Файл: 2 Исследование структуры спроса на рынке труда нсо 17.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Общая характеристика спроса на ресурсных рынках
1.1 Спрос на труд и факторы, влияющие на него
1.2 Предпосылки и условия появления вакансий (спроса на труд)
1.3 Особенности спроса на труд со стороны различных отраслей экономики
2 Исследование структуры спроса на рынке труда НСО
2.1 Характеристика рынка труда НСО
2.2 Анализ структуры спроса на труд в НСО
Можно сказать, что потенциал регионального рынка труда ежегодно снижался.
Под действием сокращения абсолютной численности занятых происходит снижение уровня занятости населения. В целом по области уровень занятости уменьшился с 64,4 % в 2017 г. до 57,4 % в 2021г. или на 7 проц. пункта.
Безработица – явление как отрицательное, так и положительное. Тенденция роста ее уровня свидетельствует о падении производства, в нашем случае уровень безработицы вырос на 0,8%.
Рынок труда Новосибирской области отличается достаточно высоким уровнем насыщенности специалистами с высшим образованием по сравнению с субъектами РФ Сибирского федерального округа в целом. В 2020 г. доля лиц с высшим образованием в общей численности занятых региона составляла 31,9 %, тогда как в среднем по федеральному округу – 30,7 %. Однако новосибирский показатель насыщенности специалистами с высшим образованием уступает российскому уровню .
Другой отличительной особенностью территориального рынка труда является наоборот самый низкий как среди субъектов Сибирского федерального округа, так и по сравнению с российским, удельный вес специалистов со средним профессиональным образованием, равный 39,2 %. Таким образом, общий образовательный уровень занятых в Новосибирской области в 2020 г. составил 71,1 %, тогда как по России в целом – 80,3 %, в Сибирском федеральном округе – 74,2 %. Обращает на себя внимание также самый низкий среди соседних субъектов Сибирского федерального округа процент занятых, имеющих среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих (16,1 %). Это говорит о недостаточно рациональной структуре занятых по уровню профессиональной подготовки в региональной экономике и позволяет выдвинуть гипотезу об относительной избыточности численности работников с высшим образованием. Также очевидным представляется грядущий дефицит работников с профессиональным образованием по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих в условиях решения задач интенсификации технологического развития области.
В общей численности безработных все большую весомость приобретает категория лиц с высшим образованием: их удельный вес увеличился с 18,2 % до 26,9 %. Более востребованными на рынке труда являются лица со средним профессиональным образованием, в том числе по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих: их доля в общей численности безработных сократилась на 2,9 проц. пункта.
Образовательный уровень участников рынка труда должен отвечать потребностям экономики региона, соответствовать ее отраслевой направленности, в конечном итоге оказывать влияние на уровень социально-экономического развития. Если образовательный потенциал не востребован, в качестве негативного явления следует рассматривать отмеченные структурные сдвиги в численности рабочей силы по уровню образования.
2.2 Анализ структуры спроса на труд в НСО
Структура занятых по видам экономической деятельности характеризует отраслевую структуру рынка труда. Тенденции, складывающиеся в ее изменении, подлежат оценке с позиций улучшения или ухудшения состояния рынка труда, связанного со структурными сдвигами в экономике. В таблице представлено распределение общей численности занятого населения Новосибирской области по видам экономической деятельности.
Таблица 3- Отраслевая структура занятых в Новосибирской области за 2019-2021 гг., %
отрасль | 2019 | 2020 | 2021 |
Сельское хозяйство | 9,3 | 6,7 | 5,4 |
Промышленность | 16,1 | 15,4 | 14 |
Строительство | 7,2 | 7 | 6,8 |
Торговля | 18,2 | 20,5 | 20,6 |
Здравоохранение | 6,5 | 6,3 | 6,3 |
Собственно влияния цифровых технологий на рынок труда показывает, что изменяется сама система и появляются новые критерии поиска новых специалистов. При найме рабочих преимущество будет у тех кандидатов, которые способны на получение новых знаний и умений, хотят быть в курсе продуктов технологической революции, а не на тех кто ориентируется лишь на стандартную модель обучения с узкой специализацией. Возрастает спрос в роботниках с навыками и опытом в разных сферах, которые могут даже не пересекаться.
