Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 752
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Институт подсудности в Российской Федерации
1.1 Понятие и характеристика подсудности в уголовном судопроизводстве
1.2 Общая характеристика видов подсудности уголовных дел
2 Подсудность уголовных дел кассационным судам общей юрисдикции и кассационному военному суду
2.1 Особенности возбуждения уголовных дел, подсудных мировым судьям
Укажем, что современный уголовный законодатель изменил подсудность дел, которая прописывалась в УПК РСФСР. Так, введение в 1998 году институт мировых судей – ключевое основание, помогающее перераспределить компетенцию между судами.8
Мировые судьи – это судьи общей юрисдикции субъектов Федерации, следовательно, региональное законодательство определяет их деятельность. Но между тем законодатель указывает, что мировые судьи – это часть судебной системы, полноценные носители власти, которые от имени Российской Федерации принимают судебные постановления.
Кроме того, мировые судьи наравне с федеральными судьями имеют следующие гарантии:
-социальная защита;
-материальное обеспечение;
-неприкосновенность;
-независимость.
Мировые судья – это часть судебной системы, следовательно, все решения, которые они принимают, могут быть обжалованы (надзорный, кассационный и апелляционный порядок)9. Однако мировые судьи в отличие от федеральных не имеют права выносить решения, которые идут в разрез со ст. 22, 23, 25 Конституции РФ, то есть ущемляют права и свободы граждан. Подобное положение прописано в ст. 3 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации».
Также если брать за основу отраслевое законодательство, то мировые судьи не могут реализовывать деятельность, которая разрешена судам общей юрисдикции. Другими словами, они в порядке новых или вновь открывшихся обстоятельств не имеют права по уголовным делам пересматривать свои постановления.
Важно заметить, что мировые судьи в качестве представителей судебной власти имеют ограничения в компетенции и правовом положении в основном по нескольким причинам, а именно:
-государственное устройство нашей страны и ее особенности;
-двойственное положение мировых судей;
-факт того, что мировые судьи – это все-таки не федеральные судьи
По моему мнению, чтобы в правосудии роль мировых судей не принижалась, необходимо их полномочия существенно расширить. В качестве основных можно добавить:
-вынесение судебных решений, которые будут ущемлять у граждан права и свободы;
- по делам, подсудным мировым судьям проверка законности решений и действий должностных лиц предварительного следствия и органов дознания
Подобные полномочия можно объяснить тем, что мировые судьи точно также как федеральные судьи имеют одинаковые требования к образованию и возрасту.
Далее отметим, что мировыми судьями являются суды субъектов Федерации, следовательно, они судьи субъектов Федерации. В связи с этим юридическая литература делает акцент на том, что законодатель рассматривает мировых судей с двух неравнозначных стороны: как звено судебной системы и как физических лиц, которые обладают конкретным статусом10.
Таким образом, мировые судьи – это судьи общей юрисдикции. Иными словами, они являются теми судьями, которые разрешают и рассматривают следующие дела:
-административные;
-уголовные;
-гражданские
Более того мировые судья – это часть судебной системы, следовательно, все решения, которые они принимают, могут быть обжалованы (надзорный, кассационный и апелляционный порядок).
Если говорить о районных судах, то они наделены полномочиями рассматривать все уголовные дела.
Однако выделяются все-таки некоторые ограничения:
- уголовные дела, которые должны рассматриваться мировым судом;
- уголовные дела, подсудным Верховному или областным судам субъектов РФ.
В настоящее время Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей, суды автономных областей, окружные (флотские) военные суды, обладают следующей подсудностью:
1) Рассмотрение уголовных дел, предусмотренных ч. 2 ст. 105, ч.5 ст. 131-132, ч.6 ст. 134, ч.5 ст. 228.1, ч.4 ст. 229.1, ст.277, ч.3 ст. 281, 295, 317, 357 УК РФ.
Исключение составляют уголовные дела, где обвиняемый – несовершеннолетнее лицо, а также уголовные дела, где высшей мерой наказания не будут являться смертная казнь или пожизненное лишение свободы.
2) Уголовные дела, которые возбуждаются против следующих лиц:
- члены СФ;
- депутаты ГД;
- федеральные судьи;
- мировые судьи;
- конституционные судьи субъектов РФ.
3) Уголовные дела, в которых имеется государственная тайна.
Рассматривая гарнизонные военные суды, то они занимаются рассмотрением уголовных дел о преступлениях, которые совершают военнослужащие и лица, которые находятся на военных сборах. В качестве исключения выделяются уголовные дела, которые должны рассматриваться вышестоящими военными судами.
Между тем в компетенцию окружных (флотских) военных судов входит рассмотрение уголовных дел, предусмотренных ч. 3 статьи о преступлениях, которые совершают военнослужащие и лица, которые находятся на военных сборах. Также им разрешено рассматривать уголовные дела, которые на основе ч.4 и 7 ст. 35 УПК РФ, им передаются.
В настоящее время в военных судах подсудность можно определить, таким образом, как:
1) 1-й Восточный окружной военный суд, 2-ой Западный окружной военный суд, Центральный окружной военный суд и Южный окружной военный суд обладают следующей подсудностью по уголовным делам:
- ч.3 и 6 ст. 35 УПК РФ;
- ч.1-5 ст. 205, 206, ч.4 ст. 211, 361 УК РФ;
- если имеется террористическая деятельность, то по ст. 277-279 и 360 УК РФ;
- при наличии отягчающих обстоятельств по п. «р» ч.1 ст. 63 УК РФ.
Кроме того, военный суд должен заниматься рассмотрением преступлении, которые совершает группа лиц, группа лиц, имеющая предварительный сговор, организованные группы и преступные сообщества, если хотя бы один участник подсуден военному суду.
Отметим, что дислоцирование военных судов распространено и за пределами нашей стране, в тех случаях, которые указывает федеральный конституционный закон, беря за основу положения УПК РФ.
Кроме того, районные и военные суды специальных уровней наделены право принимать решения, беря за основу ч.2-3 ст. 29 УПК РФ, в уголовных делах на стадиях досудебных производств.
Если же гражданские иск, вытекают из уголовных дел, то за основу берется подсудность уголовных дел, в которых он предъявляется.
Важно отметить, что высшим судебным органом (высшим звеном) по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции считается Верховный Суд Российской Федерации. Именно он дает разъяснения по вопросам судебной практики и осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции.
Вместе с тем военные суды, которые осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба также входят в систему судов общей юрисдикции. В связи с этим именно данные суды обладают подсудностью по делам, которые имеют особую сложность или особое общественное значение. При этом на основе ст. 38 УПК РФ принять производство по делам они могут по следующим инициативам:
- собственная инициатива;
- Генеральный прокурор РФ или его заместители.
Между тем делами, которые имеют особую сложность или особое общественное значение, могут быть признаны такие как:
- особо опасные преступления, которые совершаются на территориях разных субъектов РФ;
- дела, которые были рассмотрены неоднократно, но правильно разрешены быть не смогли.
В настоящее время вопрос о принятии дел к производству в Верховный Суд РФ могут решать лица, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1 – Лица, имеющие право принять дело к производству в Верховный Суд РФ
Если рассматривать уголовные дела, на основе места преступления, то здесь на первый план выходит местный (территориальный) признак. В этом случае подсудность разграничивают между судами, которые входят в одно и то же звено судебной системе. Ярким примером является районный народный суд11.
Как правило, когда дело рассматривается в судах тех районов, где преступление было совершено, достаточно логично и правильно, так как чаще всего все его участники проживают на данной местности. Более суды осведомлены о местных условиях, нюансах и обстоятельствах, которые могут быть учтены ими при оглашении приговора. Более того в таких судах судебные разбирательства приобретут наибольший эффект в воспитательном и предупредительном смысле.
Однако бывают случаи, что определить место преступления возможности нет. В таких обстоятельствах район выбирается на основании того, где правоохранительные органы закончили одно из следующих действий:
- предварительные следствия;
- производство дознания.
Далее укажем, что служебное или должностное положение лица, которое совершило преступление, определяет подсудность по персональному (специальному признаку). И поэтому лишь Верховный Суд РФ должен рассматривать уголовные дела в отношении судей по их требованию до того, как судебное разбирательство началось. Данный факт помогает избежать предвзятости и справедливо принять решение12.
Заметим, что подсудность уголовных дел, связанная с направлением их в суд, разрешается прокурорами и судьями. При этом подсудность должна брать за основу принцип, согласно которому перед законом и судом все должны быть равны.
Далее важным моментом является тот факт, что между собой связаны два понятия «подсудность» и «компетенция». При этом компетенция – это главное организационное и судоустройственное понятие (рис. 2).
Рисун ок 2 – Пр едметн ая подсудн остьуголовн ых дел
Таким образом, термин «подсудность» используется законодателем в двух статьях УПК РФ (32 и 35). Этот термин используют по отношению лишь к 1 признаку, свойственному подсудности, а именно – территориальная подсудность уголовных дел13. При этом подсудность классифицируется по различным критериям, например, сущность обвинений, место преступления, личность обвиняемых.