Файл: Отчет о прохождении производственной практики педагогическая практика.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 3074
Скачиваний: 78
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оборудование в сенсорной комнате направлено на решение следующих задач:
Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:
- снятие психоэмоционального напряжения;
- саморегуляция и самоконтроль;
- умение управлять своим телом, дыханием;
- умение передавать свои ощущения в речи;
- умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
- уверенность в себе.
Развитие коммуникативной сферы детей:
- эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
- преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
Развитие психических процессов и моторики детей:
- произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
- память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;
- развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
Программа занятий в сенсорной комнате включает в себя три временных этапа: 1- ознакомительный; 2 – адаптационный 3 – коррекционно-развивающий.
На первом этапе дети знакомятся с правилами и особенностями организации занятий в сенсорной комнате; создается настрой на совместную работу; проводится разминка и упражнение на снятие волнения, напряжения.
На втором этапе решаются следующие задачи:
-
развитие кожно-кинетической чувствительности, так как она является базой для слухового и зрительного восприятия; -
развития тактильной чувствительности; -
занятия по развитию визуального и акустического восприятия; -
совершенствуются зрительно-моторная координация, развивается речь; -
мягкий остров мягко поддерживает тело, принимает его форму, хорошо подходит для отдыха, релаксации и наблюдения за экраном бесконечности, звездным небом и т.д.;
На третьем заключительном этапе итоги общения; обобщение приобретенного опыта (Что понравилось? Что не понравилось? Какими впечатлениями вы бы хотели поделиться?); заполнение дневника настроения.
Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате:
Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:
- снятие психоэмоционального напряжения;
- саморегуляция и самоконтроль;
- умение управлять своим телом, дыханием;
- умение передавать свои ощущения в речи;
- умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
- уверенность в себе.
Развитие коммуникативной сферы детей:
- эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
- преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
Развитие психических процессов и моторики детей:
- произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
- память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;
- развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
Подбор элементов сенсорной комнаты включает в себя:
1. Мягкая среда (мягкий диван, мягкое кресло)
Обеспечивающая уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому все изделия мягкой обстановки решены в спокойных тонах. Большой пуфик-кресло с гранулами позволяет снять излишнюю напряженность, успокоиться, мягко поддерживает тело, принимает его форму, хорошо подходит для отдыха, релаксации и наблюдением за растениями и аквариумом с рыбками и черепахой.
2. Зрительная и звуковая среда (музыкальный центр, солнечная система, картины)
3. Полноценная организованная тактильная среда позволяет через развития тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности. В заключении, можно сделать вывод: развитие тактильных ощущений способствует развитию речи, мышления, памяти, а также влияет на нервную систему – успокаивает ребенка, помогает научиться концентрировать внимание.
Главной целью воспитательного и образовательного процесса является формирование личности ребенка, обладающей необходимыми нормами и правилами поведения в обществе.
Основными задачами дошкольной группы являются:
-
реализация функций и задач, определенных Уставом школы, ФГОС дошкольного образования; -
воспитание и обучение детей по программе дошкольного образования; -
содержание детей: присмотр, уход, медицинское обслуживание, социально-психологическое сопровождение, питание; -
обеспечение и укрепление здоровья воспитанников.
1.2. АНАЛИЗ ДИАГНОСТИКО-КОНСУЛЬТАТИВНОЙ И КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В период времени с 30.03.2023 до 24.05. 2023 мною проводилась следующая работа:
-
знакомство с руководителем практики; -
работа по знакомству с медицинской и психологической документацией на каждого обучающегося; -
посещение и анализ групповых и индивидуальных занятий педагога-психолога; -
разработка и проведение пробных индивидуальных и групповых занятий с обучающимися; -
разработка и проведение воспитательного мероприятия; -
наблюдение, диагностика и составление характеристики на обучающихся.
На первых двух неделях педагогической практики я наблюдала за деятельностью педагога-психолога Черкашиной Анжелики Михайловны. Посетила занятия детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
На занятиях педагог-психолог продемонстрировала:
• технику работы с обучающимися данной нозологии;
• структуру проведения занятия;
• продемонстрировала, как правильно формулировать задание, распределять время во время занятия, оказывать помощь обучающимся, у которых возникают трудности.
• как настроить ребенка занятие и установить с ним контакт;
• разные формы использования ИКТ;
Я отмечала для себя какие методы работы с детьми с ТНР более эффективны, какие темы занятий для данного возраста и категории более интересны и формулировала свои коррекционные индивидуальные и групповые занятия.
Мною были составлены и проведены:
-
3 групповых коррекционных занятий («Дружба крепнет с каждым днем», «Здоровый образ жизни», «Весёлые каракули»); -
2 индивидуальных коррекционных занятий («Зима», «Весна»); -
Воспитательное мероприятие («Советы веселому колобку»); -
Конспект психологической консультации родителей (законных представителей) на тему «Пальчиковая гимнастика и её влияние на развитие речи детей». -
составлена программа психолого-педагогической диагностики, на основе которой была написана психолого-педагогическая характеристика на обучающегося.
Все конспекты занятий включают в себя:
- название темы;
- цель;
- задачи (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные);
- оборудование;
- ход занятия:
-
Организационный этап -
Основная часть -
Заключительный этап
Целью группового коррекционного занятия на тему «Дружба крепнет с каждым днём» было познакомить обучающихся с правилами, которые способствуют созданию дружеских отношений, формированию внимательного, доброжелательного отношения к сверстникам, чувства общности, умению выражать свое положительное отношение к другим.
Данное занятие было направлено на решение следующих задач:
Коррекционно- образовательная – продолжать знакомить детей с понятиями «дружба», «друг», с правилами дружбы через их совместное составление; учить анализировать и правильно оценивать поступки людей;
Коррекционно-воспитательная – воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.
Коррекционная – развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление; развивать словарь, фразовую речь, умение подбирать необходимое слово, наиболее полно и адекватно выражающее мысль.
Организационный этап подразумевал приветствие и знакомство педагога-психолога с обучающимися. Также в начале занятия педагог-психолог интересовался эмоциональным состоянием обучающихся и кратко рассказывал, чем они будут заниматься на занятии.
В основной части с обучающимися проводились такие упражнения как: «Беседа о дружбе», «Хмурый мишка», «Подари улыбку».
На заключительном этапе проходило подведение итогов, обмен чувствами, анализ произошедшего. После подведения итогов и обсуждения педагог-психолог прощался с обучающимися.
На втором групповом коррекционном занятии мы рассматривали тему «Здоровый образ жизни». Целью которого было создание условий для развития психических познавательных процессов.
Данное занятие было направлено на решение следующих задач:
- Познакомить детей с понятием «здоровья» и его составляющими;
- Обучение навыкам взаимодействия, сотрудничества;
- Обучение адекватным способам выражения своих эмоций, состояния;
- Закрепить навыка взаимодействия в парах;
- Развитие умения выражать свое отношение к окружающим при помощи слов, жестом, мимики, эмоций;
- Создание чувства сплоченности коллектива;
- Снятие напряжение, релаксация;
- Развитие внимания, образной памяти;
Организационный этап подразумевал приветствие и знакомство педагога-психолога с обучающимися. Также в начале занятия педагог-психолог интересовался эмоциональным состоянием обучающихся и кратко рассказывал, чем они будут заниматься на занятии.
В основной части с обучающимися проводились такие упражнения как: «Физминутка», «Игра с листочком», «Пальчиковая гимнастика», «Су-джок терапия».
На заключительном этапе проходило подведение итогов, обмен чувствами, анализ произошедшего. После подведения итогов и обсуждения педагог-психолог прощался с обучающимися.
Третье коррекционно-развивающее занятие было на тему: «Весёлые каракули». Цель данного занятия - создание условий для развития психических познавательных процессов.
Данное занятие было направлено на решение следующих задач:
Коррекционно-образовательные задачи:
— Познакомить детей с элементами фрактального рисования;
— Формировать умения выполнять задания по инструкции;
— Закреплять умения ориентироваться на листе бумаги.
Коррекционно-развивающие задачи:
— Создавать условия для развития эмоционально- волевой сферы (навыки самоконтроля, усидчивость, выдержку);
— Создавать условия для развития творческих способностей;
— Развивать моторику на основе раскрашивания фракталов и выполнения пальчиковой гимнастики;
— Развивать внимательность, самостоятельность и инициативность при выполнении заданий;
— Развивать умение расслабляться посредством выполнения релаксационных упражнений;
— Развивать межполушарное взаимодействие.
Коррекционно-воспитательные задачи:
— Воспитывать умение работать самостоятельно;
— Воспитывать эмоционально-положительной отношение к себе и к окружающим.
Организационный этап подразумевал приветствие и знакомство педагога-психолога с обучающимися. Также в начале занятия педагог-психолог интересовался эмоциональным состоянием обучающихся и кратко рассказывал, чем они будут заниматься на занятии.
В основной части с обучающимися проводились такие упражнения как: «Готовьте наши ручки», «Ленивая восьмерка», «Волшебная дорога», «Глазкам нужно отдохнуть».
На заключительном этапе проходило подведение итогов, обмен чувствами, анализ произошедшего. После подведения итогов и обсуждения педагог-психолог прощался с обучающимися.
Также в ходе прохождения практики были составлены 2 развернутых плана-конспекта индивидуальных коррекционных занятий.
Первое индивидуальное коррекционное занятие было по теме: «Зима».
Оно было направлено на расширение и активизацию словаря по теме «Зима», а также на развитие познавательных процессов.
Данное занятие было направлено на решение следующих задач:
Образовательные:
-
Обобщение знаний об изменениях в природе с приходом зимы; -
Расширение и активизация словаря по теме «Зима», пополнение пассивного словаря относительными прилагательными.
Коррекционно-развивающие:
-
Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти; -
Развитие логического мышления, воображения; -
Развитие мыслительных операций: сравнение, обобщение; -
Развитие мелкой моторики рук; -
Развитие умения ориентироваться в пространстве и на плоскости; -
Снятия психоэмоционального напряжения.