Файл: Поддержка государства и общественных организаций развития малого предприятия в России.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты государственной поддержки малого предпринимательства
1.1. Сущность и анализ деятельности малого предпринимательства в России
1.2. Основы поддержки государства и общественных организаций в развитии малого предпринимательства
2. Анализ механизма государственной поддержки малого предпринимательства в современных условиях
2.1. Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в современных условиях
3.1. Проблемы и направления совершенствования механизма государственной поддержки в России
3.2. Рекомендации по совершенствованию механизма государственной поддержки малого предпринимательства
Создание эффективной системы взаимоотношений местных органов власти с предприятиями различных форм собственности является одним из основополагающих условий обеспечения социально-экономического развития муниципальных образований.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям местного самоуправления относится «принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования».41 Все отрасли и сферы жизнедеятельности муниципального образования, экономические и социальные процессы, протекающие в границах его территории, рассматриваются как субъект планового регулирования на местном уровне.
Главная цель муниципальных органов власти заключается в создании на конкретной территории благоприятного предпринимательского климата. Кроме этого, необходимо всемерное содействие развитию предпринимательства, которое заключается в реальных активных действиях органов местного самоуправления: способствующих достижению экономического процветания данного муниципального образования. Важно учитывать, что меры содействия должны компенсировать недостатки региона как места размещения предприятий, а не создавать предпосылки для руководства и управления экономикой.
Эффективное развитие предпринимательства на уровне муниципального образования позволяет решить ряд актуальных задач: создание новых рабочих мест, обеспечение эффективной занятости населения; помощь населению для «вхождения» в коммерческую деятельность; содействие экономическому и социальному развитию малых населенных пунктов; организация производства товаров массового спроса, развитие потребительского рынка; развитие конкуренции в отраслях народного хозяйства.
Для создания благоприятной среды для развития предпринимательской инициативы, формирования рыночной инфраструктуры, повышения профессионального и морально-этического уровня, квалификации и компетентности предпринимателей на региональном уровне необходимо разработать комплексную программу развития и поддержки предпринимательства
, ориентированной на приоритетные направления развития экономики данной территории.
Программа взаимодействия бизнеса и местного самоуправления включает основные направления: консультационное обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства; формирование систем и процессов управления развитием предпринимательства; совершенствование деятельности инфраструктуры, способствующей развитию предпринимательства (бизнеса); совершенствование охраны труда в сфере предпринимательства; развитие информационно-аналитического обеспечения системы подготовки и принятия решений в сфере развития предпринимательства.
Последовательность мероприятий при реализации региональной политики: социологическое исследование для обеспечения оптимального подхода к формированию территориальной программы; исследование качественных характеристик экономики региона; экспертная оценка возможностей развития предприятий в регионе; формирование территориальной комплексной программы поддержки и развития предпринимательства, механизма ее осуществления и финансового обеспечения; создание территориальных структур для обеспечения организационного процесса.
Структуры самоорганизации предпринимателей при муниципалитете включают различные формы объединения всех предпринимателей данного муниципального образования по критериям в зависимости от характера деятельности, размера функционирования, организационно-правовой формы.
В ситуации, если предпринимательство развито сравнительно слабо (незначительная территория, преимущественно сельскохозяйственная направленность), первоначально целесообразно создавать организации, которые объединят всех предпринимателей: Совет предпринимателей, Союз предпринимателей, Ассоциация предпринимателей и др. «Данные организации являются некоммерческими, объединяющими юридических или физических лиц, выступающих в роли хозяйствующих субъектов».42 Содействию развития предпринимательства в муниципалитете способствует торгово-промышленная палата. Органы взаимодействия между предпринимателями и органами местного самоуправления осуществляют диалог между предпринимателями и органами местного управления по вопросам экономического развития. Это могут быть совет по делам предпринимательства, консультативный совет, координационный совет; эти органы представляют одновременно и предпринимателей, и органы местного самоуправления.
Развивающееся предпринимательство – это новое явление в современной российской экономике. Для него необходимо всестороннее изучение формирования и государственной территориальной политики его поддержки, и локальных программ взаимодействия бизнеса и органов местного самоуправления. Если органы местного самоуправления самостоятельны, независимы в организационном, финансовом, правовом отношении и рассматривают развитие предпринимательства, как важный элемент муниципальной политики, то они способны успешно осуществлять региональную политику для удовлетворения потребности населения муниципального образования.
Таким образом, чтобы создать все условия для развития предпринимательской инициативы и формирования рыночной инфраструктуры нужно разработать комплексную программу взаимодействия бизнеса и местного самоуправления. Она должна содержать такие пункты, как консультационное обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства; формирование систем и процессов управления развитием предпринимательства; совершенствование деятельности инфраструктуры, способствующей развитию предпринимательства пр. Если предпринимательство развито слабо, то необходимо первично создавать организации, которые объединят всех предпринимателей (Совет предпринимателей, Союз предпринимателей, Ассоциация предпринимателей и др.)
