находится хотя бы одна поврежденная коробка, то приходится вскрывать эту паллету, снимать коробку и снова формировать паллету. К сожалению, это случается достаточно часто.

Еще один не очень приятный момент – это обработка поврежденного при транспортировке или на производстве груза. Если повреждение упаковки не сказывается на качестве продукта, то по распоряжению клиента можно осуществить операцию его переупаковки.

Если поступает какой-то вид продукции, который имеет много наружных повреждений, порчи, то склад информирует клиента о том, что продукция упакована недостаточно плотно и ему следует изменить упаковку.

Для хранения сыпучих продуктов в основном используются классические стеллажи. Высота этого оборудования зависит от типа здания и высоты паллет, а не от характера продукции. При хранении пищевой продукции значение приобретают высота паллеты и ее масса. Для легких грузов, таких как чипсы или картофельные хлопья, применяются высокие паллеты. Но паллеты с продукцией в стеклянной таре становятся очень тяжелыми, поэтому их высота ниже. Тяжести складируются на более низких ярусах, и здесь помогает компьютерная система, которая сама подсказывает место размещения паллеты в зависимости от ее высоты и массы.

Также на складе АО МПБК «ОЧАКОВО» используется кросс-докинг для торговых сетей, где много поставщиков и для скоропортящейся продукции. Есть два отдельных потока: поток – вход на склад и поток кросс-докинга, когда товары находятся в его зоне не более 48 часов. Для этого имеется специально оборудованная площадка. В течение дня продукция разбивается на партии доставок, а вечером отгружается. Склад получает паллету с продукцией от поставщика, она распределяется по магазинам и после составления партий отвозится в зону отгрузки и отправляется. От поставщиков продукция выгружается с трейлеров, а забирают ее грузовые машины меньших размеров, поскольку ее дистрибуция идет уже более мелкими партиями.