Файл: Оглавление 2 Введение 3 Глава Формирование универсальных учебных действий младших школьников как психологопедагогическая проблема 6.doc
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Основные понятия и их существенная характеристика
1.3. Мониторинг по УУД на уроках ИЗО
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию УУД на уроках ИЗО
2.1. Цели, задачи, условия эксперимента
2.2. Разработка заданий для выполнения условий сформированности УУД
5. Подготовка к выполнению практической работы.
Ребята, перед вами на столе лежат краски разных цветов. Назовите эти цвета. А ещё какие цвета знаете?
Скажите, что вам напоминает каждый цвет? (жёлтый – солнце, зелёный – траву…)
Прежде, чем начать рисовать, нужно кисточку опустить в воду, затем взять на неё краску. Каждый раз меняя цвет, нужно кисточку хорошо мыть в банке с водой, а лишнюю воду можно промокнуть тряпочкой.
Хранить краски надо чистыми, а вот на бумаге их можно и нужно смешивать.
6. Практическая работа.
Задание: Подумай, что тебе напоминает цвет каждой краски. Попробуй на листе бумаги все краски, но так, чтобы получился красивый коврик. А можно изобразить осень или зиму.
7. Итог урока.
Посмотрите, как сразу поднялось настроение! Как в нашем классе стало светло от ваших работ! Молодцы! Думаю, ваши родители порадуются вместе с вами, увидев такую красоту.
2. Тема: Зимние напевы.
Вид урока: рисование по памяти и впечатлению
Цели и задачи: показать детям красоту зимней природы в произведениях живописи русских художников и выполнить рисунок в цвете на тему. Учить освоению пространства: ближе - больше, дальше - меньше. Формировать умение самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, закреплять умения работать гуашевыми красками. Развивать целостное художественное представление о зимних деревьях и их красоте. Осуществлять межпредметные связи изобразительного искусства и музыки (прослушивание записи "Времена года" П.И.Чайковского, Шедевры классической музыки (сборник)) Воспитание любви к природе, к родному краю.
Техническое оборудование для урока: телевизор, DVD-плеер, магнитофон.
Литературный ряд: отрывок стихотворения Ф.Тютчева, А.С.Пушкина "Зимнее утро"
Музыкальный ряд: Шедевры классической музыки (сборник), музыка П.И.Чайковского "Времена Года".
Зрительный ряд. репродукция картины: "Зимняя ночь" 1910г. Константин Алексеевич Коровин, "Февральская лазурь" И.Э.Грабарь
Оборудование для учителя. Лист формат А3,кисти 8,5,3, банка для воды, тряпочка, палитра, краски гуашь 12цв., мел.
Оборудование для ученика. Лист формат А3, карандаш НВ, ластик, кисти 8,5,3, банка для воды, тряпочка, палитра, краски гуашь 12цв.
Ход урока
Урок смешанного типа с применением технических средств обучения; начинается с беседы о прекрасном в природе.
1. Организованный момент.
Приветствие, проверка готовности к занятию.
Сообщение темы и целей занятия.
Звучит музыка. На экране TV показываются слайды репродукций картин, с зимним пейзажем.
2. Беседа.
Пед. - Сегодня мы будем в роли необыкновенных художников, которые пишут природу.
Вопрос детям: - Кто вспомнит, как их называют? (отв. дет.)
Пед. - Художники - пейзажисты, наблюдают природу, видят её состояние.
Рассмотрим репродукцию картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь".
Обзор и краткий сравнительный анализ репродукций: "Февральская лазурь" И.Э.Грабарь.
Вопросы детям.
- Как относится художник к природе? Восхищается ли художник, природой (большой берёзой на первом плане, небом, солнцем)?
-Какое настроение на картине Игоря Эммануиловича? Радостное, грустное?
-Какие цвета использовал художник, рисуя небо? Снег?
(Холодные: голубой, синий, фиолетовый и все его оттенки).
Пед. обобщает. Берёза на первом плане с раскидистыми ветвями, с белым золотистым стволом. Вдали красуются её подружки. Цвет неба глубокий синий, с зеленовато- жёлтым тоном, солнышко жёлто- лимонного цвета. А снег отражает солнце и небо.
Пед. А кто знает стихотворение, где передавалось бы солнечное, радостное настроение зимы или грустное, печальное?
Чтение стихотворения уч-ся.
Пед. Вот совершенно другой по настроению зимний пейзаж "Зимняя ночь" Константина Алексеевича Коровина.
Краткий сравнительный анализ репродукции: "Зимняя ночь" 1910г. К.А. Коровин.
Вопросы детям.
- Определите настроение картины?
- Что вы чувствуете, рассматривая картину?