На современном этапе вклад предприятий малого бизнеса в оздоровление экономики недостаточен. Это является следствием общего не только спадом производства и разрывом хозяйственных связей, но и недостаточной государственной поддержкой этих предприятий. Малые предприятия представляют собой неустойчивую предпринимательскую структуру, зависимую от колебаний рынка и, следовательно, нуждающуюся в разносторонней государственной поддержке. В России государственная поддержка малых форм производства сводится к системе налоговых льгот на прибыль.
«Еще одной важной проблемой малого бизнеса в России является кредитование. Специальные банки, которые обслуживали бы малый бизнес, отсутствуют. Специальные фонды, союзы малых предприятий не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями. Именно отсутствие возможности получения кредита исключает способность к конкуренции».43
Организационные формы поддержки и защиты интересов малых предприятий представлены в России в ассоциации малых предприятий, в Федерации развития и поддержки малого предпринимательства, во Всемирной ассамблее мелких и средних предприятий, в различных фондах развития и поддержки малого бизнеса. Но у данных организаций слишком много собственных проблем, поэтому реальной помощи малым предприятиям они не оказывают. Кроме того, предприятия малого бизнеса нуждаются в информационном обслуживании, в подготовке кадров, в льготном банковском кредите.
Финансово-кредитная поддержка малых предприятий со стороны государства осуществляется через прямые и гарантированные займы. Прямые займы – это выдача небольшим фирмам на определенный срок ссудного капитала под более низкие процентные ставки, чем кредит на частном рынке.
Гарантированные займы предоставляют кредиторам государственные гарантии до 90% заемного капитала. Так государство заинтересовывает частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капитала мелким фирмам. Существуют и другие формы поддержки со стороны государства: предоставление особых льгот предприятиям в областях слабо развитой промышленностью, обеспечение малых предприятий госзаказом.
На современном этапе развитие малых предпринимательских форм происходит преимущественно в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений (торговля, общественное питание, строительство гражданских объектов, мелкий ремонт техники и машин, сельское хозяйство). А сфера научно-технических новшеств и информации, такой перспективный рынок, не осваивается. Это является следствием не только недостаточного внимания к данным проблемам государственных структур управления, отсутствия правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического 'бизнеса, но и монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. Результат этих процессов - монополизм государственного сектора в науке и отсутствие внедренческих структур в материальной сфере.
«В условиях ресурсной необеспеченности мелкого инновационного бизнеса важнейшим фактором его существования является организация своеобразной сети его поддержки. Мелкие фирмы в сфере научно-технического прогресса выигрывают в возможности максимального раскрепощения творческого потенциала и инициативы научно-технических работников. Основные направления поддержки малого бизнеса: финансовая поддержка; материально-техническая (сдача в аренду и возможность покупки, в том числе на льготных условиях, средств производства — зданий и сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств, копировальной техники и др.); информационная (обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступа к базам данных и т.д.); консультативная по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчетности, оформления патентов.
Реализация политики стимулирования инновационной активности мелкого бизнеса проводится на всех уровнях государственного управления — от федерального правительства до муниципалитета. В государственной политике в этой области главным является создание своеобразного «инновационного климата», т.е. обеспечение благоприятных экономических, правовых, организационных, психологических и других условий для возникновения и развития новых фирм. Государство свои основные усилия направляет на начальные и «предначальные» периоды становления мелких инновационных предприятий. В государственной инновационной политике в отношении мелкого бизнеса главным содержанием является регулирование финансовых потоков, направленное на облегчение доступа мелких фирм к источникам финансовых средств.
Выделяются два направления; целенаправленное субсидирование из бюджета (через федеральные агентства и ведомства) и привлечение частного капитала к финансированию инновационной деятельности мелких фирм. Целенаправленное бюджетное финансирование осуществляется в форме безвозвратного субсидирования, через предоставление льготных займов и заключение контрактов на разработку новой продукции и технологии. Программы безвозвратного субсидирования осуществляют два федеральных ведомства — «Администрация по делам мелкого бизнеса» (АМБ) и «Национальный научный фонд» (ННФ). «Администрация по делам мелкого бизнеса» осуществляет программы предоставления льготных займов в виде прямых займов, долевого участия в займах коммерческих банков и гарантирования займов коммерческих банков. При этом прямые займы производятся АМБ из собственных кредитных источников, максимальная ставка составляет 7%. Сроки предоставления займов различны: до 6 лет — на текущие нужды; до 20 лет — на приобретение оборудования, земельной собственности и строительство; до 30 лет — на восстановление предприятий, пострадавших от стихийных бедствий.
Второе направление государственной инновационной политики в отношении мелкого инновационного бизнеса является привлечение частного капитала для финансирования. Это направление осуществляется на уровне федерального правительства и реализуется преимущественно через компании венчурного капитала. Компании венчурного финансирования действуют трех типов: корпоративные, независимые и частные. Венчурный капитал размещается в форме акционерного капитала, и инвесторы становятся акционерами мелких инновационных фирм. Доля участия отдельных компаний венчурного капитала в мелких фирмах редко превышает 50%».