Файл: Тема Передаточные механизмы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку.
Таблица 2.8

Коэффициент внешней динамической нагрузки

при расчетах на усталостную прочность

Режим нагружения

двига­теля

Режим нагружения ведомой машины

Равномерный

С малой

не­равномер­ностью

Со средней неравномер­ностью

Со значительной

не­равномерностью

Равномерный

1,00

1,25

1,50

1,75

С малой неравномер­ностью

1,10

1,35

1,60

1,85

Со средней неравномерностью

1,25

1,50

1,75

2,00 и выше

Со значительной неравномерностью

1,50

1,75

2,00

2,25 и выше


Коэффициент , учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, для косозубых передач определяется по табл. 2.9 в зависимости от окружной скорости и степени точности по нормам плавности.
Таблица 2.9

Значения коэффициента

Окружная скорость v, м/с

Значения коэффициента при степени точности по нормам плавности работы

(ГОСТ 1643–72)

5

6

7

8

9

2,5

1

1,01

1,03

1,05

1,13

5

1

1,02

1,05

1,09

1,16

10

1,01

1,03

1,07

1,13



15

1,01

1,04

1,09





20

1,02

1,05

1,12





25

1,02

1,06










Коэффициент , учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, принимают в зависимости от параметра , схемы передачи и твердости активных поверхностей зубьев по графику (определялся ранее по рис. 2.4).

Коэффициент , учитывающий динамическую нагрузку, можно определить по формуле:

, (2.32)

где – удельная окружная динамическая сила, Н/мм;

– окружная скорость на делительном цилиндре, м/с.

Коэффициент , учитывающий влияние вида зубчатой передачи, модификации профиля головок зубьев, определяется по табл. 2.10.

Коэффициент g0, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса, определяется по табл. 2.11.
Таблица 2.10

Значения коэффициента

Твердость поверхностей зубьев по Виккерсу

Вид зубьев



Н1 НV 350 или

Н2 НV 350

Прямые, без модификации головок

Прямые, с модификацией головок

Косые

0,06

0,04

0,02

Н1 >НV 350 и

Н2 > НV 350

Прямые, без модификации головок

Прямые, с модификацией головок

Косые

0,14

0,10

0,04



Таблица 2.11

Значения коэффициента

Модуль m,

мм



Степень точности по нормам плавности по ГОСТ 1643–81

5

6

7

8

9

10

3,55

3,55…10

>10

2,8

3,1

3,7

3,8

4,2

4,8

4,7

5,3

6,4

5,6

6,1

7,3

7,3

8,2

10,0

10,0

11,0

13,5


Полученное значение не должно превышать предельного значения , приведенного в табл. 2.12. В противном случае следует принимать .

Таблица 2.12

Предельные значения

Модуль m,

мм

Степень точности по нормам плавности по ГОСТ 1643–81

5

6

7

8

9

10

3,55

3,55…10

>10

85

105

150

160

194

250

240

310

450

380

410

590

700

880

1050

1200

1500

1800


Б. Допускаемые контактные напряжения в проверочном расчете



Допускаемые контактные напряжения определяют раздельно для шестерни и колеса, МПа:

. (2.33)

Нахождение значений, входящих в формулу 2.33, рассмотрено при проектировочном расчете за исключением нижеприведенных коэффициентов.

Коэффициент , учитывающий влияние исходной шероховатости сопря­женных поверхностей зубьев, определяется по тому из сопряженных колес, зубья которого имеют более грубые поверхности, т. е. в зависимости от параметра шероховатости поверхности (табл. 2.13).
Таблица 2.13

Коэффициент , учитывающий влияние исходной шероховатости

сопря­женных поверхностей зубьев

Шероховатость поверхности



= 1,25…0,63

1

= 2,5…1,25

0,95

= 40…10

0,9



Коэффициент , учитывающий окружную скорость, определяют по графику (рис. 2.7).



При

HHV 350

При

HHV > 350


Рис. 2.7. График для определения коэффициента


При окружной скорости до 5 м/с = 1.

Коэффициент , учитывающий влияние смазки, при отсутствии экспе­риментальных данных принимаем .

Коэффициент , учитывающий размер зубчатого колеса, в общем случае определяется по кривой, приведенной на рис 2.8. При d < 700 мм следует принимать .




da, мм


Рис. 2.8. График для определения коэффициента


В качестве допускаемого контактного напряжения принимают для косозубых передач:

, (2.34)

при этом должно выполняться условие: .

При сравнении и недогруз по контактным напряжениям не должен превышать 20 %.


2.4. Расчет на контактную прочность при действии максимальной нагрузки



При действии максимальной нагрузки наибольшее за заданный срок службы контактное напряжение не должно превышать допускаемого :

. (2.35)
Напряжение определяют по формуле

, (2.36)

где коэффициент внешней динамической нагрузки при расчетах на прочность от максимальной нагрузки (табл. 2.14).
Таблица 2.14

Коэффициент внешней динамической нагрузки при расчетах на прочность от максимальной нагрузки

Вид рабочих машин и условия их эксплуатации




Примечание

Приводы с асинхронными электро­двигателями при пуске

2,5…5

Перегрузка может быть уменьшена путем рационального конструирования колебательной системы привода


Допускаемое контактное напряжение при максимальной нагрузке, не вызывающее остаточных деформаций или хрупкого разрушения поверхностного слоя , зависит от способа химико-термической обработки зубчатого колеса и от характера изменения твердости по глубине зуба:

1) для зубчатых колес, подвергнутых нормализации, улучшению или объемной закалке с низким отпуском, принимают:

; (2.37)
2) для зубьев, подвергнутых цементации или поверхностной закалке, принимают:

; (2.38)
3) для азотированных зубьев принимают:

, (2.39)

где