Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конечным результатом такой перспективной подготовки к изучению темы должно являться составление перспективно-тематического плана. Завершающим этапом подготовки к занятиям является подготовка к очередному уроку, выполняемая на основе анализа итогов проведенных уроков по теме.
1.2. Сущность и задачи перспективно-тематического планирования. Характеристика основных элементов плана.
Перспективно-тематическое планирование отражает в себе план системы уроков по теме, позволяющий раскрыть содержание темы в строгом, логическом порядке, когда учебный материал каждого урока основывается том, что было изучено на предыдущих занятиях, при этом сам урок является основой для последующих занятий.
Проектирование уроков предполагает включение в процесс изучения темы всех основных этапов: актуализация знаний, изучение нового материала, систематизация и закрепление изученного, применение усвоенного материала, формирование навыков и умений, контроль успехов учащихся.
При подборе и распределении материала для урока или серии уроков по теме необходимо руководствоваться некоторыми правилами:
-
материал урока должен содержать несколько основных вопросов, которые учащиеся должны прочно усвоить; -
материал урока должен иметь четкую дидактическую цель; -
последовательность материала должна соответствовать логике изучения темы и предмета в целом; -
объем материала, планируемого на урок, должен соответствовать возможности его изучения и закрепления в течение занятия.
Материал некоторых тем может распределяться на, так называемые, «сдвоенные» уроки длительностью 90 мин. Такой способ применяется, если тема содержит большое количество изучаемого материала или учитель планирует большую лабораторно-практическую работу.
Основой системы уроков по теме являются уроки изучения нового знания и комбинированные уроки. Помимо них также применяются уроки закрепления и применения материала, уроки повторения, контрольные и лабораторно-практические работы, экскурсии.
При перспективной подготовке цели уроков формулируются лишь ориентировочно. Точная цель определяется непосредственной перед самим уроком, учитывая все условия его проведения.
Также в перспективно-тематическом плане отражаются межпредметные связи, а в плане самого урока – межпредметные результаты. Формирования таких связей осуществляется на основе знаний о том, что изучают учащиеся на других предметах и на каком уровне они это усвоили.
При разработке перспективно-тематического плана необходимо учитывать и фиксировать материально-техническое оснащение, применяемое на уроке. При его отсутствии необходимо сделать пометки о необходимости приобретения, изготовления или ремонта.
В процессе реализации плана обязателен его анализ. Преподаватель может сам выбирать форму, структуру и содержание своего плана, однако независимо от этого ему необходимо учитывать ряд методологических моментов:
-
материал программы распределяется по темам, которые соотносятся с конкретными занятиями, при этом важно выстроить логическую последовательность уроков. -
На основе программы устанавливается блок теоретического материала, который необходимо закрепить на практике. -
Существенным является определение практических действий учащихся, выполняемых в процессе самостоятельных работ или упражнений. Основным здесь является выбор конкретного изделия, которое должны изготовить учащиеся. От намеченного объекта труда рождаются взаимосвязанные вопросы: сортамент материала заготовки, расход на единицу, расход на группу (или группы), потребность в инструментах общего пользования.
Перспективное планирование очень сильно облегчает работу преподавателя (и мастера) при подготовке к конкретному занятию. Чем продуманнее и полнее план, тем легче.
1.3. Дидактическое проектирование. Таксономия дидактических целей.
Педагогическое проектирование – это процесс предварительной разработки основных моментов урока и деталей предстоящей деятельности учащихся и педагога. Термин «проектирование» может применяться как при разработке конкретных уроков, так и при планировании целых дисциплин. Правильно разработанный процесс обучения способствует развитию и саморазвитию личности учащихся и сводит к минимуму отрицательное влияние различных факторов, создавая благоприятную среду для обучения.
Педагогическое проектирование осуществляет связь между теорией и практикой по следующей схеме: ПТ - ППР - ПП, где ПТ - это педагогическая теория, ППР - педагогическое проектирование, ПП - педагогическая практика. При этом педагогическая теория может выполнять две роли: а) используется как своеобразная модель новой технологии; б) сама является источником формирования новой технологии (используется как идея). Во время разработки и осуществления реального педагогического процесса учитель всегда привносит в него свой индивидуальный подход, применяемый для конкретного коллектива учащихся.