Следовательно, занятость в цифровой сфере будет очень сильно влиять на спрос и на предложение на рынке труда в условиях цифровой экономики.
Рассмотрим факторы влияющие на спрос в условиях цифровой экономики.Спрос и предложение на рынке труда находятся в зависимости от разных факторов.
Далее рассмотрим более важные из них. Все факторы можно разделить на две группы: факторы спроса и факторы предложения. При этом на цену рабочей силы оказывают влияния обе группы, т. к. цена формируется под воздействием спроса и предложения.
На микроуровне на спрос (совокупный спрос) труда влияют:
– Экономическая конъюнктура;
– Замещения труда капиталом;
– Политика государства;
– Социальное законодательство.
Факторы влияющие на спрос труда на мезо- и микроуровнях
– уровень заработной платы;
– производительность труда;
– спрос на товары, производимые данным видом труда;
– возраст работника;
– замена труда другим фактором производства;
– количество работодателей;
– расширение производства на отдельных предприятиях.
К факторам, которые влияют на спрос труда, можно отнести такой новый фактор, как цифровизация. В работе Карла Фрейя можно видеть какие проффесии мы можем автоматизировать и тем самым не потерять спрос на них на рынке труда и профессии на которые спроса больше не будет.
Из их исследований мы можем сделать вывод что, у специалистов в области телефонных продаж наблюдается самый большой риск остаться в будущем безработными так как на них с большей вероятностью исчезнет спрос, один из самых маленьких рисков — у социальных работников и других профессий, в которых требуются творческие и социальные навыки, так как искусственный интеллект еще долгое время не сможет демонстрировать нестандартность мышления, искать креативные решения в нестабильной ситуации и эмоциональную составляющую при определенных действиях.
Рисунок 1- Профессии наиболее подвержены автоматизации
Рисунок 2- Профессии наименее подвержены автоматизации.
По данным исследования The Future of Jobs, к 2020 году на мировом рынке труда прибавится 2 млн рабочих мест, при этом 7,1 млн исчезнет. По мнению М. А. Абызова — ответственного за организацию работы Правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства», из?-за развития цифровой экономики к 2036 году может быть автоматизировано до 50? % работы, выраженной в человеко-часах, а к 2066 году эта доля может достичь до 99 %. Рабочие места появятся в высокотехнологичных сферах, а сократятся в реальном секторе экономики и сфере административной работы [6].
Современные условия конкуренции заставлят компании абсолютно по-другому относиться к работе с наймом рабочих. Заметно усилится конкуренция в сфере спроса на наиболее квалифицированных специалистов, а также работодатель будет стараться удержать лучших сотрудников. Человеческий капитал, особенно специалисты с цифровыми навыками, становится главным ресурсом в конкурентной стратегии фирмы.
Понимая эту тенденцию, многие компании совместно с ведущими вузами и колледжами активно развивают специальные образовательные и тренинговые программы. В последние годы спрос приобретают различные курсы и онлайн-обучения и для потенциальных соискателей новых рабочих мест и профессий, но и для повышения квалификации персонала компаний.
2.3 Направления развития спроса на рынке труда НСО
При написание курсовой работы выявлены некоторые особенности регионального рынка. В ней не затронута проблема низкого уровня заработной платы, рассматриваемой в качестве цены рабочей силы, социальных выплат, конкуренции на рынке труда, участия на рынке труда наименее социально защищенных групп населения, что составляет предмет дальнейшего исследования.
Таким образом, большинство особенностей регионального рынка труда, присущих Новосибирской области, носят негативный характер, а сложившиеся тенденции достаточно пессимистичны. Это подчеркивает значимость мер по реализации государственной политики, направленной на регулирование процессов и явлений, связанных с движением рабочей силы и направленных на обеспечение занятости населения, поддержку малого предпринимательства, повышение конкурентоспособности работников, улучшение условий жизни в сельской местности, регулирование трудовой миграции и др.
