Файл: Тема Передаточные механизмы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ZN = при NK > , (2.8)
но не менее 0,75,

где NHlim – базовое число циклов перемены напряжений;

NК – суммарное число циклов перемены напряжений.
Суммарное число циклов перемены напряжений NК при постоянной нагрузке определяется следующим образом (и для шестерни, и для колеса):

, (2.9)

где с – число зубчатых колес, сцепляющихся с рассчитываемым зубчатым колесом (в данном задании с = 1);

n – частота вращения рассчитываемого зубчатого колеса, об/мин;

t – срок службы передачи, в часах.
Если не задано конкретное число часов работы передачи, а задан срок работы передачи в годах, то t определятся по формуле

, (2.10)

где L – срок службы в годах;

КГОД, КСУТ– коэффициенты использования передачи в течение года и суток соответственно.
Базовое число циклов перемены напряжений определяется по графику, представленному на рис. 2.6.


, млн циклов



Рис. 2.6. График для определения базового числа циклов перемены напряжений


Используя все найденные параметры, определяют межосевое расстояние. Полученное межосевое расстояние при необходимости округляется до стандартного значения:

  • РЯД 1 – 40, 50, 63, 80, 100, 125, 160, 200, 250, 315, 400;

  • РЯД 2 – 71, 90, 112, 140, 180, 225, 280, 355, 450.

Значения первого ряда следует предпочитать значениям второго.


2.2. Проектирование передачи



1. Ориентировочно значение модуля при проектировочном расчете зубчатых передач можно принять, мм:
– при твердости Н350НВ m= (0,01...0,02)aw; (2.11)
– при твердости H45HRCэ т = (0,016...0,0315)aw. (2.12)
По ГОСТ 9563–80 принимают стандартный нормальный модуль:

  • РЯД 1 – 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16;

  • РЯД 2 – 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9; 11; 14.

Значения первого ряда следует предпочитать значениям второго.
2. Определяется суммарное число зубьев и число зубьев шестерни и колеса:

– предварительно принимают угол наклона зубьев и определяют суммарное zC число зубьев шестерни z1 и колеса z2:

; (2.13)

; (2.14)
– полученные значения чисел зубьев округляем до целого числа:

z2 = zС z1. (2.15)
3. Определяются действительное передаточное число и его погрешность:

. (2.16)

Погрешность передаточного числа не должна превышать 3 %.
4. Уточняем значение угла β:

, (2.17)

. (2.18)

Значение угла наклона зубьев необходимо вычислять с точностью до секунд.
5. Далее определяются основные размеры шестерни и колеса.

Делительные диаметры шестерни и колеса:

. (2.19)
6. Проверку полученных диаметров можно провести с помощью формулы

. (2.20)

Проверкой должно быть установлено, что межосевое расстояние сходится со значением, принятым ранее.
7. Диаметры вершин зубьев определяются по формулам:

, . (2.21)
Диаметры впадин:

, , (2.22)

где

x – коэффициент смещения, мм.
8. Ширина колеса определяется по формуле, мм:

. (2.23)

Полученное значение ширины колеса округляем до нормального линейного размера.
9. Ширина шестерни определяется по формуле, мм:

b1 = b2 + (5...10). (2.24)

Полученное значение ширины округляем до нормального линейного размера.

10. Определим окружную скорость зубчатых колес по формуле, м/с:

. (2.25)
11. По окружной скорости колес с учетом рекомендации табл. 2.6 назначают степень точности зубчатых колес.
Таблица 2.6

Нормы точности зубчатых колес

Степень точности по ГОСТ 1643–81

Окружная скорость, м/с

Прямые зубья

Непрямые зубья

5 и выше

 15

 30

6

15

30

7

10

15

8

6

10

9

2

4



2.3. Проверочный расчет на контактную выносливость активных поверхностей зубьев

А. Определение расчетного контактного напряжения



Контактная выносливость устанавливается сопоставлением, действующим в полюсе зацепления расчетного и допускаемого контактного напряжений:

, (2.26)

где KH – коэффициент нагрузки;


– контактное напряжение в полюсе зацеп­ления при KH = 1.

Контактное напряжение в полюсе заце­пления при KH = 1 определяют следующим образом, МПа:

, (2.27)

где «+» – для наружного зацепления, «–» – для внутреннего зацепления;

– коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопря­женных зубчатых колес. Для стали при модуле упругости = 190;

– коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления, определяют по табл. 2.7;
Таблица 2.7

Значения коэффициента

Угол наклона

линии зуба , град

Значения при относительном смещении контура










0,080

0,050

0,030

0,020

0,010

0,005

0

–0,005

–0,010

–0,015

–0,020




0

1,48

1,52

1,58

1,62

1,68

1,71

1,76

1,83

1,93

2,14






10

1,47

1,51

1,56

1,60

1,66

1,69

1,74

1,80

1,90

2,07






15

1,46

1,50

1,55

1,58

1,63

1,67

1,71

1,77

1,86

2,00

2,35




20

1,43

1,47

1,52

1,55

1,60

1,63

1,67

1,72

1,80

1,91

2,13




25

1,42

1,45

1,49

1,52

1,57

1,59

1,62

1,67

1,73

1,81

1,97




30

1,38

1,42

1,45

1,48

1,52

1,54

1,56

1,60

1,65

1,70

1,81




35

1,35

1,37

1,40

1,42

1,46

1,48

1,50

1,53

1,56

1,60

1,66




40

1,30

1,32

1,34

1,37

1,39

1,41

1,42

1,45

1,47

1,50

1,53



– коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий;

FtHокружная сила на делительном цилиндре, Н;

– рабочая ширина венца зубчатой передачи (b2), мм;

d1 – делительный диаметр шестерни, мм.
Коэффициент , учитывающий суммарную длину контактных линий, определяется следующим образом:

при ;

при ; (2.28)

при ,

где – коэффициент торцевого перекрытия:

;

– коэффициент осевого перекрытия:

. (2.29)
Окружная сила на делительном цилиндре определяется по формуле

, (2.30)

где – вращающий момент на шестерне (колесе), Н · м;

– делительный диаметр шестерни (колеса), мм.
Коэффициент нагрузки определяют по зависимости

, (2.31)

где – коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку (табл. 2.8);

– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагруз­ки между зубьями;

– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения на­груз­­ки по ширине зуба;