Файл: Оглавление 2 Введение 3 Глава Формирование универсальных учебных действий младших школьников как психологопедагогическая проблема 6.doc
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Основные понятия и их существенная характеристика
1.3. Мониторинг по УУД на уроках ИЗО
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию УУД на уроках ИЗО
2.1. Цели, задачи, условия эксперимента
2.2. Разработка заданий для выполнения условий сформированности УУД
-
-
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж» -
-
-
-
-
КУРСОВАЯ РАБОТА -
-
на тему__ Особенности формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности. -
по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)" -
-
-
-
Выполнена студентом (кой) Фомичёвой Еленой Александровной -
(Ф.И.О.) -
специальности___44.02.02 Преподавание в начальных классах_____________ -
номер группы____ 73 ПНК-11/21А-2 -
-
Руководитель ___Гревцова Екатерина Владимировна -
(Ф.И.О.) -
-
-
-
-
-
-
-
-
2023 г.
Оглавление
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Формирование универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема 6
1.1. Основные понятия и их существенная характеристика 6
1.2. Сравнительный анализ формирования УУД по программе Б.Неменского и в других образовательных системах 11
1.3. Мониторинг по УУД на уроках ИЗО 16
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию УУД на уроках ИЗО 22
2.1. Цели, задачи, условия эксперимента 22
2.2. Разработка заданий для выполнения условий сформированности УУД 23
2.3. Анализ результатов исследования 30
Заключение 32
Литература 34
Приложение 37
Введение
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса:
-
подготовки учащихся к реальной жизни, -
готовности к тому, чтобы занять активную позицию, -
успешно решать жизненные задачи, -
уметь сотрудничать и работать в группе, -
быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Поэтому уже с этого, 2011-2012 учебного года, учителям первых классов пришлось переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя!
И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД).
УУД - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Основы универсальных учебных действий надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Остановимся на уроках изобразительного искусства. Успехи в изучении изобразительного искусства во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам.
Овладение системой изо, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию [3, с. 9]
Следовательно, задача формирования и развития УУД отражается не только в планируемых результатах по изо, но и пронизывает все предметные области.
Таким образом, ИЗО является не только предметом изучения, но и средством обучения. А универсальные учебные действия являются психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования универсальных учебных действий младших школьников как средства эффективного обучения по ИЗО.
Исходя из актуальности проблемы, мы избрали тему исследования «Формирование универсальных учебных действий на уроках ИЗО в 1 классе по программе Б. Неменского».
Цель работы – изучить особенности формирования универсальных учебных действий на уроках ИЗО в 1 классе по программе Б. Неменского.
Объектом исследования является деятельность учеников на уроках ИЗО.
Предмет исследования: формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках ИЗО.
Гипотеза исследования: если при обучении младших школьников на уроках ИЗО систематически применять систему упражнений по формированию универсальных учебных действий, то это будет способствовать повышению уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определить сущность, особенности, значение универсальных учебных действий младших школьников.
3. Разработать и реализовать систему упражнений для формирования универсальных учебных действий младших школьников.
4. Выявить влияние разработанной системы упражнений на формирование универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках ИЗО.
База исследования: исследование осуществлялось на базе МОУ Полетаевская СОШ(отделение с.Чипышево) и (отделение д.Бутаки).
Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать разработанную систему упражнений в практической деятельности учителей начальной школы по проблеме формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках ИЗО.
Глава 1. Формирование универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема
1.1. Основные понятия и их существенная характеристика
Сегодня актуальна фраза: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”. Наши дети — это люди нового поколения, нового информационного общества. В современном мире актуально получение информации разными способами, из разных источников, умение осмыслить, переработать, освоить её. Поэтому возникает необходимость научить детей компетентностному подходу к решению данной проблемы.
Обучение, по своей природе и по особенностям его организации, процесс достаточно сложный. С одной стороны, он предполагает вооружение учащихся суммой действенных знаний, т. е. знаний, легко и сознательно применяемых в любой ситуации. Параллельно с этим и во взаимосвязи с ним идет другой, не менее важный, процесс формирования приемов учебного труда, определенных умений, дающих возможность учащимся усваивать знания легко и, более того, приобретать их самостоятельно. Фонд действенных знаний – это материал для формирования учебных умений; вместе с тем сформированные умения дают возможность пополнять этот фонд новыми знаниями.
Существует две категории учебных умений: общие и специальные. Речь пойдет об общеучебных умениях и навыках, которыми должен овладеть в ходе обучения любой учащийся.
Универсальные учебные действия
– это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины.
- это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.
Процесс обучения не может быть успешным без вооружения учащихся системой умений и навыков учебного труда – от умений читать и писать до самостоятельного планирования работы; осуществлять самоконтроль за её выполнением и вносить последующие коррективы. Уровень обучаемости детей, темпы переработки и усвоения ими научной и технической информации и в конечном итоге качества знаний учащихся находятся в зависимости от уровня сформированности этих умений.
Все универсальные учебные действия можно разбить на четыре группы:
Учебно-управленческие (организационные) - общеучебные умения, обеспечивающие планирование (определение целей и средств их достижения), организацию (создание и совершенствование взаимодействия между управляемой и управляющей системами для выполнения планов), контроль (сбор информации о процессе выполнения намеченных планов), регулирование (корректировка планов и процесса их реализации) и анализ (изучение и оценка процесса и результатов выполнения планов) собственной учебной деятельности учащимися. В эту группу входят следующие умения и навыки:
Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности.
Понимать последовательность действий, реализуемых при индивидуальном и коллективном выполнении учебной задачи.
-
Соблюдать последовательность действий при индивидуальном выполнении учебной задачи в отведенное время. -
Соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи в отведенное время. -
Соблюдать последовательность выполнения домашних учебных заданий в определенных временных границах. -
Самостоятельно (или по совету учителя) готовить рабочее место для учебных занятий в школе и дома. -
Пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами. -
Соблюдать правильную осанку на рабочем месте. -
Выполнять советы учителя по соблюдению основных правил гигиены учебного труда. -
Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации. -
Владеть основными средствами различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль). -
Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму. -
Вносить необходимые изменения в последовательность и время выполнения учебной задачи.
Учебно-информационные умения – общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.
Учебно-логические умения - общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. Умения в этой группе подразделяются в соответствии с основными мыслительными операциями:
Учебно-коммуникативные умения - умения, позволяющие организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми:
-
Уметь выслушивать мнение других; -
Умение слушать и одновременно записывать содержание рассказа; -
Владеть различными формами устных и публичных выступлений; -
Уметь литературным языком излагать свои мысли; -
Уметь выступать перед аудиторией; -
Уметь составлять план выступления; -
Уметь связно выступать по плану; -
Уметь вести полемику, участвовать в дискуссии; -
Уметь высказывать тезисы; -
Уметь задавать уточняющие вопросы; -
Уметь оценивать различные точки зрения; -
Владеть приёмами риторики; -
Уметь организовывать совместную деятельность; -
Владеть культурой речи; -
Уметь аргументировать, доказывать.
Приведённая классификация конкретизирует и уточняет довольно обширное понятие «универсальные учебные действия», что позволяет более целенаправленно вести работу по их формированию и развитию в процессе обучения. Любые умения формируются в систематичной деятельности, причём начинается этот процесс с углубленной диагностики.
Сформированность учебно-логических навыков напрямую связана с уровнем развития мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Соответственно, для диагностики эффективно использовать психологические тесты на развитие перечисленных мыслительных операций. А именно тест “Простые аналогии”, «Прогрессивные матрицы Равена», тест “Выделение существенных признаков”, тест “Исключение лишнего” (предметный вариант и вербальный вариант).
Для диагностики уровня сформированности учебно-информационных общеучебных умений используются показатели скорости чтения в совокупности с показателем уровня усвоения прочитанного текста, а также показатели уровня усвоения (понимания) услышанного текста дифференцированно по вербальным ответам и зрительному образу. Кроме того, проводится диагностика умений работать с тестом (составление плана, конспекта, выделение ключевых слов).
Диагностика развития коммуникативных умений проводится путем экспертной оценки следующих параметров: словарный запас, литературное и логическое построение фразы, удерживание логической связи в построении протяженного связного текста, дифференцированно для письменного и устного варианта.
- Диагностика учебно-организационных умений
Также для диагностики могут быть использованы следующие методики:
Полученные в результате тестирования количественные и качественные показатели позволяют определить уровень развития учебно-логических умений, учебно-информационных и учебно-коммуникативных умений каждого ученика в классе и сформированность общих учебных умений класса в целом.
Универсальные учебные действия являются инструментом овладения любого учебного материала. Важно обратить внимание на работу по их формированию и развитию с самого начала школьной жизни. Ученики начальной школы стоят на этапе элементарной грамотности. Необходимо не упустить момент и создать такие условия для ребёнка, чтобы он с самого начала обучения усвоил алгоритмы, правила, приёмы, с помощью которых можно было сделать школьную жизнь насыщенной и интересной. Формирование универсальных учебных действий - специальная педагогическая задача и цель работы учителя начальных классов. «Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет» — говорили древние. А наше будущее в образовании — компетентностно - ориентированный подход в обучении.
Для школы это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и формирование универсальных универсальных учебных действий, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.