Файл: Поддержка государства и общественных организаций развития малого предприятия в России.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты государственной поддержки малого предпринимательства
1.1. Сущность и анализ деятельности малого предпринимательства в России
1.2. Основы поддержки государства и общественных организаций в развитии малого предпринимательства
2. Анализ механизма государственной поддержки малого предпринимательства в современных условиях
2.1. Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в современных условиях
3.1. Проблемы и направления совершенствования механизма государственной поддержки в России
44
Налоговые и амортизационные льготы, предоставляемые самому мелкому инновационному бизнесу, применяются менее широко, так как для мелких фирм намного важнее; первоначальная и “предначальная” их поддержка.
С конца 70-х — начала 80-х гг. начали разрабатываться более льготные условия налогообложения и для мелкого бизнеса, прежде всего инновационного с учетом его специфических потребностей.
В отношении мелкого бизнеса из ряда амортизационных льгот действует только одна значительная мера. Мелким фирмам разрешено списывать стоимость основного капитала неравными частями или единовременно в течение амортизационного периода.
Таким образом, поддержка предпринимательства в России сводится к системе налоговых льгот на прибыль; так же муниципальные власти помогают бизнесу, создавая союзы и организации, выдавая прямые и гарантированные займы, предоставляя льготы, а так же создавая новые отрасли и технологии.
Выводы по 3 главе.
Сегодня активное развитие российского предпринимательства сопровождается созданием и развитием рыночных отношений, которые должны проходить на достойном уровне и при наличии определенной ситуации (так называемой предпринимательской среды). Прежде всего, это рынок и его отношения, а также личная независимость (свобода) предпринимателя, т.е. он вправе принимать такое решение, которое, по его мнению, является самым эффективным, прибыльным и действенным. Появление большого количества малых предприятий способствует внедрению на рынок товаров и услуг новых продуктов, технологий, освоению рынков сбыта и источников сырья, применению организационных новшеств.
«Комплексный подход к поддержке малого и среднего бизнеса вызывает необходимость разработки целевых муниципальных программ взаимодействия бизнеса и местного самоуправления, отражающих реальные возможности муниципальных образований. Развитие муниципального сектора должно предполагать расширение предпринимательских начал в муниципальной практике, более широкое использование рыночных механизмов, инструментов и открывающихся возможностей для получения доходов и, прежде всего, для повышения качества жизни жителей муниципального образования».45
Разработка целевых местных программ развития и поддержки предпринимательства, программ взаимодействия бизнеса и местного самоуправления, ориентированных на приоритетные направления развития экономики территории, необходимы для формирования благоприятной среды развития предпринимательской инициативы активных слоев общества, формирования различных элементов рыночной инфраструктуры, повышения профессионального и морально-этического уровня, квалификации и компетентности предпринимателей на региональном уровне.
Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, которая реализуется субъектами экономики, регламентируется законодательно государственными органами в соответствии с определенными категориями, определяющими и транслирующими сущность данного термина.
Малое предпринимательство как важный элемент системы экономики государства играет большую роль в развитии субъектов государства: увеличение числа занятого и самозанятого населения снижает безработицу, предоставление широкого ассортиментного спектра товаров и услуг населению, уменьшение обязанностей государства и его субъектов по обеспечению социальных программ гарантий.
Малое предпринимательство усиливает конкурентную среду и тем самым помогает прогрессивному развитию экономики территории в целом. Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства и его регионов. Отсюда следует, что поддержка малого предпринимательства – это вклад в рост и развитие рыночной, конкурентной экономики в целом.
Обязательное условие прогрессивного и успешного развития малых предприятий – наличие комплексной и императивной государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровнях, которая создает благоприятную инфраструктуру и бизнес-климат. Только при всестороннем взаимодействии возможных государственных механизмов будет обеспечена самая высокая степень развитости субъектов малого предпринимательства.
Цель и задачи данной работы выполнены в полном объеме.
Динамика последних лет показывает, что малый бизнес в России скорее стагнирует, чем развивается, но увеличение эффективности государственной поддержки вполне способно переломить данную тенденцию. Государству необходимо активнее участвовать в улучшении положения малых предприятий, потому что существующие механизмы поддержки работают неэффективно.
