Файл: Поддержка государства и общественных организаций развития малого предприятия в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержания

Введение

1. Теоретические аспекты государственной поддержки малого предпринимательства

1.1. Сущность и анализ деятельности малого предпринимательства в России

1.2. Основы поддержки государства и общественных организаций в развитии малого предпринимательства

2. Анализ механизма государственной поддержки малого предпринимательства в современных условиях

2.1. Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в современных условиях

2.2. Формирование механизма оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства

3. Проблемы и направления совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства в России

3.1. Проблемы и направления совершенствования механизма государственной поддержки в России

3.2. Рекомендации по совершенствованию механизма государственной поддержки малого предпринимательства

Заключение

Список использованных источников



Таблица 1 — Критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса

Критерии

Микропредприятия

Малые

Средние

Численность рабочей силы (человек)

До 15

До 100

101-250

Общая сумма дохода (млн. руб.)

120

800

2000

Доля в уставном капитале (%)

- других организаций

25

- иностранных организаций

49


«Малое предпринимательство выполняет ряд важных функций. Вопервых, оно обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, оно способно не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых, оно создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна»13. Малое предпринимательство позволяет формировать дополнительные рабочие места, создавать новые вакансии, развивать отдельные отрасли экономики, заполнять потребности местных рынков.14,15

Следует отметить, что к важному преимуществу развития малого предпринимательства следует отнести обеспечение выполнения тех видов работ и услуг, которые не выполняют субъекты крупного бизнеса. Именно малое предпринимательство создает здоровую конкурентную среду и позволяет формироваться объективной ценовой политики на рынке товаров, работ и услуг.


1.2. Основы поддержки государства и общественных организаций в развитии малого предпринимательства


На начальных этапах любой бизнес нуждается в сильной поддержке со стороны государства. Поддержку малому и среднему бизнесу должны оказывать как государственные органы власти, так и общественные организации самих бизнесменов это, как правило, различные союзы, ассоциации, агентства, торгово-промышленные палаты. Для этого следует сформулировать грамотную, единую государственную и негосударственную политику в отношении малого и среднего бизнеса. Данную проблему можно решить в том случае, если рассматривать государственную и негосударственную поддержку бизнеса как систему.16

Каждая система часто рассматривается как совокупность элементов, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и образуют определенную целостность. Если количество и прочность связей между элементами велико, а воздействиями на них незначительно, то такая система считается достаточно устойчивой. Это одно из главных правил разработки и функционирования таких элементов.17

Функции конкретных элементов системы поддержки малого и среднего бизнеса вытекают из главной ее цели и задач. Главная цель этой системы состоит в том, чтобы создать благоприятные условия функционирования и развития малых и средних фирм, а также условий, которые необходимы для того чтобы они занимали основной сектор в экономике. Для того чтобы реализовать эту цель необходимо решить комплекс задач. Во-первых, необходимо наличие обоснованной правовой основы и не противоречащие друг другу комплексы нормативно-правовых актов функционирования малого и среднего бизнеса. Во-вторых, необходимо наличие прямых и косвенных мер поддержки малого и среднего бизнеса. В-третьих, механизм поддержки малого и среднего бизнеса должен предусматривать возможность предоставления ассигнований из бюджетов различных уровней на осуществление проектов развития малых предприятий. В-четвертых, необходима разработка и исполнение целевых программ развития малого и среднего бизнеса на всех уровнях власти. В-пятых, необходимо создание структуры государственных и негосударственных организаций по поддержке малого и среднего бизнеса. Для ее создания нужно использовать вертикально-горизонтальный принцип. В-шестых, важно, чтобы политика государственной поддержки малого и среднего бизнеса содержала положения о возможности разработки механизма осуществления взаимовыгодной совместной деятельности кооперации, как среди малых предприятий, так и с субъектами крупного бизнеса т.е развитие лизинга, франчайзинга и субподряда.

18

Систему поддержки малого и среднего бизнеса следует рассмотреть с двух сторон. С одной стороны, при определении системы поддержки малого и среднего бизнеса, внимание нужно обращать на субъекты поддержки малого и среднего бизнеса, которыми, как правило выступают государство и организации некоммерческого характера, обеспечивающие в свою очередь хорошие возможности для функционирования как внутренней, так и внешней среды малого и среднего бизнеса, а также большие или крупные хозяйственные структуры, при объединении с которыми внешняя среда малого бизнеса становится более стабильной и предсказуемой. С другой стороны, в качестве основы, как правило, можно взять деятельность государства направленную на создание благоприятной среды для развития малого и среднего бизнеса.

