Файл: Тема Передаточные механизмы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– предел текучести, МПа;

– твердость по шкале Роквелла;

– твердость по шкале Виккерса.


2.5. Расчет зубьев на выносливость при изгибе




А. Определение расчетного изгибного напряжения



Расчетом определяют напряжение в опасном сечении на переходной по­верхности зуба для каждого зубчатого колеса.

Расчет необходим для предотвращения усталостного излома зубьев. Устанавливается сопоставлением расчетного напряжения от изгиба в опасном сечении на переходной поверхности и допускаемого напряжения:

. (2.40)

Расчетное напряжение при изгибе определяют по формуле

, (2.41)

где – окружная сила на делительном цилиндре, Н;

– рабочая ширина зацепления зубчатой передачи, мм;

m – нормальный модуль, мм;

– коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений;

– коэффициент, учитывающий влияние наклона зуба;

– коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев;

– коэффициент нагрузки.

Окружная сила на делительном цилиндре определяется по формуле

, (2.42)

где – вращающий момент на шестерне (колесе), Н · м;

– делительный диаметр шестерни (колеса), мм.
Коэффициент , учитывающий форму зуба и концентрацию напряже­ний, определяют по формуле:

, (2.43)


где ;

x– коэффициент смещения, мм.

Коэффициент , учитывающий влияние угла наклона зубьев, определяется по формуле

, (2.44)

где значение угла подставляется в формулу в градусах;

– коэффициент осевого перекрытия, который определяется по формуле , где – осевой шаг: .

Полученное значение коэффициента должно находиться в пределах

.

Коэффициент , учитывающий перекрытие зубьев, для косозубых передач определяют по формулам:

  • при ,(2.45)

  • при , (2.46)

где – коэффициент торцевого перекрытия.

Коэффициент нагрузки определяют по формуле

, (2.47)

где – коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку (не учтенную в циклограмме нагружения), – по табл. 2.8;

– коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении до зоны резонанса;

– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения на­грузки по длине контактных линий;

– коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.



Коэффициент , учитывающий динамическую нагрузку, можно определить по формуле

. (2.48)

Все величины, входящие в формулу 2.48, найдены ранее, кроме F – удельной окружной динамической силы (Н/мм), которая может быть найдена по следующей зависимости:

, (2.49)

где – коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля зубьев (для косозубых и шевронных передач ; для прямозубых передач с модификацией головки ; для прямозубых передач без модификации головки );

– коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса, определяется по табл. 2.11 в зависимости от степени точности по нормам плавности и модуля зацепления.

Найденная величина не должна превышать предельного значения, приведенного в табл. 2.15. В противном случае ее следует принимать равной предельному значению.
Таблица 2.15

Предельные значения удельной окружной динамической силы

Модуль m,

мм

Степень точности по нормам плавности по ГОСТ 1643–81

5

6

7

8

9

10

3,55

3,55…10

>10

85

105

150

160

194

250

240

310

450

380

410

590

700

880

1050

1200

1500

1800


Коэффициент
, учитывающий неравномерность распределения на­грузки по длине контактных линий, определяется по графику, представленному на рис. 2.9, в зависимости от коэффициента и отношения . Более точно коэффициент может быть определен по ГОСТ 21354–87.



Рис. 2.9. График для определения коэффициента


Коэффициент , учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, определяется в зависимости от значения :

. (2.50)

Если условие (2.41) выполняется, то коэффициент ; если не выпол­няется, то определяется по следующей формуле:

, (2.51)

где n – степень точности по нормам контакта. Если n  9, то принимаем n = 9,

аналогично при n  5 принимаем n = 5;

– коэффициент торцового перекрытия.

Б. Допускаемые напряжения в проверочном расчете на изгиб



Между допускаемым напряжением и пределом выносливости существует следующая взаимосвязь:

, (2.52)

где – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов напряжений, МПа;

– коэффициент запаса прочности [см. приложение 1 табл. 1, 2, 3, 4];


– коэффициент долговечности;

– коэффициент, учитывающий градиент напряжения и чувствительность материала к концентрации напряжений;

– коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности (выбираем в зависимости от вида обработки по табл. 2.13);

– коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса.

Коэффициент запаса прочности определяется в зависимости от способа термической и химико-термической обработки и вероятности неразрушения по таблицам прил. 1.

Коэффициент долговечности YNопределяют по формуле

, но не менее 1, (2.53)

где qF – показатель степени;

NFlim – базовое число циклов перемены напряжений;

NК – суммарное число циклов перемены напряжений.

Для зубчатых колес с однородной структурой материала, включая закаленные при нагреве ТВЧ со сквозной закалкой, и со шлифованной переходной поверхностью независимо от твердости и термообработки их зубьев qF = 6.

Для зубчатых колес азотированных, а также цементированных и нитроцементированных с нешлифованной переходной поверхностью qF = 9.

Максимальные значения YN:

  • YNmax= 4 при qF = 6;

  • YNmax= 2,5 при qF = 9.

Базовое число циклов нагружения принимают циклов. Под базовым числом циклов нагружения понимают число циклов, соответствующее на диаграмме усталости перехода наклонного участка кривой усталости в горизонтальный участок или участок с очень малым наклоном к оси циклов.

Суммарное число циклов перемены напряжений NК определяется по формуле 2.4.

Коэффициент , учитывающий градиент напряжения и чувствитель­ность материала к концентрации напряжений, находится в зависимости от значения модуля m по кривой (рис. 2.10).






Рис. 2.10. График для определения коэффициента