Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева
(КГПУ им. В.П. Астафьева)
Институт ИМФИ
Кафедра Технологии и предпринимательства
Направление подготовки 44.03.05«Педагогическое образование»,
профиль «Физика и технология»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки технология)»
Методические особенности проектирования урока технологии в 8 классе. Раздел «Техника».
Выполнил студент группы 33
Владимиров Андрей Сергеевич
Форма обучения – очная ____
Научный руководитель:
доктор физико-математических наук, проф.
Кирко В.И.
Дата_01.06.2021г_________
Отметка о зачете:
Красноярск 2021
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Проектирование учебных занятий по предмету. Подготовка преподавателя. 6
1.1.Этапы перспективной подготовки преподавателя к занятиям. 6
1.2. Сущность и задачи перспективно-тематического планирования. Характеристика основных элементов плана. 8
1.3. Дидактическое проектирование. Таксономия дидактических целей. 10
1.4. План урока: разработка и составление. 15
Глава 2. Разработка план-конспекта урока «Методы формования металлов и сплавов. 19
Анализ учебной деятельности 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список источников 35
Приложение 2……………………………………………………………………… 37
Приложение 3……………………………………………………………………… 39
Приложение 4……………………………………………………………………… 40
ВВЕДЕНИЕ
С наступлением 21 века, а в особенности последнего десятилетия, в нашей стране, как и во всем мире в целом, происходят существенные изменения во всех сферах жизни человека. Развитие информационных технологий, огромное культурное и технологическое разнообразие требует от человека постоянной концентрации
, умений быстро усваивать новую информацию, прогнозировать. Следовательно, возникает потребность в подготовке человека, удовлетворяющего всем требованиям современного развивающегося общества, способного находить неординарные, творческие решения поставленных перед ним задач. Интеллект, творческий подход и потенциал – вот, что сейчас ценится.
Развитие этих качеств возможно только в процессе непрерывного воспитания и образования подрастающего поколения, начиная от дошкольного возраста и вплоть до перехода к профессиональной деятельности.
Модель образования в современном мире – это единая система целей, идей, методов и принципов воспитания и обучения. А главная цель образовательного процесса – это формирование нового типа человека, коммуникабельного, развитого во всех сферах, ориентированного на диалог, сотрудничество и взаимопонимание. Учителю в свою очередь необходимо совершенствовать все стороны обучения. Однако на первое место выходят проблемы, связанные с совершенствованием урока, как основного процесса образовательного взаимодействия между учителем и учеником.
Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является их деятельностный характер, ставящий главной задачей обучения – развитие личности ученика. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Сейчас образование старается представить результаты обучения не в виде знаний, навыков и умений; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
В таких условиях модель классического образования становится непродуктивной. Перед учителем стоит цель превратить традиционное обучение в процесс развития ребенка. Целью педагогической деятельности школы становится создание единого воспитательного и образовательного пространства, где сможет реализоваться каждый ребенок. Для этого необходимо разработать рабочую программу, а также технологические карты учебных занятий по ФГОС.
В процессе разработки уроков решаются задачи, направленные на:
1) формирование у детей мотивации к обучению, интереса к предмету;
2) улучшение качества обучения;
3) совершенствование методического обеспечения процесса преподавания;
4) обеспечение более широких и разносторонних связей учебного материала;
5) формирование у детей логического мышления, сознательного пользования основными понятиями.
Для успешного решения всех задач, поставленных перед учителем в процессе образовательной деятельности, необходимо тщательно продумывать все занятия, учитывая условия их проведения и технологическое обеспечение учебного процесса. Этот вопрос очень важен для учителя технологии в процессе подготовки к уроку, так как тщательно продуманная и целенаправленная деятельность учеников во время урока – основополагающие успешности освоения программы технологии. Поэтому проектирование уроков становится одной из основных деятельностей педагога в его работе.
Объект исследования: процесс проектирования урока по технологии в 8 классе.
