Файл: Информационнокоммуникационные технологии в системе образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные изда- ния, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD- ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные из- дания позволяют подавать материал в динамичной графической форме [13].

В зарубежной практике принята следующая классификация компью- терных технологий обучения:

    • Компьютерное программное обучение – обеспечивает реализацию ме- ханизма с помощью соответствующих компьютерных программ;

    • Изучение с помощью компьютера – самостоятельная работа по изуче- нию нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера;

    • Изучение на базе компьютера – использование программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых;

    • Обучение на базе компьютера – всевозможные формы передачи знаний обучаемым.

    • Оценивание с помощью компьютера – передача знаний, при наличии специальной системы оценки качества усвоения знаний;

    • Компьютерные коммуникации – программные средства информацион- ных технологий обучения и образовательных технологий выстраива- ются в качестве подсистем.

Основным потенциалом современных компьютеров являются, во- первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, при- кладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.

Свойства Internet:

Источник различного рода информации (знаний), способствующий расширению информационного поля. Он дает возможность для самообразо- вания и приобретения новой информации.

Возможность быстро и качественно обмениваться информацией между кол- легами с помощью электронной почты.

Функции прикладных программ Microsoft Office:

Microsoft Word – это программа, предназначенная для печатания и ре- дактирования любого текста. Что дает Word?

Во-первых, изготовление раздаточного материала (контрольные, само- стоятельные работы, тесты и т.д.); т.е.
личное задание повышает восприятие и понимание задания учащимися;

во-вторых, это возможность качественно заниматься оформлением творче- ских работ (отчеты, проекты, рефераты и т.д.).

Microsoft Excel – это программа является лучшим помощником учите- лям образовательной области «Математика», а также тем, кто представляет информацию в виде таблиц.

Microsoft Access – программа, предназначенная для формирования баз данных.

Microsoft Publisher – программа, предназначенная для изготовления по- четных грамот, визиток, приглашений, календарей и т.д.

Paint программа для рисования.

Microsoft PowerPoint программа презентаций.

Таким образом, применение новых информационных технологий в образовании имеет два основных аспекта: компьютер как предмет изучения и компьютер как средство обучения. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в про- цессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и дру- гое.

Применение компьютерных технологий оправдано тогда, когда они эффективны, т.е. позволяют: при одних и тех же затратах субъектов образо- вательного процесса получать более высокий образовательный результат, или получать тот же результат при меньших затратах субъектов образова- тельного процесса.

Компьютеризация школьного образования относится к числу крупно- масштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние деся- тилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направ- ления внедрения компьютерной техники в образовании:

    • использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его каче- ство и эффективность;

    • использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

    • рассмотрение компьютера и других современных средств информаци- онных технологий в качестве объектов изучения;

    • использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

    • использование компьютерной техники в качестве средств автоматиза- ции процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагности- ки;

    • организация коммуникаций на основе использования средств инфор- мационных технологий с целью передачи и приобретения педагогиче- ского опыта, методической и учебной литературы;

    • использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;

    • интенсификация и совершенствование управления учебным заведени- ем и учебным процессом на основе использования системы современ- ных информационных технологий


Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потреб- ностям школьного образования:

    • вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов ин- формации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);

    • трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче инфор- мации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);

    • комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структуриро- вать, сортировать большие объемы информации, быстро находить не- обходимую информацию;

    • графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);

    • моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и жела- ния учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и уме- ний.

На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление пере- дается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостаю- щих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит

учителю проектировать собственную деятельность по управлению и посте- пенному развитию творческого отношения учащихся к учению. Подача эта- лонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компью- терные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют по- степенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно- познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информаци- онном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образо- вательной системы.


Выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:

    • Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:

    • повышение эффективности и качества процесса обучения;

    • повышение активности познавательной деятельности;

    • углубление межпредметных связей;

увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

  1. Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

  • развитие различных видов мышления;

  • развитие коммуникативных способностей;

  • формирование умений принимать оптимальное решение или предла- гать варианты решения в сложной ситуации;

  • эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графи- ки, технологии мультимедиа;

  • формирование информационной культуры, умений осуществлять об- работку информации;

  • развитие умений моделировать задачу или ситуацию;

  • формирование умений осуществлять экспериментально– исследовательскую деятельность.

  • Работа на выполнение социального заказа общества:

    • подготовка информационно грамотной личности;

    • подготовка пользователя компьютерными средствами;

    • осуществление профориентационной работы в области информатики.

    Сформулированные выше педагогические цели определяют основные направления внедрения СНИТ в образование:

    • Использование СНИТ в качестве средства обучения, совершенствую- щего процесс преподавания, повышающего его эффективность и каче- ство.

    • Использование СНИТ в качестве инструмента познания окружающей действительности и самопознания.

    • Использование СНИТ в качестве развития личности обучаемого.

    • Использование СНИТ в качестве объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики).

    • Использование СНИТ в качестве средства информационно- методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений.

    • Использование СНИТ в качестве средства коммуникаций в целях рас- пространения передовых педагогических технологий (например, про- ектная деятельность).

    • Использование СНИТ в качестве средства средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики.

    • Использование СНИТ в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрацион- ного) и управление учебным оборудованием.


    Таким образом, можно сделать вывод, что использование информацион- но-коммуникационных технологий в настоящее время является неотъемле- мой частью учебно-воспитательного процесса в учебном заведении любого типа, позволяет осуществить деятельностный подход в обучении и успешно формировать коммуникативную и информационную компетенции обучае- мых. Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают высо- кое качество подачи материала и используют различные коммуникативные каналы (текстовый, звуковой, графический, сенсорный и т.д.) [14].
      1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9