Файл: Информационнокоммуникационные технологии в системе образования.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и общая характеристика информационно-коммуникационных технологий
Эволюция информационно-коммуникационных технологий
ИКТ, применяемые в образовании
Использование возможностей Microsoft PowerPoint для организации образовательного процесса
2.2 Разработка учебного занятия с использованием ИКТ
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные изда- ния, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD- ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные из- дания позволяют подавать материал в динамичной графической форме [13].
В зарубежной практике принята следующая классификация компью- терных технологий обучения:
-
Компьютерное программное обучение – обеспечивает реализацию ме- ханизма с помощью соответствующих компьютерных программ; -
Изучение с помощью компьютера – самостоятельная работа по изуче- нию нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера; -
Изучение на базе компьютера – использование программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых; -
Обучение на базе компьютера – всевозможные формы передачи знаний обучаемым. -
Оценивание с помощью компьютера – передача знаний, при наличии специальной системы оценки качества усвоения знаний; -
Компьютерные коммуникации – программные средства информацион- ных технологий обучения и образовательных технологий выстраива- ются в качестве подсистем.
Основным потенциалом современных компьютеров являются, во- первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, при- кладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.
Свойства Internet:
Источник различного рода информации (знаний), способствующий расширению информационного поля. Он дает возможность для самообразо- вания и приобретения новой информации.
Возможность быстро и качественно обмениваться информацией между кол- легами с помощью электронной почты.
Функции прикладных программ Microsoft Office:
Microsoft Word – это программа, предназначенная для печатания и ре- дактирования любого текста. Что дает Word?
Во-первых, изготовление раздаточного материала (контрольные, само- стоятельные работы, тесты и т.д.); т.е.
личное задание повышает восприятие и понимание задания учащимися;
во-вторых, это возможность качественно заниматься оформлением творче- ских работ (отчеты, проекты, рефераты и т.д.).
Microsoft Excel – это программа является лучшим помощником учите- лям образовательной области «Математика», а также тем, кто представляет информацию в виде таблиц.
Microsoft Access – программа, предназначенная для формирования баз данных.
Microsoft Publisher – программа, предназначенная для изготовления по- четных грамот, визиток, приглашений, календарей и т.д.
Paint – программа для рисования.
Microsoft PowerPoint – программа презентаций.
Таким образом, применение новых информационных технологий в образовании имеет два основных аспекта: компьютер как предмет изучения и компьютер как средство обучения. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в про- цессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и дру- гое.
Применение компьютерных технологий оправдано тогда, когда они эффективны, т.е. позволяют: при одних и тех же затратах субъектов образо- вательного процесса получать более высокий образовательный результат, или получать тот же результат при меньших затратах субъектов образова- тельного процесса.
Компьютеризация школьного образования относится к числу крупно- масштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние деся- тилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направ- ления внедрения компьютерной техники в образовании:
-
использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его каче- ство и эффективность; -
использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности; -
рассмотрение компьютера и других современных средств информаци- онных технологий в качестве объектов изучения; -
использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого; -
использование компьютерной техники в качестве средств автоматиза- ции процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагности- ки; -
организация коммуникаций на основе использования средств инфор- мационных технологий с целью передачи и приобретения педагогиче- ского опыта, методической и учебной литературы; -
использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга; -
интенсификация и совершенствование управления учебным заведени- ем и учебным процессом на основе использования системы современ- ных информационных технологий
Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потреб- ностям школьного образования:
-
вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов ин- формации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.); -
трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче инфор- мации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств); -
комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структуриро- вать, сортировать большие объемы информации, быстро находить не- обходимую информацию; -
графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.); -
моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.
Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и жела- ния учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и уме- ний.
На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление пере- дается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостаю- щих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит
учителю проектировать собственную деятельность по управлению и посте- пенному развитию творческого отношения учащихся к учению. Подача эта- лонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компью- терные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют по- степенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно- познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информаци- онном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образо- вательной системы.
Выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:
-
Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий: -
повышение эффективности и качества процесса обучения; -
повышение активности познавательной деятельности; -
углубление межпредметных связей;
увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
-
Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:
-
развитие различных видов мышления; -
развитие коммуникативных способностей; -
формирование умений принимать оптимальное решение или предла- гать варианты решения в сложной ситуации; -
эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графи- ки, технологии мультимедиа; -
формирование информационной культуры, умений осуществлять об- работку информации; -
развитие умений моделировать задачу или ситуацию; -
формирование умений осуществлять экспериментально– исследовательскую деятельность.
Работа на выполнение социального заказа общества:
-
подготовка информационно грамотной личности; -
подготовка пользователя компьютерными средствами; -
осуществление профориентационной работы в области информатики.
Сформулированные выше педагогические цели определяют основные направления внедрения СНИТ в образование:
-
Использование СНИТ в качестве средства обучения, совершенствую- щего процесс преподавания, повышающего его эффективность и каче- ство. -
Использование СНИТ в качестве инструмента познания окружающей действительности и самопознания. -
Использование СНИТ в качестве развития личности обучаемого. -
Использование СНИТ в качестве объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики). -
Использование СНИТ в качестве средства информационно- методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений. -
Использование СНИТ в качестве средства коммуникаций в целях рас- пространения передовых педагогических технологий (например, про- ектная деятельность). -
Использование СНИТ в качестве средства средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики. -
Использование СНИТ в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрацион- ного) и управление учебным оборудованием.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование информацион- но-коммуникационных технологий в настоящее время является неотъемле- мой частью учебно-воспитательного процесса в учебном заведении любого типа, позволяет осуществить деятельностный подход в обучении и успешно формировать коммуникативную и информационную компетенции обучае- мых. Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают высо- кое качество подачи материала и используют различные коммуникативные каналы (текстовый, звуковой, графический, сенсорный и т.д.) [14].
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9