Предмет исследования: конспект урока по теме «Методы формования металлов и сплавов» и план практического занятия к данной теме.
Цель: разработать план-конспект урока по заданной теме и спроектировать план практического занятия изготовления литейной формы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
Исследовать методологические особенности проектирования урока. -
Изучить разнообразие методов формования металлов и сплавов. -
Составить план-конспект урока. -
Разработать план практического занятия.
Глава 1. Проектирование учебных занятий по предмету. Подготовка преподавателя.
-
Этапы перспективной подготовки преподавателя к занятиям.
Прежде чем приступать к раскрытию темы подготовки учителя к уроку и составлению плана, необходимо разобрать некоторые понятия темы, которые используются для её раскрытия.
Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных этапов и деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Перспективно-тематическое планирование учебного процесса - составная часть, элемент подготовки преподавателя к занятиям.
Целеполагание - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности, потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации; способность трансформировать общественные цели в цели совместной деятельности с воспитанниками.
Подготовка преподавателя к уроку на каждом её этапе основывается на материальной и учебной базах учреждения, плана учебного процесса и личной подготовки преподавателя. К перспективной подготовке относят все элементы подготовительной работы, выполняющиеся заранее, на перспективу.
Проектирование любого урока начинается тогда, когда преподаватель планирует программу учебного года. Для успешного составления программы учителю необходимо изучать учебные планы не только своего, но и других, смежных предметов. Так он может определить, какие новые знания, умения и навыки должны быть усвоены учащимися в процессе изучения его предмета, какова последовательность их изучения, а также связи с другими предметами.
Таким образом совместная деятельность педагогов позволяет координировать и редактировать процесс освоения образовательной программы, основываясь на связи учебных дисциплин.
Для успешного преподавания предмета, преподаватель должен знать его значительно шире, чем предусматривает это школьная программа. Такой подход позволяет свободно оперировать своими знаниями, доказывать, убеждать и объяснять материал с различных позиций, находить наиболее эффективный метод изучения. Поэтому, готовясь к учебному году и к каждому уроку в частности, учитель изучает различные учебники, пособия,
прочие материалы по теме, расширяющие его базу знаний.
Изучение темы самим преподавателем начинается на этапе подготовки изучению курса в целом. Составляя программу, продумывается место каждой отдельной темы в содержании курса. При необходимости педагог может менять темы местами по ходу изучения предмета, корректировать время, отведенное на тему. Однако такое возможно только при соблюдении условия, что программа будет выполнена полностью, а учащиеся получат все знания, умения и навыки, предусмотренные курсом.
Процесс подготовки к изучению материала по теме во многом зависит от педагогического опыта преподавателя, базы его знаний и уровня эрудиции. Педагогу со стажем достаточно посмотреть свои конспекты, накопленный по теме материал или ознакомиться с материалами из каких-либо печатных изданий. Начинающему преподавателю необходимо тщательно изучить материалы из учебника, дополнительную литературу по теме, специальные журналы, брошюры и т.п.
Также при подготовке к теме педагогу необходимо систематизировать по урокам все средства обучения, предоставляемые образовательным учреждением (учебно-наглядные пособия, кино-, видео- и диафильмы, карточки-задания, тесты, приборы, принадлежности для проведения опытов, лабораторно-практических работ и упражнений учащихся, раздаточный материал для самостоятельной работы на уроке и т.д.).
Ориентируясь на опыт передовых педагогов, можно составить следующие рекомендации для подготовки преподавателя к изучению темы:
-
внимательно изучить содержание темы по программе, выделяя те вопросы, которые подлежат обязательному прочному усвоению учениками; -
изучить фактическое содержание материала по теме, подобрать иллюстрации, примеры применения материала, задания, упражнения, составить самостоятельные работы, лабораторно-практические и контрольные; -
лично разобраться в графиках, схемах или построениях, встречающихся в теме. При необходимости вывести формулы; -
продумать воспитательные и развивающие задачи, пути и способы их реализации, ознакомится с методическими рекомендациями.