ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности, определяется по табл. 2.16.
Таблица 2.16
Значения коэффициентов
Вид обработки | |
Шлифование и зубофрезерование при шероховатости менее Ra= 10…40 | 1 |
Полирование, цементация, нитроцементация, азотирование (полирование до химико-термической обработки) | 1,05 |
Полирование, нормализация, улучшение | 1,2 |
Полирование, закалка ТВЧ, закаленный слой повторяет очертания впадины между зубьями | 1,05 |
Полирование, закалка ТВЧ, закаленный слой распространяется на все сечение зуба, а также на часть обода под основанием зуба и впадины или обрывается у переходной поверхности | 1,2 |
Коэффициент , учитывающий размер зубчатого колеса, определяется по формуле
. (2.54)
Предел выносливости зубьев при изгибе , соответствующий базовому числу циклов напряжений, определяется по формуле
, (2.55)
где – предел выносливости при отнулевом цикле изгиба, который выбирается в зависимости от способа термической или химико-термической обработки [см. приложение 1 табл. 1, 2, 3, 4];
– коэффициент, учитывающий технологию изготовления, принимают ;
– коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса, выбирают по табл. 2.17.
Таблица 2.17
Значение коэффициента
Для поковок и штамповок | = 1 |
Для проката | = 0,9 |
Для литых заготовок | = 0,8 |
– коэффициент, учитывающий влияние шлифования переходной поверхности зуба, выбирается по таблицам прил. 1. При отсутствии гарантий прижогов или острой шлифованной кромки значения , выбранные по таблицам прил. 1, следует уменьшить на 25 %. Если не используется шлифование, ;
– коэффициент, учитывающий влияние деформационного упрочнения или электрохимической обработки переходной поверхности зуба, выбирается по таблицам прил. 1. Для зубчатых колес без деформационного упрочнения или электрохимической обработки переходной поверхности принимают ;
– коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки, определяется по зависимости
, (2.56)
где – коэффициент, учитывающий влияние амплитуды напряжений противоположного знака, который определяется в зависимости от способа ТО или ХТО:
-
для зубчатых колес из отожженной, нормализованной или улучшенной стали коэффициент ; -
для зубчатых колес с твердостью поверхности зубьев более HRC 45, за исключением азотированных, ; -
для азотированных зубчатых колес ; -
для колес с односторонним приложением нагрузки принимают .
2.6. Расчет на прочность при изгибе максимальной нагрузкой
Прочность зубьев, необходимая для предотвращения остаточных деформаций, хрупкого излома или образования первичных трещин в поверхностном слое, определяют сопоставлением расчетного (максимального местного) и допускаемого напряжений изгиба в опасном сечении при действии максимальной нагрузки:
. (2.57)
Расчетное местное напряжение , МПа, определяют по формуле
, (2.58)
где – коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку (см. п. 2.4);
– коэффициент внешней динамической нагрузки при расчетах на прочность при действии максимальной нагрузки (см. п. 2.4).
Допускаемое напряжение , МПа, определяют раздельно для зубчатых колес (шестерни и колеса) по формуле
, (2.59)
где – предельное напряжение зубьев при изгибе максимальной нагрузкой, МПа;
– коэффициент запаса прочности;
– коэффициент, учитывающий размер зубчатого колеса, определяется по формуле (2.45);
коэффициент и отношение = 1.
Предельное напряжение зубьев при изгибе максимальной нагрузкой , МПа:
, (2.60)
где – базовое значение предельного напряжения зубьев при изгибе максимальной нагрузкой, Мпа [см. приложение 2];
– коэффициент, учитывающий влияние шлифования переходной поверхности зуба;
– коэффициент, учитывающий влияние деформационного упрочнения.
Для марок сталей и способов термообработки, не вошедших в таблицы прил. 2, допускается определять по приближенной зависимости:
, (2.61)
где – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов напряжений, определяется по формуле (2.55), МПа;
– предельное значение коэффициента долговечности;
– коэффициент, учитывающий различие между предельными напряжениями, определенными при ударном, однократном нагружении и при числе ударных нагружений .
Базовое значение предельного напряжения зубьев при изгибе максимальной нагрузкой определяется по прил. 3 в зависимости от марки стали и способа термической и химико-термической обработки.
В качестве в прил. 2 использованы усредненные (медианные) значения предельного напряжения зубьев цилиндрических эвольвентных колес внешнего зацепления, установленные на основании испытаний при знакопостоянном ударном нагружении при числе повторных воздействий N от 1 до 103 и выраженные в форме максимальных местных напряжений. Использование этих значений в расчете на статическую прочность при плавном приложении нагрузки и на малоцикловую выносливость (при числе циклов N = = 102…103) обеспечивает дополнительный запас прочности против излома зубьев.
Коэффициент , учитывающий влияние шлифования переходной поверхности зуба, для зубчатых колес с переходной поверхностью зубьев, подвергнутой шлифованию после термообработки:
– после сквозной закалки с нагревом ТВЧ и объемной закалкой:
= 0,95 (черновой режим зубошлифования);
= 1,1 (чистовой режим);
– после цементации с закалкой:
= 1,0 (черновой режим);
= 1,05 (чистовой режим);
– после нитроцементации с закалкой:
= 0,9 (черновой режим);
= 0,95 (чистовой режим).
При отсутствии шлифования = 1.
Коэффициент , учитывающий влияние деформационного упрочнения, для зубчатых колес с деформационным упрочнением переходной поверхности зубьев:
– нешлифованной = 0,95;
– шлифованной = 1.
При отсутствии деформационного упрочнения = 1.
Предельное значение коэффициента долговечности устанавливается по формуле 2.44 для . Следует учесть, что максимальные значения:
= 4 при ;
= 2,5 при .
Значения установлены на основе усреднения результатов испытаний при ударном нагружении зубчатых колес с различными вариантами термической и химико-термической обработки и числе нагружений N от 1 до 103.
=1,3 при ,
= 1,2 при .
Коэффициент запаса прочности определяется по формуле