Предполагаются три подхода к педагогическому проектированию: педагогическое моделирование, проектирование и конструирование.
В процессе моделирования разрабатывается обобщенный образец, модель как общая идея содержания педагогического объекта и разрабатываются пути её достижения. Педагогическая модель - это идея организации, осуществления и развития педагогического объекта, реализация которой может проходить по- разному. Примерами педагогических моделей могут служить концепции развития учебных заведений, их уставы и положения, педагогические теории и концепции педагога.
При проектировании осуществляется конкретизация разработанной модели для текущих условий, т.е. возникает возможность проверить разработанную модель на практике. Примерами педагогических проектов являются учебные планы и учебные программы, планы внеучебной и внеурочной работы, методические рекомендации.
На этапе конструирования проект детализируется до базовых компонентов объектов, в некоторых случаях до конкретных действий участников процесса и находит свое воплощение в различных конструктах. И хотя в технике нет понятия «конструкт», а есть конструкторская документация, тем не менее оно введено в педагогику. Такой конструкт несет в себе конкретные данные и дает возможность изменять любой педагогический объект. К педагогическим конструктам относятся различные графики (контроля выполнения заданий, перемещения учащихся по рабочим местам), планы и конспекты уроков, сценарии, расписание и т.д.
Все перечисленные объекты педагогического проектирования взаимосвязаны, потому что педагогические процессы осуществляются в рамках определенных педагогических систем, а педагогические ситуации возникают в рамках конкретных педагогических процессов.
Для выполнения педагогического проектирования применяются следующие алгоритмы:
На этапе «Подготовительная работа»:
1. Анализ объекта проектирования. В первую очередь нужно определиться с объектом проектирования, выяснить его сильные и слабые стороны, недостатки с точки зрения требований к нему, выявить противоречия между его компонентами.
2. Выбор форм проектирования. Форма проектирования зависит от этапа, на котором происходит разработка, и количества этапов, которое еще предстоит пройти.
3. Теоретическое обеспечение проектирования. Поиск и анализ информации об опыте деятельности подобных объектов, данных исследования этих объектов и т.д.
4. Методическое обеспечение проектирования. На этом этапе создаются дидактические и методические материалы, анализируется содержание.
5. Пространственно-временное обеспечение проектирования. Предусматривает выбор оптимального места реализации проекта и соотносит его со временем по объему, темпу реализации, ритму и последовательности.
6. Материально-техническое обеспечение проектирования. На данном этапе предусматривается техническое оснащение как для процесса проектирования, так и для самой реализации проекта.
7. Правовое обеспечение проектирования. Юридические основы деятельности педагога и учащихся в процессе реализации проекта.
На этапе «Разработка проекта»:
8. Выбор системообразующего фактора. При выборе системообразующего фактора стоит учитывать, что через него определяются все остальные компоненты системы. Он создает предпосылки для их объединения в единую систему.
9. Установление связей и зависимостей компонентов. Между компонентами системы существуют различные виды связей и зависимостей, поэтому данная процедура является одной из основных в педагогическом проектировании.
10. Составление документа. Возможно использовать как существующие формы проектирования, так и создаваться новые, более оптимальные или подробные документы.
На этапе «Проверка качества проекта»:
11. Мысленное экспериментирование по применению проекта. Это процесс самопроверки созданного проекта в уме, его «проигрывание». Различные прогнозы результатов применения проекта.
12. Экспертная оценка проекта. Проверка проекта независимыми экспертами.
13. Корректировка проекта. Внесение изменений в проект с целью устранения ошибок или доработки.
14. Принятие решения об использовании проекта.
Такие подходы к педагогическому проектированию влияют на процедуры проектирования новых учебных заведений как педагогических систем, а также на дидактические и методические разработки преподавателей профессиональных учебных заведений.
Для эффективного достижения поставленных целей и решения задач необходимо установить связи: