Файл: Нормативнозаконодательное регулирование деятельности органов местного самоуправления по организации предоставления школьного образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Задачи, функции системы школьного образования муниципальных образований РФ
1.2. Полномочия органов местного самоуправления по организации
предоставления школьного образования
2. Специфика образования в лицее № 21 г. Кирова
3. Проект оптимизации деятельности лицея № 21 по совершенстованию школьного образования
Содержание образования и его дальнейшая реализация позволяет воплотить цели, которые ставятся обществом перед подрастающим поколением, а также укрепить незыблемые ценности. Успешная реализация установленных целей представляет собой достаточно сложную и труднодостижимую задачу, которая включает тщательное планирование, грамотно разработанную стратегию, особое внимание к ресурсам и приверженность данной цели тех людей, которые занимаются ее реализацией.
На основании законодательства Российской Федерации можно сделать вывод о том, что образовательная деятельность в Российской Федерации осуществляется в образовательных учреждениях и представляет собой комплекс взаимодействующих элементов.
Система образования рассматривается в масштабах всей страны, на уровне отдельного региона, города и отдельного района. В таком случае речь идет о федеральной, региональной, муниципальной и районной образовательной системах[14].
Система образования, как в России, так и в иных странах должна быть открытой и непрерывно развивающейся. Она обладает рядом свойств:
1.она эффективна только при условии соответствия времени и если, она основывается на стратегии развития общества и человека в нем;
2.ориентирована на будущее;
3.постоянно обновляется целями, содержанием, образовательными технологиями, организационными формами и механизмами управления[17].
Образовательная система объединяет дополнительное образование, дошкольное, среднее специальное, общее среднее, вузовское и послевузовское.
Образование имеет большое значение для развития страны, поскольку оно закладывает основы будущего. Образовательный процесс в Российской Федерации приведен к единому образцу, и предъявляются к нему строгие требования. В этих целях разработан образовательный стандарт, соблюдение которого обязательно.
На основании законодательства Российской Федерации можно сделать вывод о том, что образовательная деятельность в Российской Федерации осуществляется в образовательных учреждениях и представляет собой комплекс взаимодействующих элементов.
1.2. Полномочия органов местного самоуправления по организации
предоставления школьного образования
Статья 12 Конституции РФ признает и гарантирует местное самоуправление в Российской Федерации. «Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
Правовое регулирование местного самоуправления в РФ закреплено в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций[2].
Местное самоуправление представляет собой не единичный случай реализации власти в поселениях, а является распространенной его формой и первичным элементом системы власти, именно первичным, поскольку оно наиболее приближенно к народу и тесно с ним взаимодействует.
Ключевой особенностью деятельности муниципальных органов управления является их тесное взаимодействие непосредственно с населением. Работа с населением это одна из основных задач любого органа управления. Поэтому в зависимости от того, как организована эта работа, можно судить о результативности и перспективности деятельности органа власти.
Устанавливается обязательное формирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях - в поселениях и муниципальных районах с разграничением и закреплением за каждым уровнем присущих ему полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных государственных полномочий. Единые принципы организации местного самоуправления для всех субъектов Российской Федерации позволят реализовать на местном уровне новую систему межбюджетных отношений между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Законодательно определяется процедура передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, исключающая возникновение не финансируемых мандатов и предусматривающая необходимые меры, включающая ответственность органов местного самоуправления, по эффективному исполнению указанных полномочий. Предусматривается также усиление контроля над исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения[7].
Правовая база местного самоуправления была существенно укреплена принятием следующих правовых актов: Федеральный закон от 26.11.1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и от Федеральный закон 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». В большинстве субъектов России приняты собственные законы.
Законодательство в сфере школьного образования заключена в следующих нормативно-правовых документах:
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 23.07.2013. -
Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» № 599 от 07.05.2012. -
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2018-2025 годы» № 1642 от 26.12.2017. -
Государственная программа Сахалинской области «Развитие образования Сахалинской области», утвержденная Постановлением Правительства Сахалинской области № 331 от 28.06.2013. -
Гражданский кодекс РФ. -
Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003. -
Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013. -
Муниципальная Программа «Развитие образования в Углегорском городском округе на 2018-2022 годы».
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в сфере образования представлены в статье 9 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». В частности, по направлению обеспечения дошкольным образованием, стоит отметить следующие:
-
организация предоставления общедоступного и бесплатного школьного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организация, за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных программ общеобразовательного характера в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; -
организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организаций, за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъектов РФ; -
создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; -
создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образований, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; -
обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих территорий; -
учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам школьного образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, муниципального округа, городского округа; -
осуществление иных полномочий, установленных законодательством в сфере образования.
2. Специфика образования в лицее № 21 г. Кирова
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа — лицей 21 создано и функционирует в соответствии с законом РФ «Об образовании», Гражданского кодекса РФ и на основании учредительного договора.
Учредителем является отраслевой орган администрации Серовского городского округа Управление образования.
Организационно-правовая форма – муниципальное учреждение, тип – общеобразовательное учреждение, вид – средняя общеобразовательная школа.
К компетенции учредителя относятся: контроль за расходованием финансовых средств, условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности школы; создание, реорганизация и ликвидация ОУ, утверждение устава, изменений и дополнений к нему.
Деятельность школы регулируется Законом Российской Федерации «Об образовании», уставом школы, нормативными документами, издаваемыми федеральными и иными органами государственной власти и управления в области образования, решениями городской думы, постановлениями и распоряжениями главы администрации города, приказами и распоряжениями, издаваемыми Управлением образования администрации г. Кирова, приказами и распоряжениями руководителя школы, правилами внутреннего распорядка, положениями и иными локальными актами, разрабатываемыми и принимаемыми Лицей№ 21.
Основным предметом деятельности МБОУ Лицей № 21 является реализация образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Образовательные программы для учащихся разного возраста предполагают, что одним из основных методов организации образовательного процесса в нашей школе должен стать метод исследования. Такое предположение связано с пониманием жизненного пути человека как пути с постоянным поиском и экспериментами.
Избрав для себя жизненную стратегию успеха или жизненную стратегию самореализации, человек неминуемо сталкивается с необходимостью исследования окружающей действительности и своего внутреннего мира. Задача школы – помочь растущему человеку в выборе адекватных (культурных!) средств и инструментов для достижения целей, которые он ставит перед собой.
Такое понимание образовательных задач созвучно с определением социальной компетентности образования в период детства