Таким образом, субъекты малого предпринимательства России имеют ряд особенностей, сдерживающих динамичное развитие малого предпринимательства. Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым предпринимательством, а их целое множество, российский малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития. Как правило, меры поддержки малого предпринимательства в нашей стране не учитывают широкого спектра разнообразия предпринимательской деятельности и носят узконаправленный характер. Существуют большие непреодолимые для малых предприятий барьеры получения государственной помощи, с которыми нужно бороться. Особая роль в развитии малого предпринимательства отводится государству: поддержка бизнеса должна носить комплексный и стратегический характер, стать новым национальным приоритетом и вылиться в строительство полноценной инфраструктуры и благоприятной бизнес-среды.
1 Аврамчикова, Н.Т. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова.– Москва: Издательство Юрайт, 2021.– 174 с.
2 Барабашев, А.Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов/ А.Г. Барабашев, А.В. Климова.– Москва: Издательство Юрайт, 2021.– 194 с.
3 Vasyaycheva, V.A. Designing a subprocess of industrial enterprise innovative potential managing // Modern science. 2020. №5-3. С.15-20.Atrill P., McLaney E. (Eds.). Accounting and Finance for Non-Specialists. Philadelphia: Trans-Atlantic Publications, Inc., 10th edition, 2017. 616 p.
4 Тисленко, Д.Р. Специфические особенности малого бизнеса в РФ / Д.Р. Тисленко // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. – 2020. – № 3 (28). – С. 143–147
5 Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209–ФЗ (в ред. от 30.12.2020) // [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
6 Селютин, И.Е. Малое и среднее предпринимательство в современных условиях России / И.Е. Селютин // Modern Science. – 2020. – № 2–1. – С. 94–96.
7 Фролова, О.Ю. Актуальные проблемы малого предпринимательства в России / О.Ю. Фролова // Моя профессиональная карьера. – 2020. – Т. 3. – № 11. – С. 123–131.
8 Гаврилов, Л.П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе : учебник для бакалавров / Л. П. Гаврилов. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 372 с.
9 Егорова, Н.Е. Модели и методы анализа устойчивости развития малых предприятий / Н.Е. Егорова // Экономика и математические методы. – 2020. – Т. 56. – № 3. – С. 79–90.
10 Иванова, Р.М. История российского предпринимательства : учеб. пособие для академического бакалавриата / Р. М. Иванова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 303 с
11 Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209–ФЗ (в ред. от 30.12.2020) // [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
12 Кочесокова, М.К. Роль и значение малого и среднего бизнеса в экономическом развитии / М.К. Кочесокова // International Journal of Innovative Technologies in Economy. – 2017. – № 7. – С. 60–64
13 Досова, А.А. Исследование сущности и содержания финансовой устойчивости предприятий малого бизнеса / А.А. Досова // Финансы и учетная политика. – 2020. – № 3 (18). – С. 20–25
14 Джейми, С. Уолтерс Качественная эволюция малого бизнеса. 4 ключа к успеху без необходимости расширения компании / Джейми С. Уолтерс. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2018. — 296 c.
Налоговые и амортизационные льготы, предоставляемые самому мелкому инновационному бизнесу, применяются менее широко, так как для мелких фирм намного важнее; первоначальная и “предначальная” их поддержка.
С конца 70-х — начала 80-х гг. начали разрабатываться более льготные условия налогообложения и для мелкого бизнеса, прежде всего инновационного с учетом его специфических потребностей.
В отношении мелкого бизнеса из ряда амортизационных льгот действует только одна значительная мера. Мелким фирмам разрешено списывать стоимость основного капитала неравными частями или единовременно в течение амортизационного периода.
Таким образом, поддержка предпринимательства в России сводится к системе налоговых льгот на прибыль; так же муниципальные власти помогают бизнесу, создавая союзы и организации, выдавая прямые и гарантированные займы, предоставляя льготы, а так же создавая новые отрасли и технологии.
Выводы по 3 главе.
Сегодня активное развитие российского предпринимательства сопровождается созданием и развитием рыночных отношений, которые должны проходить на достойном уровне и при наличии определенной ситуации (так называемой предпринимательской среды). Прежде всего, это рынок и его отношения, а также личная независимость (свобода) предпринимателя, т.е. он вправе принимать такое решение, которое, по его мнению, является самым эффективным, прибыльным и действенным. Появление большого количества малых предприятий способствует внедрению на рынок товаров и услуг новых продуктов, технологий, освоению рынков сбыта и источников сырья, применению организационных новшеств.