- Какие цвета использовал художник, рисуя небо? Снег?
Пед. обобщает. Тишина, лес будто уснул. На снегу голубоватые тени, там могут быть чьи- то следы. И цвета художник использовал неяркие. Умело художник передал свои чувства.
Физминутка. Звучит музыка П.И.Чайковского "Времена Года".
Пед. - Представим, что мы деревья в сказочном лесу.
- Подул ветер. Наши ручки закружились.
- Ветер дует нам в лицо.
- Закачалось деревцо.
- Солнце вышло из-за тучи
- Ветер - тише, тише, тише.
Пед. - Кругом стоит таинственная тишина. Пурга намела огромные сугробы снега.
- Повсюду деревья со снежными шапками.
3. Показ учителя.
Объяснение и демонстрация последовательного выполнения работы в цвете. Выполняется подмалёвок неба, показывается этапы рисования дерева. После показа этапов работы, учитель снимает свой образец с доски (мольберта).
Вспоминаем с детьми о смешивании красок неба, его состоянии, настроении (голубое, с розовым оттенком; или тёмное - ночное, синевато-фиолетовое).
Необходимо указать на роль и значение перспективы, а также на цветовое сочетание красок, на влияние цветовых отношений в передаче настроения (теплый и холодный тон), на характерные особенности структуры различных пород деревьев.
Пед. - Вспомним, что мы сегодня, необыкновенные художники!
Работать будем гуашевыми красками.
- Как мы с вами расположим лист бумаги вертикально или горизонтально? (Вертикально).
- Деревья растут вверх, на первом плане - большие, а чем дальше - меньше.
- Что мы изображаем первым на листе бумаги? (отв. дет.: небо)
- С чего начнём изображение дерева? ( отв. дет. : со ствола).
- Дерево, может быть старым, могучим, с толстым стволом.
- Или тонким, как у берёзы.
- Какого цвета у неё ствол? (ствол белого цвета с оттенками.)
4. Самостоятельная работа.
Возьмём кисть и попробуем написать зимний пейзаж.
Изобразите разные деревья, 3-4 вида деревьев.
Попробуйте передать своё настроение, а музыка вам в этом поможет.
Звучит музыка: Шедевры классической музыки (сборник), музыка Чайковского, отрывок "Времена Года".
Во время самостоятельной работы детей педагог следит за правилами работы с гуашью, за использованием разнообразных приёмов работы кистью (всей кистью, концом, приёмом тычка, прикладыванием или примакиванием и др.)
5. Итог работы. Выставка.
Дети сами оценивают, анализируют работы. Высказывают своё мнение, что получилось в работе, или где-то можно добавить другой оттенок. Дети рассказывают своё впечатление от работы по данной теме.
Звучит музыка: Шедевры классической музыки (сборник).
Выставка детских работ.
Далее в разделе « Приложение», я привожу примеры заданий для детей по каждой теме для формирования у учащихся различных видов УУД.
2.3. Анализ результатов исследования
Результаты исследования представим по классам, обобщив полученные данные по уровням.
Результаты исследования представлены в таблице 1 и графически на рис. 1.
Таблица 1 – Результаты диагностики универсальных учебных действий
1 класс | Личностные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | |||
Методика Н. Лускановой | Методика «Лесенка» | Методика «Носочки» | Методика «Рисование по точкам» | Методика «Корректурная проба» | «Выделение существенных признаков» | «Найди отличия» | |
Школа с.Чипышево | Н | С | С | С | С | Н | С |
Школа д.Бутаки | С | В | В | С | С | В | В |
Таким образом, мы наглядно можем увидеть, что ученики 1 класса школы с.Чипышево – контрольная группа – по личностным УУД получили низкий и средний уровни, по коммуникативным и регулятивным УУД – средний уровень, по познавательным УУД – низкий и средний уровни. Высокого уровня сформированности УУД не выявлено. Стоит отметить, что дети занимаются по программе О.В. Свиридовой.
Изучая результаты сформированности УУД у первого класса школы д.Бутаки (занимаются по программе Б.Неменского), стоит заметить, что низкого уровня не выявлено по всем показателям, преобладает высокий уровень сформированности универсальных учебных действий, что говорит об эффективности программы Б. Неменского в формировании универсальных учебных действий.
Заключение
Итак, успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, т. к. являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.
Например, уже на первых уроках перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения.
Любая задача, предназначенная для развития или оценки уровня сформированности УУД предполагает осуществление субъектом (в свёрнутом или развёрнутом виде) следующих навыков: ознакомление-понимание — применение – анализ – синтез - оценка.
В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.
В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"
В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД).
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Схема работы над формированием УУД указывается в программе формирования УУД и тематическом планировании.