ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку.
Таблица 2.8
Коэффициент внешней динамической нагрузки
при расчетах на усталостную прочность
Режим нагружения двигателя | Режим нагружения ведомой машины | |||
Равномерный | С малой неравномерностью | Со средней неравномерностью | Со значительной неравномерностью | |
Равномерный | 1,00 | 1,25 | 1,50 | 1,75 |
С малой неравномерностью | 1,10 | 1,35 | 1,60 | 1,85 |
Со средней неравномерностью | 1,25 | 1,50 | 1,75 | 2,00 и выше |
Со значительной неравномерностью | 1,50 | 1,75 | 2,00 | 2,25 и выше |
Коэффициент , учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, для косозубых передач определяется по табл. 2.9 в зависимости от окружной скорости и степени точности по нормам плавности.
Таблица 2.9
Значения коэффициента
Окружная скорость v, м/с | Значения коэффициента при степени точности по нормам плавности работы (ГОСТ 1643–72) | ||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
2,5 | 1 | 1,01 | 1,03 | 1,05 | 1,13 |
5 | 1 | 1,02 | 1,05 | 1,09 | 1,16 |
10 | 1,01 | 1,03 | 1,07 | 1,13 | – |
15 | 1,01 | 1,04 | 1,09 | – | – |
20 | 1,02 | 1,05 | 1,12 | – | – |
25 | 1,02 | 1,06 | – | – | – |
Коэффициент , учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, принимают в зависимости от параметра , схемы передачи и твердости активных поверхностей зубьев по графику (определялся ранее по рис. 2.4).
Коэффициент , учитывающий динамическую нагрузку, можно определить по формуле:
, (2.32)
где – удельная окружная динамическая сила, Н/мм;
– окружная скорость на делительном цилиндре, м/с.
Коэффициент , учитывающий влияние вида зубчатой передачи, модификации профиля головок зубьев, определяется по табл. 2.10.
Коэффициент g0, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса, определяется по табл. 2.11.
Таблица 2.10
Значения коэффициента
Твердость поверхностей зубьев по Виккерсу | Вид зубьев | |
Н1 НV 350 или Н2 НV 350 | Прямые, без модификации головок Прямые, с модификацией головок Косые | 0,06 0,04 0,02 |
Н1 >НV 350 и Н2 > НV 350 | Прямые, без модификации головок Прямые, с модификацией головок Косые | 0,14 0,10 0,04 |
Таблица 2.11
Значения коэффициента
Модуль m, мм | | |||||
Степень точности по нормам плавности по ГОСТ 1643–81 | ||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
3,55 3,55…10 >10 | 2,8 3,1 3,7 | 3,8 4,2 4,8 | 4,7 5,3 6,4 | 5,6 6,1 7,3 | 7,3 8,2 10,0 | 10,0 11,0 13,5 |
Полученное значение не должно превышать предельного значения , приведенного в табл. 2.12. В противном случае следует принимать .
Таблица 2.12
Предельные значения
Модуль m, мм | Степень точности по нормам плавности по ГОСТ 1643–81 | |||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
3,55 3,55…10 >10 | 85 105 150 | 160 194 250 | 240 310 450 | 380 410 590 | 700 880 1050 | 1200 1500 1800 |
Б. Допускаемые контактные напряжения в проверочном расчете
Допускаемые контактные напряжения определяют раздельно для шестерни и колеса, МПа:
. (2.33)
Нахождение значений, входящих в формулу 2.33, рассмотрено при проектировочном расчете за исключением нижеприведенных коэффициентов.
Коэффициент , учитывающий влияние исходной шероховатости сопряженных поверхностей зубьев, определяется по тому из сопряженных колес, зубья которого имеют более грубые поверхности, т. е. в зависимости от параметра шероховатости поверхности (табл. 2.13).
Таблица 2.13
Коэффициент , учитывающий влияние исходной шероховатости
сопряженных поверхностей зубьев
Шероховатость поверхности | |
= 1,25…0,63 | 1 |
= 2,5…1,25 | 0,95 |
= 40…10 | 0,9 |
Коэффициент , учитывающий окружную скорость, определяют по графику (рис. 2.7).
При HHV 350 При HHV > 350 |
Рис. 2.7. График для определения коэффициента |
При окружной скорости до 5 м/с = 1.
Коэффициент , учитывающий влияние смазки, при отсутствии экспериментальных данных принимаем .
Коэффициент , учитывающий размер зубчатого колеса, в общем случае определяется по кривой, приведенной на рис 2.8. При d < 700 мм следует принимать .
da, мм |
Рис. 2.8. График для определения коэффициента |
В качестве допускаемого контактного напряжения принимают для косозубых передач:
, (2.34)
при этом должно выполняться условие: .
При сравнении и недогруз по контактным напряжениям не должен превышать 20 %.
2.4. Расчет на контактную прочность при действии максимальной нагрузки
При действии максимальной нагрузки наибольшее за заданный срок службы контактное напряжение не должно превышать допускаемого :
. (2.35)
Напряжение определяют по формуле
, (2.36)
где – коэффициент внешней динамической нагрузки при расчетах на прочность от максимальной нагрузки (табл. 2.14).
Таблица 2.14
Коэффициент внешней динамической нагрузки при расчетах на прочность от максимальной нагрузки
Вид рабочих машин и условия их эксплуатации | | Примечание |
Приводы с асинхронными электродвигателями при пуске | 2,5…5 | Перегрузка может быть уменьшена путем рационального конструирования колебательной системы привода |
Допускаемое контактное напряжение при максимальной нагрузке, не вызывающее остаточных деформаций или хрупкого разрушения поверхностного слоя , зависит от способа химико-термической обработки зубчатого колеса и от характера изменения твердости по глубине зуба:
1) для зубчатых колес, подвергнутых нормализации, улучшению или объемной закалке с низким отпуском, принимают:
; (2.37)
2) для зубьев, подвергнутых цементации или поверхностной закалке, принимают:
; (2.38)
3) для азотированных зубьев принимают:
, (2.39)
где