«Комплексный подход к поддержке малого и среднего бизнеса вызывает необходимость разработки целевых муниципальных программ взаимодействия бизнеса и местного самоуправления, отражающих реальные возможности муниципальных образований. Развитие муниципального сектора должно предполагать расширение предпринимательских начал в муниципальной практике, более широкое использование рыночных механизмов, инструментов и открывающихся возможностей для получения доходов и, прежде всего, для повышения качества жизни жителей муниципального образования».45
Разработка целевых местных программ развития и поддержки предпринимательства, программ взаимодействия бизнеса и местного самоуправления, ориентированных на приоритетные направления развития экономики территории, необходимы для формирования благоприятной среды развития предпринимательской инициативы активных слоев общества, формирования различных элементов рыночной инфраструктуры, повышения профессионального и морально-этического уровня, квалификации и компетентности предпринимателей на региональном уровне.
Заключение
Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, которая реализуется субъектами экономики, регламентируется законодательно государственными органами в соответствии с определенными категориями, определяющими и транслирующими сущность данного термина.
Малое предпринимательство как важный элемент системы экономики государства играет большую роль в развитии субъектов государства: увеличение числа занятого и самозанятого населения снижает безработицу, предоставление широкого ассортиментного спектра товаров и услуг населению, уменьшение обязанностей государства и его субъектов по обеспечению социальных программ гарантий.
Малое предпринимательство усиливает конкурентную среду и тем самым помогает прогрессивному развитию экономики территории в целом. Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства и его регионов. Отсюда следует, что поддержка малого предпринимательства – это вклад в рост и развитие рыночной, конкурентной экономики в целом.
Обязательное условие прогрессивного и успешного развития малых предприятий – наличие комплексной и императивной государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровнях, которая создает благоприятную инфраструктуру и бизнес-климат. Только при всестороннем взаимодействии возможных государственных механизмов будет обеспечена самая высокая степень развитости субъектов малого предпринимательства.
Цель и задачи данной работы выполнены в полном объеме.
Динамика последних лет показывает, что малый бизнес в России скорее стагнирует, чем развивается, но увеличение эффективности государственной поддержки вполне способно переломить данную тенденцию. Государству необходимо активнее участвовать в улучшении положения малых предприятий, потому что существующие механизмы поддержки работают неэффективно.
Таким образом, субъекты малого предпринимательства России имеют ряд особенностей, сдерживающих динамичное развитие малого предпринимательства. Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым предпринимательством, а их целое множество, российский малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития. Как правило, меры поддержки малого предпринимательства в нашей стране не учитывают широкого спектра разнообразия предпринимательской деятельности и носят узконаправленный характер. Существуют большие непреодолимые для малых предприятий барьеры получения государственной помощи, с которыми нужно бороться. Особая роль в развитии малого предпринимательства отводится государству: поддержка бизнеса должна носить комплексный и стратегический характер, стать новым национальным приоритетом и вылиться в строительство полноценной инфраструктуры и благоприятной бизнес-среды.
Список использованных источников
-
«Курс предпринимательства», под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара, ЮНИТИ -
Vasyaycheva, V.A. Designing a subprocess of industrial enterprise innovative potential managing // Modern science. 2020. №5-3. С.15-20.Atrill P., McLaney E. (Eds.). Accounting and Finance for Non-Specialists. Philadelphia: Trans-Atlantic Publications, Inc., 10th edition, 2017. 616 p. -
Абчук, В.А., «Курс предпринимательства». – СПб.: Издательство «Альфа», 2001. – 544с. -
Аврамчикова, Н.Т. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова.– Москва: Издательство Юрайт, 2021.– 174 с. -
Барабашев, А.Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов/ А.Г. Барабашев, А.В. Климова.– Москва: Издательство Юрайт, 2021.– 194 с. -
Виленский, А.В. Пространственный аспект нового этапа государственного стратегического планирования поддержки и развития некрупного предпринимательства России. // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 1А. С. 271–281. -
Власков, И.П. Государственная финансовая поддержка малого и среднего бизнеса / И.П. Власков // Финансы и кредит. – 2014. – №9. – С.32–35. -
Власов, И.П. Кредитование малого бизнеса: перспективы развития / И.П. Власов // Финансы и кредит. – 2013. – №3. – С. 23–27. -
Гаврилов, Л.П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе : учебник для бакалавров / Л. П. Гаврилов. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 372 с. -
Голик, Р.И. Регулирование и поддержка малого и среднего бизнеса в России: актуальные вопросы российского и международного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. – 2012. – № 9. – С. 18–19. -
Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ (Р.IV, п.7, гл.5, ст. 121) -
Демина, В.А. Поддержка малого бизнеса: вступает в силу новый закон / В.А. Демина // Российский налоговый курьер. – 2012. – №23. – С. 24–28 -
Джейми, С. Уолтерс Качественная эволюция малого бизнеса. 4 ключа к успеху без необходимости расширения компании / Джейми С. Уолтерс. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2018. — 296 c. -
Джобава, Н.А. Государственное регулирование малого предпринимательства / Н.А. Джобава. — М.: Издательский дом СанктПетербургского государственного университета, Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 2018. — 112 c. -
Досова, А.А. Исследование сущности и содержания финансовой устойчивости предприятий малого бизнеса / А.А. Досова // Финансы и учетная политика. – 2020. – № 3 (18). – С. 20–25 -
Дунаева, А.И., Удачин Н.О. Малый бизнес в Российской Федерации: определение количественных и качественных характеристик // URL: http://NAUKA-RASTUDENT.RU (дата обращения: 23.05.2023). -
Евразийская Экономическая Комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/ dep_stat/econstat/Pages/business.aspx -
Егорова, Н.Е. Модели и методы анализа устойчивости развития малых предприятий / Н.Е. Егорова // Экономика и математические методы. – 2020. – Т. 56. – № 3. – С. 79–90. -
Иванова, Ж. Поддерживай малый бизнес, страна! / Ж. Иванова // Российское предпринимательство. – 2015. – №4. – С. 12–18. -
Иванова, Р.М. История российского предпринимательства : учеб. пособие для академического бакалавриата / Р. М. Иванова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 303 с -
Институт экономики роста им. П.А. Столыпина. URL: https://stolypin.institute/publications -
Калинин, А.В. Анализ развития и состояние малого и среднего бизнеса в мире // Экономика, предпринимательство и право. – 2011. – С. 3–12. -
Копошова, И. Поддержка малого бизнеса / И. Копошева // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2015. – №35. – С. 3–7. -
Кочарова, А.А., Ремизов, Д.А. Малое предпринимательство в России: нужно ли поддерживать и почему? // Валютное регулирование. Валютный контроль. 2021. № 2. С. 12–15. -
Кочесокова, М.К. Роль и значение малого и среднего бизнеса в экономическом развитии / М.К. Кочесокова // International Journal of Innovative Technologies in Economy. – 2017. – № 7. – С. 60–64 -
Любушин, Н.П. и Ионова Е. С. Анализ развития малого бизнеса в современных условиях // Экономический анализ: теория и практика, № 32. – 2013. – С. 2–13 -
Мировые практики поддержки бизнеса в условиях пандемии COVID-19 взглядом «очевидцев» // Экспрессисследование для Федерального центра антикризисной поддержки предпринимателей ОПОРЫ РОССИИ. URL: https://opora.ru/news/mirovye-praktiki-podderzhki-biznesa-v-usloviyakh-pandemii-covid-19-vzglyadomochevidtsev.html -
Мошкин, И.В. Исследование процессов современного предпринимательства: // Российское предпринимательство. – 2014 С. 14–15. -
Обзор мер, применяемых странами для поддержки экономики в период пандемии коронавируса. URL: https://www.nifi.ru/images/FILES/COVID-19/overviewCOVID_20.03.2020.pdf -
Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике: одобрен на заседании Правительства РФ 23 сентября 2020 г. (протокол № 36, раздел VII) № П13-60855 от 2 октября 2020 г. -
Савостьянова, С.А. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Экономика отраслевых рынков: формирование, практика и развитие. Бизнес-модели реализации концепции Smart City: европейский опыт. сборник материалов III межвузовской научной конференции и круглого стола: 2-е изд.. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. М.: Дашков и К, 2021. С. 276–280. -
Саидова, Г.А. Анализ зарубежного опыта поддержки предприятий малого бизнеса // Вестник науки и образования. 2019. № 10-4 (64). - 56-58 c. -
Сайт института Анализа инвестиционной политики. URL: https://xn--80aplem.xn--p1ai/analytics/ Gosudarstvennaa-podderzka-malogo-biznes/ -
Селютин, И.Е. Малое и среднее предпринимательство в современных условиях России / И.Е. Селютин // Modern Science. – 2020. – № 2–1. – С. 94–96. -
Сидорчук, Р.Р. Некоторые проблемы малого бизнеса / Р.Р. Сидорчук // Эко. – 2014. – №1. – С. 17–24. -
США: программы государственной поддержки бизнеса. URL: https://abroadz.com/ssha-programmygosudarstvennoj-podderzhki-biznesa/ -
Тисленко, Д.Р. Специфические особенности малого бизнеса в РФ / Д.Р. Тисленко // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. – 2020. – № 3 (28). – С. 143–147 -
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209–ФЗ (в ред. от 30.12.2020) // [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ -
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209–ФЗ (в ред. от 30.12.2020) // [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ -
Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (гл.3, ст.17, ч.1, п.6) -
Фролова, О.Ю. Актуальные проблемы малого предпринимательства в России / О.Ю. Фролова // Моя профессиональная карьера. – 2020. – Т. 3. – № 11. – С. 123–131. -
Шаронина, Л.В. Анализ состояния малого бизнеса в России в условиях пандемии COVID-19 // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021. № 1 (128). С. 27–30. -
Шерешева, М.Ю., Симэн Е. Государственная политика КНР в отношении китайских малых и средних предприятий в условиях пандемии COVID-19 // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 79. С. 25–49.
1 Аврамчикова, Н.Т. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова.– Москва: Издательство Юрайт, 2021.– 174 с.
2 Барабашев, А.Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов/ А.Г. Барабашев, А.В. Климова.– Москва: Издательство Юрайт, 2021.– 194 с.
3 Vasyaycheva, V.A. Designing a subprocess of industrial enterprise innovative potential managing // Modern science. 2020. №5-3. С.15-20.Atrill P., McLaney E. (Eds.). Accounting and Finance for Non-Specialists. Philadelphia: Trans-Atlantic Publications, Inc., 10th edition, 2017. 616 p.
4 Тисленко, Д.Р. Специфические особенности малого бизнеса в РФ / Д.Р. Тисленко // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. – 2020. – № 3 (28). – С. 143–147
5 Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209–ФЗ (в ред. от 30.12.2020) // [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
6 Селютин, И.Е. Малое и среднее предпринимательство в современных условиях России / И.Е. Селютин // Modern Science. – 2020. – № 2–1. – С. 94–96.
7 Фролова, О.Ю. Актуальные проблемы малого предпринимательства в России / О.Ю. Фролова // Моя профессиональная карьера. – 2020. – Т. 3. – № 11. – С. 123–131.
8 Гаврилов, Л.П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе : учебник для бакалавров / Л. П. Гаврилов. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 372 с.
9 Егорова, Н.Е. Модели и методы анализа устойчивости развития малых предприятий / Н.Е. Егорова // Экономика и математические методы. – 2020. – Т. 56. – № 3. – С. 79–90.
10 Иванова, Р.М. История российского предпринимательства : учеб. пособие для академического бакалавриата / Р. М. Иванова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 303 с
11 Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209–ФЗ (в ред. от 30.12.2020) // [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
12 Кочесокова, М.К. Роль и значение малого и среднего бизнеса в экономическом развитии / М.К. Кочесокова // International Journal of Innovative Technologies in Economy. – 2017. – № 7. – С. 60–64
13 Досова, А.А. Исследование сущности и содержания финансовой устойчивости предприятий малого бизнеса / А.А. Досова // Финансы и учетная политика. – 2020. – № 3 (18). – С. 20–25
14 Джейми, С. Уолтерс Качественная эволюция малого бизнеса. 4 ключа к успеху без необходимости расширения компании / Джейми С. Уолтерс. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2018. — 296 c.