При первом подходе система поддержки малого и среднего бизнеса представляется в качестве совокупности мероприятий, которые осуществляются органами государственной власти, некоммерческими и общественными организациями и крупными государственными предприятиями посредством использования специальной инфраструктуры, а также в рамках различных форм объединений с большими фирмами, направленных на решение основных проблем малого и среднего бизнеса.19

Органы государственной власти, осуществляющие поддержку малого и среднего бизнеса, различаются по уровням. В структуре государства, а именно, в системе поддержки малого и среднего бизнеса выделяют два уровня, федеральный и региональный, каждый из них самостоятельно образует конкретную систему; органы поддержки, в свою очередь, можно также разделить на три группы. Связь между двумя обозначенными критериями классификации органов поддержки подразумевает, что на каждом уровне в конкретной форме воспроизводится их функциональная структура. В то же время весьма заметно тяготение институтов инфраструктуры к региональному уровню, который непосредственно взаимодействует с конкретными единицами мало бизнеса. Нельзя забывать и о муниципальном уровне поддержки малого и среднего бизнеса, также тесно связанного с государственными уровнями власти.

Существующие на сегодняшний день институты инфраструктуры государственной поддержки необходимы для выполнения функции, как оказание материально-технической
, технологической, информационной, маркетинговой, консультационной, кадровой, образовательной, а также финансовой поддержки. При этом институты инфраструктуры, которые реализуют эти функции, могут быть как многопрофильными, так и специализированными, а именно, обеспечивающими только один вид поддержки.

Наряду с федеральной и региональной поддержкой необходимым является становление интеграционной поддержки малых фирм. Дело в том, что большие компании обладают хорошими возможностями для осуществления поддержки малых фирм, реализация этих возможностей осуществляется через огромное количество форм хозяйственной интеграции, среди которых выделяются франчайзинг, лизинг, субподряд и венчурное финансирование.

Можно также выделить и другой подход к интерпретации «системы поддержки малого и среднего бизнеса». Данный подход рассматривает поддержку малого и среднего бизнеса как создание государством среды для эффективного устойчивого развития малых предприятий при помощи экономических, правовых, социальных рычагов. При таком рассмотрении системы государственной поддержки, не стоит забывать о наличии внутренней и внешней среды малого предприятия, каждая из которых представляет собой различные факторы. Если принять во внимание последнее высказывание, то, если определять меры государственной поддержки в России, необходимо выделить три основных направления государственной деятельности по оказанию помощи малому и среднему бизнесу.20

1) Осуществление порядка во внешней среде;

2) Оказание регулирующего воздействия на внутреннюю среду;

3) Организационное самосовершенствование системы институтов поддержки малого и среднего бизнеса.

Каждое из направлений государственной поддержки представляет собой единый комплекс мероприятий. Очевидно, что направления государственной поддержки должны соответствовать конкретным принципам. Грамотное определение принципов государственной поддержки приведет к повышению ее эффективности. В Федеральных законах «О развитии малого и среднего предпринимательства» и «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» подобных положений не наблюдается.21

Опираясь на зарубежный опыт государственного регулирования малого и среднего бизнеса, можно выделить основные принципы, которые должны стать главными при разработке и реализации государственной поддержки малого и среднего бизнеса в нашей стране. Каждому из трех направлений государственной
поддержки присущи свои конкретные принципы, которые обусловлены видами определенной деятельности в отдельном блоке. Таким образом, существует 3 блока мероприятий поддержки малого и среднего бизнеса:

1) Административно-правовой блок;

2) Финансовый блок;

3) Государственный блок. Постараемся подробно описать каждый из блоков.

Первый блок мероприятий, которые направлены на наведение порядка во внешней среде малого и среднего бизнеса, включает в себя следующие виды деятельности: совершенствование правовой базы; ликвидация административных барьеров; осуществление реформирования налогообложения; обеспечение свободного доступа к информации; осуществление антимонопольной политики; содействие внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса; создание благоприятного общественного мнения о предпринимателей; защита от преступности.

Их реализация происходит на основе таких принципов государственной поддержки, как:

1. Эффективное сочетание политики протекционизма с идеей свободы рыночного саморегулирования деятельности субъектов экономики, в частности малых предприятий;

2. Принцип обусловленной ответственности и гарантированности.

Протекционизм является одним из главных принципов, которые неразрывно связаны с устоями рынка в целом. Даже если рыночные отношения хорошо развиты малые предприятия все равно нуждаются в поддержке со стороны государства, в частности во время запуска нового производства. Помимо протекционистских мер, также хотелось бы обратить внимание на такой актуальный принцип, как эффективное сочетание протекционистских мер с мерами обеспечения свободы рыночного саморегулирования деятельности субъектов малого бизнеса. Однако в случае экономического кризиса, все-таки должны преобладать протекционистские меры для создания хороших условий для развития российского бизнеса.

Принцип обусловленной гарантированности и ответственности подразумевает то, что государственная поддержка бизнеса должна осуществляться на определенных условиях, которые юридически закреплены в договорах между государством и субъектами малого бизнеса с взаимной ответственностью договаривающихся сторон.22