Файл: Оглавление 2 Введение 3 Глава Формирование универсальных учебных действий младших школьников как психологопедагогическая проблема 6.doc
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Основные понятия и их существенная характеристика
1.3. Мониторинг по УУД на уроках ИЗО
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию УУД на уроках ИЗО
2.1. Цели, задачи, условия эксперимента
2.2. Разработка заданий для выполнения условий сформированности УУД
Способы учета уровня сформированности УУД - в требованиях к результатам освоения учебной программы по каждому предмету и в программах внеурочной деятельности.
Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
Стартовая диагностика определяет основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с особенностями ступени обучения на определенный период выстраивается система работы.
Литература
-
Азбука народных промыслов. 1-4 классы: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост. И. А. Хапилина. - Волгоград: Учитель, 2010. -199 с. -
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. -
Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М. Урок в развивающем обучении. - М., 2008. -
елегин М.В. Апологетика традиционного обучения. М.: ДеНово, 2011. -
Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. - М., 1982. -
Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962. -
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002. -
Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд-во СГПУ, 1998. -
Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М., 2002. -
Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приемам художественно-творческой деятельности / авт.-сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 139 с. -
Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б. М. Неменского / сост. А. Г. Александрова, Н. В.Капустина. - Волгоград: Учитель, 2006. - 61 с. -
Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты / авт.-сост. О. В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 74 с. -
Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. - Волгоград: Учитель.,2010. -
Изобразительное искусство. Учебно-методическая комплексная документация - М.: Агар, 2009. -
Методическое пособие по городецкой росписи / М. Ильченко. - VI.: ИД «Грааль», 2002. -
Мульдаров В.К., Баннов И.И., Прудаева О.И., Пучкин М.Г. Организационно-психологические основы развивающего образования в регионе: управление, новые педагогические технологии, личностно-ориентированный подход// Под общ. Ред. В.В.Рубцова. – М.: Международный образовательный и психологический колледж, 2002. -
Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Йеменский. - М.: Просвещение, 2007. -
Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под ред. Л.М.Митиной - М., 2010. -
Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство.5-7 классы. Музыка.5-7классы. Искусство.8-9 классы. - М.: Просвещение, 2010. -
Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» / Под ред. В.В.Рубцова - М., 2010. -
Рубцов В.В. Социально-генетические основы развивающего образования. М.: МГППУ, 2008. -
Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (первый этап)// Психологическая наука и образование. 2007. №2. -
Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (второй этап)// Психологическая наука и образование. 2008. №2. -
Сборник нормативных документов. Искусство/сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-2-е изд. - М.: Дрофа, 2008. -
Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. - М, 2010. -
Телегин М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении. М.: Алвиан, 2009. -
Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ, 2006. -
Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность. /под ред.С.С.Татарченковой. - СПб.: КАРО, 2008. -
Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова.-2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. -
Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба - М., 2010. -
Эпштейн М. Межпредметное интегративное погружение – как его организовать и провести. М., 2009.
Приложение
Урок №1 Тема: «Введение в предмет»
Задание: Достаньте на парту все ваши школьные принадлежности. Выберите только те принадлежности, которые могут вам пригодиться на уроках изобразительного искусства. Объясните свой выбор.
Урок №2 Тема: «Изображения всюду вокруг»
Задание: Приготовьте все необходимые принадлежности. Давайте проверим, все ли принадлежности вы приготовили.
Я в руке своей держу радуги кусочек.
Он поможет серый мир превратить в цветочек. (краски)
Как только в акварель уткнусь я хвостиком
Тот час буду рисовать то, что вы попросите. (кисть)
Имею я большой запас бумаги для каждого из вас. (альбом)
Чёрный Ивашка, деревянная рубашка.,
Где носом проведёт,
Там заметку кладёт. (карандаш)
Молодцы! Всё отгадали. Постарайтесь их не забывать.
Урок №3 Тема: «Мастер Изображения учит видеть».
Задание: Обведите лист по шаблону.
Дорисуйте лист по его половинке.
Урок №4 Тема: «Изображать можно пятном».
Задание: Работа в паре. Изобразите на листе любое пятно. Дорисуйте это пятно до сказочного животного. Обсудите с товарищем и придумайте своему животному название.
Урок №5 Тема: «Изображать можно в объеме».
Задание: Работа в группе. После того как дети вылепят своих животных, им предлагается объединить своих животных в композицию и разыграть сказку, которую они придумают о своих животных.
Урок №6 Тема: «Изображать можно линией».
Задание: Работа в паре. С помощью разных линий изобразите
домик сказочного героя. Подготовьте рассказ о том , кто может жить в этом домике.
Урок №7 Тема: « Изображать можно линией».
Задание: Используя разные линии, составьте рассказ о себе.
Урок №8 Тема: «Разноцветные краски».
Задание: После знакомства с разноцветными красками детям предлагается в паре составить и обговорить правила пользования красками на уроках.