Решение проблемы занятости должно составлять квинтэссенцию программ экономического развития как отдельных субъектов, так и государства в целом. Государственная политика регулирования рынка труда призвана содействовать формированию условий для его поддержки. Она включает не только организацию деятельности Федеральной службы по труду и занятости по регистрации лиц, ищущих работу, функционированию системы определения пособий по безработице, но и систему мер, нацеленных на повышение конкурентоспособности работников на рынке труда на основе прохождения переподготовки, повышения квалификации, реализации стратегии «образование через всю жизнь». Цифровизация предъявляет повышенные требования к знаниям и компетенциям работников, трансформируя рабочие места, обусловливая новые формы занятости, что можно рассматривать вызовом системе профессионального образования. Важная роль в достижении результатов государственной политики управления занятостью отводится реализации национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Образование», «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"», «Производительность труда и поддержка занятости».
Расширение полномочий региональных органов власти в сфере содействия занятости населения находит проявление в разработке региональных целевых программ, направленных на регулирование состояния рынка труда и занятости. Формирование таких программ осуществляется в рамках общенациональной концепции с учетом региональных особенностей состояния рынка труда и перспектив социально-экономического развития территории в целом. Для решения проблемы обеспечения занятости населения в масштабе общества необходимо объединение усилий всех участников рынка труда: органов государственного и муниципального управления, наемных работников и работодателей, образовательных организаций.
Проанализировав результаты исследования hh.ru, в котором подведены итоги молодежного рынка труда в 1 половине 2021 года: спрос и предложение, уровень конкуренции и заработной платы, требования работодателей и настроение молодых специалистов, можно сделать вывод:
Основные итоги:
— В 1 полугодии 2021 года в России для молодых специалистов ежедневно было доступно более 79 тысяч вакансий, а для работодателей — почти 561 тысяча резюме новых участников рынка труда.
— На долю вакансий для молодежи в 1 половине 2021 года в среднем приходилось 10 % всех вакансий. Уровень безработицы среди молодых специалистов 20–24 лет составил 15,8 %.
— По сравнению с 1 полугодием 2020 года количество вакансий, подходящих соискателям без опыта, увеличилось на 138 %, а доля резюме выросла на 25 %.
— Конкурс молодых специалистов при трудоустройстве в 1 полугодии 2021 года составил 12 человек на одно место.
Основными перспективными направлениями в сфере формирования и развития трудовых ресурсов Новосибирской области являются прежде всего создание условий для роста обеспеченности экономики Новосибирской области квалифицированными кадрами на основе механизмов формирования и развития кадрового потенциала. В целях снижения дисбаланса спроса и предложения на рынке труда Новосибирской области необходимо разрабатывать и реализовывать мероприятия направленные на повышение эффективности взаимодействия различных сторон внешнего и внутреннего рынка труда по вопросам обеспечения экономики региона квалифицированными кадрами на основе сбалансированности их интересов, включая разработку и реализацию комплексов мер по развитию кадрового потенциала, осуществления мониторинга текущей и перспективной потребности рынка труда в рабочей силе [2].
К основным преимуществам региона можно отнести: сравнительно невысокий уровень официальной безработицы, снижающиеся темпы смертности, многоотраслевой промышленный комплекс, низкий сводный индекс потребительских цен и тарифов, высокий уровень розничного товарооборота и его темпов роста. Для ослабления влияния негативных факторов на экономику региона необходимо создание инфраструктур и организация перспективных видов деятельности, направленных на создание положительного имиджа региона, развитие внешнеэкономической деятельности, поддержку предпринимательства, активизацию взаимодействия центрального города области с районами области, сотрудничество с Уралом, Казахстаном и государствами Центральной Азии, развитие Новосибирска как культурного и духовного центра Западной Сибири [4].