Файл: Основная образовательная программа начального общего образования сош проект (нумерация разделов, подразделов дана в черновом.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 505
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык».
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение».
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык».
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке».
156. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Иностранный (английский) язык».
158. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Иностранный (французский) язык».
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Математика».
. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир».
164. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство».
165. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Музыка».
166. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Технология».
167. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура».
167.4. Учебный предмет «Физическая культура». Модули по видам спорта.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
98.5.2. Программа по литературному чтению на родном (русском) языке разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования. Программа по литературному чтению на родном (русском) языке направлена на оказание методической помощи образовательным организациям
и учителю и позволит:
реализовать в процессе преподавания учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования;
определить и структурировать планируемые результаты обучения
и содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО;
разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса, используя рекомендованное примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов/тем курса.
98.5.3. Содержание федеральной программы по литературному чтению на родном (русском) языке направлено на достижение результатов освоения программы начального общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа по литературному чтению на родном (русском) языке ориентирована на сопровождение курса литературного чтения, входящего
в образовательную область «Русский язык и литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на родном (русском) языке в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику. Федеральная программа по литературному чтению на родном (русском) языке направлена на формирование понимания места и роли литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении
и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей, понимания роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации, на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации. В основу содержания федеральной программы по литературному чтению на родном (русском) языке положена идея
о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании обучающихся.
98.5.4. Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются:
воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;
включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа
и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям
своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры;
развитие читательских умений.
98.5.5. Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества;
воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа, формирование у обучающегося интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отражённых в родной литературе;
обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
формирование потребности в постоянном чтении для развития личности,
для речевого самосовершенствования;
совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание
и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.
98.5.6. В программе по литературному чтению на родном (русском) языке представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской литературы, взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа. Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке»
не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иной родной язык и иную родную литературу, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» направлен на расширение литературного и культурного кругозора обучающихся, произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения обучающихся, позволяют обеспечить знакомство обучающихся с ключевыми для национального сознания
и русской культуры понятиями. Предложенные обучающимся для чтения
и изучения произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и другие).
98.5.8. В программе по литературному чтению на родном (русском) языке специфика курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» реализована благодаря:
отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского детства: особенности воспитания ребёнка в семье, его взаимоотношений
со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия ребёнком окружающего мира;
расширенному историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена, отстоящие от современности, такой комментарий позволяет современному обучающемуся лучше понять особенности истории и культуры народа, а также содержание произведений русской литературы.
Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» способствует обогащению речи обучающихся, развитию их речевой культуры и коммуникативных умений.
98.5.9. При определении содержания предмета «Литературное чтение
на родном (русском) языке» в центре внимания находятся:
98.5.9.1. Важные для национального сознания концепты, существующие
в культурном пространстве на протяжении длительного времени – вплоть
до современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть). Работа с этими ключевыми понятиями происходит на материале доступных для восприятия обучающихся в начальной школе произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры. Знакомство с этими произведениями помогает обучающимся понять ценности национальной культурной традиции, ключевые понятия русской культуры.
98.5.9.2. Интересы обучающегося: главными героями значительного количества произведений выступают сверстники обучающегося, через их восприятие обучающиеся открывают для себя представленные в программе
по литературному чтению на родном (русском) языке культурно-исторические понятия. В программу по литературному чтению на родном (русском) языке включены произведения, которые представляют мир детства в разные эпохи, показывают пути взросления, становления характера, формирования нравственных ориентиров, отбор произведений позволяет обучающемуся глазами сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические периоды. В программе
по литературному чтению на родном (русском) языке представлено значительное количество произведений современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы, эти произведения близки и понятны современному обучающемуся.
98.5.9.3. Произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства, что позволяет представить обучающимся диалог искусств
в русской культуре.
98.5.10. В соответствии с целями изучения предмета «Литературное чтение
на родном (русском) языке» и принципами построения курса содержание каждого класса включает два основных раздела: «Мир детства» и «Россия – Родина моя».
В каждом разделе выделены тематические подразделы, например, в первом разделе: «Я взрослею», «Я и моя семья», «Я и книги» и др., во втором: «Люди земли Русской», «О родной природе». Произведения каждого раздела находятся друг
с другом в отношениях диалога, что позволяет обнаружить существование традиции во времени (традиционность формы произведения, темы или проблемы).
98.5.11. Программа по литературному чтению на родном (русском) языке предусматривает выбор произведений из предложенного списка в соответствии
с уровнем подготовки обучающихся, а также вариативный компонент содержания курса, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение
к литературе народов России в целях выявления национально-специфического
и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Произведения региональных авторов учителя могут включать в рабочие программы по своему выбору и с учётом национально-культурной специфики региона.
98.5.12. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (русском) языке – 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю),
в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).
98.6. Содержание обучения в 1 классе. (33 ч).
98.6.1. Раздел 1. Мир детства (24 ч).
98.6.1.1. Я и книги (7 ч).
Не красна книга письмом, красна умом.
Произведения, отражающие первые шаги в чтении. Например:
С.А. Баруздин. «Самое простое дело».
Л.В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).
Н.Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).
98.6.1.2. Я взрослею (9 ч).
98.6.1.2.1. Без друга в жизни туго.
Пословицы о дружбе.
Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например:
Н.К. Абрамцева. «Цветы и зеркало».
И.А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент).
С.Л. Прокофьева. «Самый большой друг».
98.6.1.2.2. Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
Пословицы о правде и честности.
Произведения, отражающие традиционные представления о честности
как нравственном ориентире. Например:
В.А. Осеева. «Почему?».
Л.Н. Толстой. «Лгун».
98.6.1.3. Я фантазирую и мечтаю (6 ч).
Необычное в обычном.
Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии окружающего мира. Например:
С.А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).
В.В. Лунин. «Я видела чудо».
М.М. Пришвин. «Осинкам холодно».
А.С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры».
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
98.6.2. Раздел 2. Россия – Родина моя (9 ч).
98.6.2.1. Что мы Родиной зовём (3 ч).
С чего начинается Родина?
Произведения, отражающие многогранность понятия «Родина». Например:
Ф.П. Савинов. «Родное» (фрагмент).
П.А. Синявский. «Рисунок».
К.Д. Ушинский. «Наше Отечество».
98.6.2.2. О родной природе (4 ч).
Сколько же в небе всего происходит.
Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звёздах, облаках, отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках.