Файл: Оглавление 2 Введение 3 Глава Формирование универсальных учебных действий младших школьников как психологопедагогическая проблема 6.doc
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Основные понятия и их существенная характеристика
1.3. Мониторинг по УУД на уроках ИЗО
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию УУД на уроках ИЗО
2.1. Цели, задачи, условия эксперимента
2.2. Разработка заданий для выполнения условий сформированности УУД
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделяют четыре блока:
-
личностный; -
регулятивный (включающий также действия саморегуляции); -
познавательный; -
коммуникативный. -
Базовые образовательные технологии, на которых строится обучение: -
обучение на основе «учебных ситуаций»;, -
проектная деятельность; -
уровневая дифференциация; -
информационные и коммуникативные технологии.
Многие подходы, приёмы по формированию УУД и раньше активно использовались педагогами нашей школы в образовательной практике. Но с введением новых стандартов эта работа сложилась в четкую, целенаправленную систему по всем направлениям образовательного процесса: и в части достижения планируемых результатов освоения учебных программ, и в области духовно- нравственного развития, и в создании здоровьесберегающей среды, и в направлении взаимодействия с родителями и общественностью.
Безусловно, что такая четкая, целенаправленная, организованная система в большей степени способствует достижению желаемого результата – портрета выпускника, представленного новыми образовательными стандартами. Но для достижения более качественного конечного результата необходима чёткая диагностическая система изучения промежуточных результатов формирования метапредметных и личностных планируемых результатов. Именно в этом возникло множество вопросов при непосредственной организации образовательного процесса в школе.
Один из них: «Как правильно организовать мониторинг формирования УУД?
К сожалению, новыми стандартами не предусмотрены материалы (таблицы, бланки, оценочные листы и т. д.) для фиксирования показателей диагностики формирования и развития метапредметных и личностных результатов. Что затрудняет отслеживание показателей развития школьника на протяжении всего обучения в начальной школе.
Проектирование и реализация процесса формирования универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС нового поколения подвело к проблеме создания программы мониторинга уровня сформированности УУД как приложения к Программе развития универсальных учебных действий. Программа составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
-
Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД; -
Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД; -
Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД; -
Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования; -
Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения; -
Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования. -
Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.
Начинается эта работа с первых дней обучения в школе. Для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые возможности ребят, поступивших в школу. Она основывалась на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе, результатах оценки их предметной готовности к обучению.
По итогам диагностик проводится анализ полученных результатов, который отражается в характеристике обучающегося, и дает возможность педагогу, родителям и самому ученику видеть уровень его индивидуального развития и степень соответствия на данный период обучения портрету выпускника, который чётко определён новыми образовательными стандартами и программой духовно-нравственного развития и воспитания.
На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод-ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.
Результаты диагностических работ заносятся в Карты индивидуального развития обучающихся, которые вкладываются в Портфолио учащихся.
Внедрение ФГОС второго поколения – новый этап в развитии общего начального образования. Это обязывает современного учителя быть более ответственным, инициативным, творческим, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе.
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию УУД на уроках ИЗО
2.1. Цели, задачи, условия эксперимента
База исследования: МОУ Полетаевская СОШ (отделение с.Чипышево)и
д.Бутаки.
Цель эксперимента: изучить особенности сформированности универсальных учебных действий на уроках ИЗО в 1 классе по программе Б.Неменского.
В задачи исследования входит:
1. разработать задания для выполнения уровней сформированности универсальных учебных действий,
2. изучить уровни сформированности УУД на уроках ИЗО у учащихся первых классов данных школ,
3. сравнить уровни УУД на уроках ИЗО у учащихся первых классов школы с.Чипышево и д. Бутаки,
4. сделать вывод о проделанной работе.
Ученики 1 класса школы с.Чипышево – экспериментальная группа, ученики 1 класса школы д.Бутаки – контрольная группа.
Мы взяли для исследования 2 класса с целью сравнения эффективности использования разработанных нами мероприятий по системе Б.Неменского.
2.2. Разработка заданий для выполнения условий сформированности УУД
В данном пункте курсовой работы мы разработаем конспекты уроков с целью формирования универсальных учебных действий на уроках по изобразительному искусству в 1 классе по программе Б. Неменского.
1. Тема: Разноцветные краски.
Цели: - познакомить с видами изобразительного искусства, материалами и инструментами для уроков изобразительного искусства, последовательным расположением цветов в спектре;
- дать представление о живописи;
- формировать навыки и умения организации рабочего места;
- развивать отзывчивость к красоте цвета в природе и искусстве;
- воспитывать интерес к предмету.
Ход урока
-
Орг. Момент.
- Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Будем изобразительное искусство изучать,
Творчество и фантазию развивать.
Конечно, не каждый может стать настоящим художником, но научиться рисовать и понимать искусство живописи доступно всем.
Вы хотите научиться рисовать? Я вам в этом помогу.
-
Сообщение темы урока.
Сколько в мире красок!
Сколько красоты!
Изобразительному искусству
Научишься и ты.
Какое это счастье –
Дарить людям прекрасное!
Только проявите старание,
Внимание и прилежание.
Для того, чтобы попасть в королевство красок, нужно приготовить к уроку необходимые принадлежности. Отгадайте какие:
Я в руке своей держу радуги кусочек.
Он поможет серый мир превратить в цветочек. (краски)
Как толь в акварель уткнусь я хвостиком
Тот час буду рисовать то, что вы попросите. (кисть)
Имею я большой запас бумаги для каждого из вас. (альбом)
Чёрный Ивашка, деревянная рубашка.,
Где носом проведёт,
Там заметку кладёт. (карандаш)
Молодцы! Всё отгадали. Постарайтесь их не забывать.
-
Вводная беседа.
Человек, сколько он помнит себя, всегда старался сделать своё жилище уютным и красивым. Много тысяч лет тому назад, ещё живя в пещере, первобытный охотник начал изображать на её стенах людей и животных. Каменный скребок был первым инструментом художника, а полотном служили гранит и базальт. Прошло много лет, и художники стали использовать самые разные материалы: дерево, металл, глину, кость, камень, бумагу, стекло и даже болотную траву. Если вы были в музеях, то, наверное, видели там различные произведения художников, скульптуры, керамическую посуду и многие другие экспонаты.
Живописью называют произведения, созданные красками.
Краски – материал живописи. Как и звуки, краски могут быть и радостными и печальными. Как и писатель, художник рассказывает нам о жизни, создаёт образы героев, изображает действие, пишет картины природы.
Чтобы создать множество оттенков (разновидность цвета) художник пользуется палитрой (небольшой кусочек бумаги или картона, доски или стекла на которых смешивают краски)
4. Организация рабочего места.
Но и это ещё не всё. Любой художник, даже самый великий начинает работу с организации рабочего места, чтобы ему было удобно заниматься творчеством.
Сейчас мы этим и займёмся.
- для того, чтобы не запачкать парту красками, нужно постелить на неё клеёнку;
- чтобы краски не пачкались при работе, нужно кисточку промывать в баночке с водой. Баночку ставим с той стороны, где рабочая рука.
- кисть не нужно опускать полностью в краску, достаточно обмакнуть полхвостика.