Файл: Портфолио о. 02. 01 Речевые практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.








Раздел 4

Тезаурус


  1. Аннотация — краткая характеристика произведения печати с точки зрения его содержания, оформления, направленности и т.д.

  2. Аудитория — это разновидность социально-психологической группы, т.е. объединение некоторого числа людей, согласованно взаимодействующих относительно продолжительное время на основе общих ценностей и непосредственно влияющих друг на друга в конкретных условиях места и времени

  3. Богатая речь — речь человека, обладающего обширным словарным запасом, умеющего соединять слова, придавая им при этом различные смысловые оттенки, владеющего всем разнообразием синтаксических конструкций и умело использующего все возможности интонации в устной речи.

  4. Вопрос — одна из логических форм, включающая в себя две части: исходную информацию, которая называется базисом, или предпосылкой вопроса; указание на ее недостаточность и необходимость дальнейшего дополнения и расширения знаний.

  5. Выразительная речь — речь, которая своим построением, а также отбором содержания и языковых средств привлекает и поддерживает внимание и интерес слушателей, воздействует не только на их ум, но и на эмоции.

  6. Гибкость чтения — умение читать с разной скоростью и разными способами в зависимости от речевой ситуации.

  7. Говорение — продуктивный вид речевой деятельности, направленный на создание устного высказывания.

  8. Грамматические нормы — нормы, определяющие правила образования слов и форм слов; правила употребления частей речи и их форм; правила построения синтаксических конструкций.

  9. Диалект — разновидность общенародного языка, употребляемая сравнительно ограниченным числом людей, связанных общностью территориальной, социальной, профессиональной.

  10. Диалог — разновидность речи, которая характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих и непосредственной связью этих высказываний с ситуацией.

  11. Изучающее чтение — чтение, основной целью которого является максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации, когда обращается внимание на детали, производится мысленный анализ и оценка прочитанного.

  12. Конспект — это краткая запись содержания прочитанного.

  13. Культура речи — это прикладной раздел лингвистики, предметом изучения которого являются речь правильная, речь коммуникативно целесообразная и речь этически корректная.

  14. Лексические нормы — нормы, определяющие правила употребления слов в соответствии с их лексическим значением и правила сочетания слов в речи.

  15. Литературный язык — это нормализированный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа, язык художественной литературы, публицистических произведений, периодической печати, радио, театра, науки, государственных учреждений, школы и т.д.

  16. Логичная речь — речь, в которой ясно и правильно выражена связь слов в предложении и связь отдельных высказываний в составе текста.

  17. Лекция – устное, публичное монологическое изложение учебного материала теоретического характера.

  18. Монолог — речь одного человека, не рассчитанная на немедленную реакцию другого лица. Роли участников общения при монологе относительно устойчивы: один продолжительное время говорит, другой (или другие) слушают.

  19. Морфема — минимальная значимая единица языка. Она имеет значение, но самостоятельно употребляться не может.

  20. Мотивированный признак – это признак, положенный в основу названия термина.

  21. Ознакомительное чтение — это чтение с общим охватом содержания.

  22. Официальная, или деловая беседа — устный контакт между партнерами, связанными профессиональными или деловыми интересами.

  23. Перефразирование — передача говорящему его же высказывания, но в другой форме, чтобы он смог оценить, правильно ли его поняли.

  24. Просмотровое чтение — чтение, основные цели которого — получить самое общее представление о тексте (книге) или найти определенную информацию, слово, цитату и т.д.

  25. Реферат — краткое изложение содержания статьи (книги). Цель реферата — дать представление о характере освещаемой работы, определить степень необходимости обращения к оригиналу. Содержание исходного текста должно излагаться объективно, в реферате нет места субъективным взглядам референта, его оценочным суждениям.

  26. Речь — это конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или письменной форме.

  27. Стилистические нормы — нормы, определяющие выбор языковых средств в соответствии со стилем речи.

  28. Термины — слова или словосочетания, обозначающие специальные понятия в определенной области знания или профессиональной деятельности. Основная функция терминов — это функция логически точного определения (дефинирования) специального понятия.

  29. Чтение — рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие письменного высказывания.

  30. Язык — это система знаков, которая принята в данном языковом коллективе и которой обязан подчиняться в речи каждый из членов этого коллектива.