Урок №9 Тема: « Изображать можно и то,что невидимо».
Задание: Используя различные цвета , детям предлагается изобразить свое настроение.
Урок №10 Тема: « Художник и зрители».
Задание: Прослушав рассказ учителя, составьте правила поведения в музее.
Урок №11 Тема: « Посещение музея»
Задание: Распределившись на группы, по очереди попробовать себя в роли экскурсовода.
Урок №12 Тема: « Мир полон украшений».
Задание: Работа в группе. Детям раздаются шаблоны цветика-семицветика. Дети в группе распределяют лепестки и цвета ,которыми они будут раскрашивать . Каждая группа составляет свой цветик-семицветик.
Урок №13 Тема: «Красоту надо уметь замечать».
Задание: Детям предлагается сделать свободный рисунок. Обсуждение в паре работ друг друга. Назвать достоинства и недостатки работ друг друга.
Урок №14 Тема: «Узоры на крыльях».
Задание: Детям предлагается рисунок бабочки. Левая сторона бабочки нарисована в цвете. Дети должны по образцу дорисовать бабочку в цвете.
Урок №15 Тема: «Красивые рыбы. Украшение рыб».
Задание: Детям предлагается на шаблонах различных рыб , с помощью различных линий и фигур, украсить рыб и заселить их в аквариум , который висит на доске.
Урок №16 Тема: « Украшение птиц».
Задание: Работа в паре. После изготовления сказочной птицы, детям предлагается придумать сказку о своей птице.
Урок №17 Тема: «Узоры, которые создали люди».
Задание: Детям предлагается шаблон с орнаментом. Ребята должны продолжить орнамент по образцу.
Урок № 18 Тема: «Как украшает себя человек».
Задание: Детям предлагается в паре создать украшение и подготовить его презентацию.
Урок № 19 Тема: «Мастер украшения помогает сделать праздник».
Задание: Ребятам предлагаются иллюстрации с видами городских или сельских улиц. Работа в группе. Составление коллективного панно.
Урок № 20 Тема: «Постройки в нашей жизни».
Задание: Детям предлагаются два рисунка с изображением построек. Дети должны найти пять отличий.
Урок № 21 Тема: «Рисуем дом для сказочных животных».
Задание: Ребятам предлагаются различные геометрические фигуры , из которых они должны составить дом для сказочного животного. Работа в паре. Можно предложить нарисовать обитателя этого дома.
Урок № 22 Тема: «Домики, которые построила природа».
Задание: « Узнай хозяина домика»
Урок № 23 Тема: «Дом снаружи и внутри».
Задание: Детям предлагается в паре, опираясь на имеющиеся знания по составлению орнамента, составить орнамент для обоев, которыми бы они украсили свою комнату. Выставка и обсуждение.
Урок № 24 Тема: «Строим город».
Задание: Работа в группе. Создание макета города из различных упаковок. Придумайте название городу. Защита проекта.
Урок № 25 Тема: «Все имеет свое строение».
Задание: Работа в группе. Распределить обязанности. Создать образ животного в виде аппликации. Подготовить презентацию.
Урок № 26 Тема: «Постройка предметов».
Задание: Работа в паре. Детям раздаются коробочки(упаковки). Создать подарочную упаковку,производя правильный порядок учебных действий. Выставка.
Урок № 27 Тема: «Город, в котором мы живем». (экскурсия)
Задание: Сделать зарисовку города по впечатлению после экскурсии. Коллективное обсуждение работ.
Урок № 28 Тема: «Совместная работа трех братьев-мастеров».
Задание: Работа в группе. Детям предлагаются иллюстрации различных построек. Определите задачу, которую решал автор , создавая данную постройку.
Урок № 29 Тема: «Праздник весны. Конструирование птиц из
бумаги».
Задание: После создания птицы, дети должны обсудить свои работы в паре. Детям предлагается вслух проговорить достоинства и недостатки изделия. Далее заселяем ветку. Детям предлагается повесить своих птиц на ветку,заранее приготовленную учителем.
Урок № 30 Тема: «Разноцветные жуки».
Задание: Работа в паре. Дорисовываем жука.
Урок № 31 Тема: «Сказочная страна».
Задание: Коллективная работа. Создание коллективного панно «Сказочный мир».
Урок № 32-33 Тема: «Здравствуй, лето!» Образ лета в творчестве художников».
Задание: Работа в паре. Составление устного рассказа о летнем отдыхе.
Задание: Работа в паре. Обсудите с товарищем предложенную
иллюстрацию. Опираясь на имеющиеся знания, охарактеризуйте произведение.
Приложение – Методики исследования
Методика "Рисование по точкам".
Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.
Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность
Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа.
Методика включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 - неправильная трапеция, в задаче № 3 - ромб, в задаче № 4 - квадрат и в задаче № 5 - четырехлучевая звезда: