Файл: Поддержка государства и общественных организаций развития малого предприятия в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержания

Введение

1. Теоретические аспекты государственной поддержки малого предпринимательства

1.1. Сущность и анализ деятельности малого предпринимательства в России

1.2. Основы поддержки государства и общественных организаций в развитии малого предпринимательства

2. Анализ механизма государственной поддержки малого предпринимательства в современных условиях

2.1. Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в современных условиях

2.2. Формирование механизма оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства

3. Проблемы и направления совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства в России

3.1. Проблемы и направления совершенствования механизма государственной поддержки в России

3.2. Рекомендации по совершенствованию механизма государственной поддержки малого предпринимательства

Заключение

Список использованных источников


Выводы по 2 главе.

Таким образом, важность сектора малого предпринимательства признана во всем мире. Малый бизнес создает рабочие места и обеспечивает большую часть населения доходами, формируя социально-экономический имидж страны. Опыт отдельных государств в целом показывает, что система поддержки малого бизнеса должна гармонировать с реальными нуждами и потребностями. России сегодня определенно нужно более активно развивать малое предпринимательство, наращивая его долю в структуре ВВП. При этом зарубежная практика и ее применение играют весомую роль для страны, в части того, что относится к разработке стратегической концепции развития и поддержки малого предпринимательства. Изучение этого опыта способствовало бы совершенствованию организационных и институциональных аспектов государственной системы поддержки малого предпринимательства на всех уровнях власти.

Проведенный анализ направлен на формирование системы критериев эффективности государственной поддержки малого предпринимательства, имеющей универсальный характер. Ее применение позволит единообразно подходить к формированию программ поддержки малого предпринимательства и оценке их эффективности, что, в конечном счете, приведет к рационализации процедуры поддержки и использования бюджетных средств.

При систематизации критериев эффективности, используемых в программах, было выявлено, что для оценки государственной поддержки малого предпринимательства крайне редко встречаются результаты позволяющие отделить эффекты, обусловленные поддержкой от внешних факторов. В настоящее времени подобная оценка государственной поддержки малого предпринимательства осуществляется на базе методик анализа общего развития малого предпринимательства. Среди основных недостатков данного подхода к оценке можно выделить то, что она сводится к оценке малого предпринимательства в целом, данный подход носит общий характер и получаемые значения о развитии малого предпринимательства не дают характеристику государственной поддержки для органов государственной власти.

В научной литературе встречаются критерии, преодолевающие некоторые недостатки программных формулировок, но они не позволяют в полной мере оценить некоторые эффекты малого предпринимательства как сектора экономики, и поэтому не могут служить базой для оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства. В связи с этим возникает необходимость развития специального комплексного подхода к оценке эффективности государственной поддержки малого предпринимательства, основанного на расчете интегрального критерия эффективности, пользователями которой станут органы государственной власти, реализующие поддержку малых предприятий.



3. Проблемы и направления совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства в России

3.1. Проблемы и направления совершенствования механизма государственной поддержки в России


Актуальность поддержки малого бизнеса обоснована сложной экономической ситуацией в стране и необходимостью предоставления льготных условий для развития малого предпринимательства. Развитие малого предпринимательства в России способствует росту экономических показателей и снижению уровня социальной напряжённости. Поэтому государственные структуры особенно заинтересованы в разработке программ финансирования и поддержки малого бизнеса. Для малого бизнеса предоставляется не только финансовая форма поддержки, но и ряд информационно-консультационных услуг, льготы для приобретения оборудования, улучшения производственных мощностей и т.д.

В текущих непростых экономических реалиях различные программы поддержки малого и среднего предпринимательства должны стать тем инструментом, который позволит добиться стабильного роста экономики всей страны. Актуальность проблематики, как и огромный потенциал Российской Федерации в данном аспекте, подтверждается статистикой: по данным российской венчурной компании, доля МСП в ВВП страны в 2018 году составила лишь 20,2% (в 2017 было 21,9), тогда как в экономически развитых странах доля малого и среднего бизнеса держится на уровне 50-60% от ВВП (Рисунок 4).

Про достижение подобного уровня развития малого и среднего предпринимательства говорить пока рано, однако первыми лицами государства называются цифры в районе 30-40% - доля МСП в ВВП РФ, которая должна быть достигнута к 2024-25 годам.



Рисунок 4 — Доля малых и средних предприятий в ВВП40
Деятельность в данной сфере регламентируется федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ На федеральном уровне программу поддержки предпринимательства реализует минэкономразвития России, в рамках которой предоставляются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для оказания государственной поддержки малым и средним предпринимателям на региональном уровне.


Сегодня в рамках программы на первый план выходят мероприятия, связанные с переформатированием работы сети организаций, образующих инфраструктуру поддержки, внедрением сервисной модели ее оказания.

Программой предусмотрен комплекс мер, включающий более 20 мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей предпринимателей в финансовых, имущественных и информационных ресурсах.

На месте, непосредственно в регионах, субъекты малого и среднего предпринимательства получают финансовую, инфраструктурную и консультативную поддержку от субъектов РФ.

Также существуют различные программы поддержки от фонда содействия инновациям, такие как «умник», «развитие», «коммерциализация» и тд, отличительная черта которых - финансирование инновационной деятельности, суммы варьируются от 500т.р. до 20 млн.

Ещё одной мерой государственной поддержки малого и среднего бизнеса можно считать специальные налоговые режимы, которые позволяют снизить налоговую нагрузку с различных субъектов предпринимательства, если те попадают под заданные критерии по численности сотрудников, размеру выручки и виду деятельности.

Следующим инструментом поддержки развития предпринимательства в России является субсидирование недополученных кредитными организациями доходов по кредитам, которые выдаются субъектам малого и среднего бизнеса по льготной ставке. Правила предоставления таких субсидий на следующие 5 лет были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 №1764.

Ещё один инструмент поддержки малого и среднего предпринимательства - это закрепленное в законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ требование к заказчикам, согласно которому они обязаны осуществлять закупки у субъектов МСП и социально ориентированных НКО в объеме не менее чем 15% от годового объема закупок.

Также создаются специализированные порталы, разработанные в целях обеспечения организации оказания маркетинговой и информационной поддержки субъектам МСП. На таком сайте действующий или начинающий предприниматель может найти ответы на интересующие его вопросы узкой направленности, узнать последние изменения налогового законодательства и даже получить помощь в расчете бизнес-плана.


Развитие малого бизнеса в России в настоящее время проходит с осложнениями, но разнообразные способы государственной поддержки будут хорошим стартом. Государству необходимо активно участвовать в улучшении положения малых предприятий, потому что существующие механизмы поддержки работают неэффективно.

Подводя итог, отметим, что малый бизнес России имеет ряд особенностей, сдерживающих динамичное развитие малого предпринимательства. Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым предпринимательством, российский малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития. Особая роль в развитии малого бизнеса отводится государству: поддержка бизнеса должна носить комплексный и стратегический характер и стать новым национальным приоритетом.